М. С. Капралова
Научный руководитель – к. п. н., доцент Л. В. Шварева
Аннотация: в данной статье мы рассматриваем процесс формирования диалогической речи у школьников в период обучения английскому языку. Основное внимание уделяется роли информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в формировании диалогической речи. Авторы статьи подтверждают эффективность применения компьютерных программ на уроках английского языка в средней школе.
Ключевые слова: диалогическая речь, информационно-коммуникативные технологии, коммуникация, компьютерная программа.
На сегодняшний день помимо информатизации общества в мире в быстром темпе протекают процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. На государственном уровне 4 февраля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев принял Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» для всего государственного образования. В скором времени к 2020 году срок на реализацию данной инициативы истечёт. В данном документе прописано, что новая школа имеет современную инфраструктуру, то есть наличие современных компьютеров, медиатеки, высокотехнического учебного оборудования, Интернета широкополосного, интерактивных учебных пособий и так далее. При реализации данного проекта современный учитель сможет владеть знаниями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и уметь применять их на практике в своей профессиональной деятельности, а также стремиться к непрерывному самообразованию [13]. В этом проекте основная задача учителя заключается в том, чтобы помощь ученикам стать нравственными, творческими, уверенными в себе, самостоятельными и коммуникативно-ориентированными личностями. Последняя характеристика, по словам президента, подразумевает умение общаться с людьми и высказывать своё мнение не только в России, но и за рубежом. Но как показывает практика, ученики пока не способны на это. Причина здесь кроется в закостенелости нашей системы образования, ведь её цель – это передать учителю свои знания школьникам, а не инструмент, то есть возможность им самим, пользуясь минимальными знаниями от преподавателя, сформировать умение разговаривать на английском языке [3].
|
Данный проект нашёл своё отражение в требованиях федерального государственного образовательного стандарта. В существующем ФГОС главные цели обучения английскому языку: 1) Социокультурное, коммуникативное развитие школьников и их подготовка к межкультурной коммуникации; 2) Ознакомление учащихся с технологией изучения английского языка и со способами самообразования. Значит, школа должна не только обучать детей лексике, устойчивым выражениям и фразам, грамматическим конструкциям, но и объяснить где за короткое время можно найти нужную информацию [7].
Для того чтобы достичь основных целей, выдвинутых ФГОС, сначала нужно определиться с понятием «коммуникация», которое является предметом изучения различных психологов, социологов и философов. Но множество учёных и исследователей вкладывают в это понятие неоднозначный смысл. Например, Е. С. Полат рассказывал о коммуникации человека с самим собой и природой, М. Р. Леонтьева говорила, что в настоящее время насчитывается огромное количество несовпадающих, разных определений коммуникации в науке, О. Г. Филатова считала, что массовая коммуникация – это общение, передача информации между людьми во время какой-либо совместной деятельности [4, с. 15].
|
Итак, Е. И. Пассов даёт обобщающее определение коммуникации. По его словам, это контакты между субъектами взаимодействия с помощью передаваемой, воспринимаемой общей информации [8]. В широком смысле под этим словом подразумевается социальный процесс общения, обмена идеями, мыслями, информацией и тому подобное, или передачи содержания от человека к человеку с помощью знаковых систем [9].
С учётом направленности речевого потока коммуникация может быть представлена монологической и диалогической речью. При передаче информации в двух или более направлениях, к тому же период речевой активности чередуется с восприятием и обработкой полученной информации у коммуникаторов, такая речь называется диалогической.
Давайте определим отличия между понятиями «диалог» и «диалогическая речь». Термин «диалог» с греческого языка переводится как «разговор», «беседа». По мнению Л.В. Щербе, диалог – это форма речевой коммуникации, это обмен репликами, которые имеют конкретный языковой состав, образующийся на основе восприятия чужой речи. Группы реплик связаны смысловым единством, при этом каждая из них зависит от предыдущей. Их высказывают для обмена информацией, точек зрения.
