(из опыта работы)
Гахова Елена Юрьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №127».
История прошлого - это память народов, в ней наши корни, наше сегодняшнее и наше будущее.
Проблему духовно - нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно - нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
Россия - родина для многих и каждый, кто ее любит, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое, ее традиции и обряды. Для этого необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.
К сожалению, в наше время остро стоит вопрос о возрождении духовно - нравственных, патриотических и культурных ценностей. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности человека.
Дети поглощены интернетом и не видят вокруг себя массу интересного. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В связи с этим особая актуальность проекта, который я реализовала, заключается в сохранении народного наследия, приобщении ребенка к основам национальной культуры, системе ценностей, закрепленной в традициях.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность: среднесрочный (3 месяца).
Участниками проекта стали: дети 6-7 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
В основу проекта легла проблемная ситуация: почему во многих русских народных сказках присутствует образ русской печи? За что русский народ так любил печь? Какое значение она имела в жизни наших предков?
При организации работы над проектом мною была поставленацель:приобщение детей к истокам русской культуры и быта через формирование представления о русской печи.
Цель была реализована через следующие задачи:
- собрать информацию о роли, месте и назначении русской печи в крестьянском быту;
- сформировать представления детей о значимости русской печи в жизни наших предков, ее устройстве;
- познакомить детей с образом русской печи, используя различные виды русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки);
- обогатить словарь детей тематическими словами-предметами и словами-действиями;
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы по данной теме, создав зону русской печи с традиционным народным убранством;
- мотивировать детей к уважительному отношению к традициям русского народа;
- стимулировать познавательный интерес к изучению культуры и традиций наших предков;
- развивать творческие, художественно-эстетические способности у детей;
- способствовать вовлечению родителей в единое образовательное пространство.
Ожидаемые результаты проекта:
для детей
- расширение представлений о культуре и быте предков, об использовании русской печи;
для педагогов
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды черезсоздание в групповом помещении зоны русской печи;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами;
для родителей
- повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к истокам народной культуры.
В структуре проекта я выделили три этапа.
На первом, подготовительном этапе:
- был разработан план работы по проекту;
- собран и систематизирован необходимый методический материал (детская художественная литература, иллюстрации, русские народные сказки, пословицы, поговорки, видео и аудио записи);
- составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию;
- разработана, совместно с инструктором по физической культуре,картотека подвижных русских народных игр;
- проведено анкетирование родителей на тему «Семейные традиции»;
- подготовлен информационный тематический материал для родителей.
На втором, основном (практическом) этапе в совместной с детьми деятельности, с целью формирования у них любви к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества, были прочитаны сказки: «Жихарка», «Гуси - лебеди», «По - щучьему велению», «Волк и семеро козлят». С огромным интересом дети слушали сказку «Илья Муромец», в которой рассказывается о том, как русский богатырь Илья Муромец пролежал на печи 30 лет. А печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси. Любимой настольно - печатной игрой для детей стала игра «По дорогам сказок».
Дети познакомились также с пословицами и поговорками о русской печи. Интерес у дошкольников вызвали просмотры презентации «Изображения печи в сказках и мультфильмах», видеороликов «Русская изба» и «Как пекли блины в печи», мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве» и «Домовенок Кузя». На прогулке разучили новую подвижную игру «Печь и дрова».
С особым интересом дети узнали про историю русской печи, о том, что печи были для крестьян единственным средством отопления избы и приготовления пищи, что в основном их делали из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Большое удивление у детей вызвал тот факт, что изначально русские печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному».
В ходе беседы - рассказа «Печи разных народов» дети узнали об устройстве печей разных народов. Конструктивная игра «Русская изба» помогла воспитанникам закрепить представления об особенностях русской избы, о месте печи в ней. Рисование «Роспись печи» познакомило детей с народными традициями росписи русской печи.
Родители, став активными участниками проекта, помогли нам разработать чертеж макета «Русской печи», закупили необходимые строительные материалы, потом изготовили сам макет и доставили его в группу для дальнейшего совместного творчества.
Под моим руководством дети выполнили имитацию процесса «беления печи» и «кирпичной кладки», после чего приступили к процессу раскрашивания кирпича.
Третьим, заключительным этапом проекта стал досуг «Посиделки у печи». Готовясь к нему, мы слепили пирожки из соленого теста, «выпекли их в своей печи». Украшением посиделок стали чаепитие с пирогами и песня «Русская печь», подготовленные музыкальным руководителем с детьми специально к развлечению.
А сама печь нашла достойное место в игровом пространстве группы.
По завершению проекта, можно сделать вывод, что у детей группы:
- сформировались элементарные представлений о назначении русской печи и ее значимости;
- повысился уровень познавательного интереса, активности, любознательности;
- обогатился тематический словарный запас.
Кроме того, совместная проектная деятельность помогла мне разнообразить формы взаимодействия с семьями воспитанников.
А родители смогли объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
В настоящее время родители вовлечены в реализацию семейных проектов «Печь - кормилица», «Печь - целительница», «Печь - хозяюшка», «Печи и ее помощники».
Я представила презентацию проекта педагогам своего коллектива, так как