Л.П. Якубинский полагает, диалог – это один из основных видов поведения индивидуума. Чтобы взаимодействовать с людьми посредством диалога, надо обладать большим количеством речевых, социальных навыков, которые осваиваются человеком не сразу, а постепенно [5, c. 177–182].
|
Затем рассмотрим термин «диалогическая речь». С точки зрения Л. С. Выготского эта важнейшая языковая функция несёт коммуникативный характер, формируется под влиянием мотивов деятельности, проявляет потребность в живом, естественном общении. Оба партнёра хорошо понимают дуг друга, хотя свои мысли формируют в сокращённом виде, в отличии от монологической речи. Их разговорная речь получается краткой и обрывисто, они могут даже не договаривать свои фразы, но при этом хорошо понимать друг друга. Предложения простые и бессоюзные, Общение связно у собеседников, на раздумье у них тратится малое количество времени. Диалогическая речь сопровождается мимикой и жестами и проходит в зависимости от определённых ситуаций [1, с. 23].
С точки зрения психологии, которой придерживаются М. И. Лисина и А. В. Запорожец, диалогическая речь – это общение, особая коммуникативной деятельность человека. Поэтому каждому ребёнку, чтобы выполнить свою коммуникативную задачу, необходимо понимать, что ему говорит его партнёр, так как они оба не только говорят, но и слушают друг друга [2, с. 45]. Каждая диалогическая речь состоит одновременно из аудирования и говорения. Это два взаимосвязанных процесса. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диалог, слышать, осознавать и понимать его, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы.
Анализируя приведённые выше понятия, можно провести грань, выявить отличие между диалогом и диалогической речью. По современной теории речевой деятельности диалог - это социально-речевой формат общения на основе взаимопонимания и взаимодействия между людьми [10]. Диалогическая речь формируется за счёт мотивов деятельности. У неё есть конкретные цели и задачи. Единица диалогической речи - это речевой акт, или речевое действие.
Анализ методических источников показывает, что для управления диалогической речью используются два типа подготовительных упражнений: 1) Речевые, которые развивают навыки, умения самостоятельно высказываться на английском языке; 2) Структурные или тренировочные. Эти упражнения помогают детям овладеть аспектами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) по какой-либо теме.
Для эффективного формирования навыков диалогической речи в современных школах широко используют ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии - это различные технологии, связанные с управлением и обработкой большого информационного потока с использованием вычислительной техники. Основными чертами ИКТ являются компьютерная обработка, хранение на машинных носителях и передача огромного потока информации на большое расстояние в самые кротчайшие сроки [11].
В школах на уроках английского языка для формирования диалогической речи используются такие ИКТ, как, например, игровые и тестовые компьютерные программы(«Oxford Word Magic», My First Amazing British Isles Explorer под редакцией Dorling Kindersley, Программа Гончарова А.А. «Английский для хулиганов», «English for children» и так далее), аудио материалы (аудиокниги таких издательств, как Penguin Readers, Oxford Bookworms Library, Black cat, Cambridge English Readers, Longman и так далее), применяется визуальная наглядность на уроках с помощью презентаций, видео материалов (Puzzle English, EngVid, BBC Learning English, Speak English With Misterduncan, VOA Learning English, Английский как по нотам и другие), картинок, таблиц и схем, оказывается справочно-информационная помощь с использованием автоматических словарей (Longman Contemporary Dictionary, Oxford Living Dictionaries, Oxford Advanced Learner's Dictionary, Macmillan Dictionary, Dictionary.com, UrbanDictionary.com и другие) и программ по подбору антонимов, синонимов и другое. Соответственно в школах в каждом классе должны быть компьютер с колонками, проектор, экран и так далее.
ИКТ делают уроки ярче и нагляднее, упражнения продуктивнее, материал более запоминающим. К примеру, применение презентаций на уроках помогает отработать все этапы урока: фонетическая зарядка, речевая разминка, объяснение и закрепление новой темы, итоги и рефлексия. Работа с видео и аудио ресурсами предоставляет детям возможность увидеть достопримечательности стран, выучить и спеть в караоке песни на английском языке и так далее.
Теперь давайте рассмотрим отечественные и зарубежные компьютерные программы по формированию диалогических навыков у школьников через тренировку двух типов подготовительных упражнений. Компьютерная обучающая программа – программное средство, решающее конкретные педагогические задачи, нацелено на прямое взаимодействие с учениками. Ученики индивидуально, самостоятельно работают с программой, которая является лишь частью их системы обучения, поэтому увязана с их целым учебным процессом. В данных программах имеются правила, объяснения, образцы, примеры выполнения упражнений и так далее, так как они составляются по обучающему принципу [12].
Ознакомимся с функционалом некоторых программ. В комплексе «English Three Steps» [6] имеется шесть разделов: 1) Числа; 2) Дом, работа; 3) Еда, напитки; 4) Средства передвижения, поездки или экскурсии; 5) Люди их окружение; 6) Человеческий труд. Данная компьютерная программа имеет три уровня. Первые два уровня нацелены на последовательное формирование у школьников диалогиче6ской речи. Особое внимание здесь уделяется работе с лексикой. Она проходит по такому плану. Нам первом уровне учащиеся знакомятся с новыми словами, когда учитель вводит и объясняет их, то есть, рассказывает о значениях, способах употребления, различных формах слов. С помощью компьютера у школьников формируется графические образы слов совместно с моторными и звуковыми. Также компьютер предусматривает индивидуальные особенности любого школьников. Если у ребёнка лучше работает слуховая память, тогда для лучшего запоминания новых слов он имеет возможность прослушать их на компьютере достаточное количество раз, то есть сколько он сам захочет без ограничений. Если же у ребёнка зрительная память развита лучше, тогда он может сосредоточить всё своё внимание на графические образы слов. Компьютерная программа предлагает школьникам несколько игр: «Угадай», «Бинго», «Squares», «Good memory».
На втором этапе обучения развиваются лексические навыки чтения, говорения и аудирования. В играх вся новая лексика задействована в речевой деятельности, и осуществляется отработка всех аспектов лексики: значения, формы и употребления в речи с помощью следующих заданий и упражнений: 1) Упражнения на заполнение пропусков, кроссворды; 2) Задания на имитацию (составить ответы на вопросы как по образцу, повторить реплики из диалогов, предложения из текстов, монологов); 3) Задания на контроль владения необходимой лексикой (соединить слова с их переводом, найти определения к словам, найти синонимы или антонимы); 4) Задания на идентификацию или дифференциацию лексики (определить на слух слова, выбрать и записать те, которые относятся к одной теме, сгруппировать слова по определённому признаку); 5) Задания на сокращение предложений в текстах или диалогах либо на расширение описания по картинке или по образцу с помощью новых слов; 6) Задания на прогнозирование (выбрать правильные окончания предложений из имеющихся вариантов и тому подобное); 7) Задания на формирование словесной догадки (угадать значении новых слов, образованных с помощью известных корней, суффиксов или приставок, предположить значение и определение интернациональных лексических единиц и так далее); 8) Задания на замену выделенных слов синонимами, антонимами и так далее. Интерфейс данной компьютерной программы в достаточной мере нагляден и доступен, все действия школьников сопровождаются подсказками, объяснениями программы.
Во время работа на третьем этапе ученики нацелены улучшать свои лексические навыки диалогической речи, чтения, письма и аудирования. Программа предоставляет школьникам различные диалоги в картинках и фото в виде комиксов, они очень красочные, интересные, захватывающие. Ученики, применяя свои знания, умения и навыки на практике, полученные из предыдущих двух этапов, читают, переводят, заучивают диалоги и ставят сценки, играют ролевые игры на уроках английского языка на основе данных им диалогов.
Программа Гончарова А.А. «Английский для хулиганов» [14] считается оригинальной, неординарной по отношению к мотивации обучения школьников. Как только ребёнок включает компьютер, на экране разворачивается приложение, в котором ему надо пройти урок, выучить новую лексику и сделать тест. Выключить эту программу можно только с помощью пароля, который знают лишь родители. Поэтому ребёнку приходится учить уроки английского, чтобы потом иметь свободный доступ к компьютеру. Методика изучения английского языка такова: у детей слабая мотивация к учёбе, но дети любят сидеть, играть за компьютером. Данный режим работы является стимулирующим.
Давайте проанализируем программу «Tell me more» [15] с точки зрения обучения детей подросткового возраста диалогическому общению. Исходя из психологии подростков, в этом возрасте учитель не является настоящим, непоколебимым авторитетом для школьников. Они чаще прислушиваются к своим сверстникам, друзьям из их компаний. А также модным, современным, интересным собеседником для подростков в 21 веке стал компьютер (виртуальный друг). Дети могут общаться со своими виртуальными друзьями за компьютером с помощью специальных компьютерных программ. Программа «Tell me more» эффективно применяется дома и на уроках английского языка для формирования диалогической речи у учеников, так как имеет ряд преимуществ.
Во-первых, вследствие виртуальной замены учителя интересным собеседником и другом снижается уровень нервозности, стресса, прекращается боязнь ошибиться, быть недопонятым и откритикованым учителем. Повышается желание внимательно слушать, непринуждённо общаться на интересные подросткам темы со своим другом и авторитетом, они пытаются стать на него похожим, то есть хотят улучшить свои знания английского языка. Каждый ученик может выбрать из нескольких виртуальных собеседников того, кто ему больше понравится, с кем ему будет интереснее общаться на множество увлекательных тем для подростков из повседневной жизни, например, «Внешность», «Одежда», «Праздники», «Путешествие» и так далее. Данный компьютерный курс в интересной форме раскрывает все темы для школьников на всех этапах их обучения.
Во-вторых, в зависимости от уровня обучения, от темперамента и других индивидуальных характеристик школьника, каждый может выбирать для себя темп восприятия иноязычной речи: медленный, средний или быстрый.
В-третьих, программа сама распознаёт и оценивает вашу речь, указывает на все ошибки, объясняет и исправляет их. Это экономит время и силы учителя на уроке. Каждый ученик в индивидуальном порядке узнает свои ошибки на уроке и попытается исправить их.
В-четвёртых, все типы восприятия информации: визуальная, слуховая, кинестетическая дигитальная, представлены в этой программе. Поэтому каждый ребёнку без исключения сможет увеличить качество и скорость своего обучения и будет уметь доносить человеку свои мысли на английском языке с хорошей скоростью и точностью.
Кроме речевых заданий, эта программа имеет множество тренировочных упражнений по овладения аспектами языка, что позволяет таким образом сформировать диалогическую речь: 1) Составьте предложения, произнося вслух все слова в правильном порядке; 2) Подобрать синонимы и антонимы к словам; 3) Дополнить предложения и потом произнести их; 4) Подобрать к словам их определения; 5) Подобрать и произнести слова, подходящие к определённым картинкам; 6) Диктант; 7) Кроссворд.
Итак, с компьютерной программой «Tell me more» нужно говорить ученикам, она оценивает как отдельное задание, так и весь урок в общем, а детям в свою очередь нравится искать в ней интересные, юмористические диалоги и инсценировать их на уроках. Данный курс помогает школьникам преодолевать языковой барьер, научиться быстрому общению и повысить навык диалогической речи.
Подводя итоги всему выше сказанному, как показывает практика, результативность, продуктивность, эффективность применения ИКТ на уроках английского языка очевидны. Использование ИКТ повышает качество знаний учащихся. Познавательная активность увеличивается, обучение английскому языку для школьников становится увлекательным, познавательным, интересным. А также ИКТ помогает решить главную языковую задачу: развить коммуникативную компетенцию школьников.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. — Собр. соч.: В 6-ти т. M., 1983, т. 2. — 502 с. – С. 23.
2. Запорожец, А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. — М., 1974. — 288 с. – С. 45.
3. Кершенштейнер, Г.О. Основные вопросы школьной организации. // Пг., - 190.
4. Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007. – 150с. – С. 15.
5. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование [Текст] / Л.П. Якубинский / отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1996. – 208 с. – С. 177–182.
Электронные ресурсы
6. Гакова О.А. Применение компьютерной программы "Английский язык в три приема" на уроке // Фестиваль педагогических идей – 2015 – [Электронный ресурс] URL:https://festival.1september.ru/articles/607007/ (Дата обращения 23.03.2019).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс] // Вестник образования. – 2011. № 4. – С.10-77. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 23.03.2019).
8. Пассов,Е.В. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.В. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение.//Logoped.Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: //https://www.logoped.ru/profi/index.htm (дата обращения: 23.03.2019).
9. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Коммуникация» [Электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 23.03.2019).
10. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Диалог» [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3(дата обращения: 23.03.2019).
11. Свободная энциклопедия Википедия, статья "Информационно-коммуникационные технологии» [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 23.03.2019).
12. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Компьютерная обучающая программа» [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0(дата обращения: 23.03.2019).
13. Указ Президента Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-271 [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/902210953 (дата обращения: 23.03.2019).
14. Neya: Английский для хулиганов // «Neya» –2014–[Электронный ресурс] URL:https://smallgames.ws/8949-neya-anglijskij-dlya-xuliganov.html (Дата обращения 23.03.2019).
15. Tell Me More Kids English for Windows // Aurolog Reviews–2013–[Электронный ресурс] URL:https://www.esl.net/tell_me_more_kids.html (Дата обращения 23.03.2019).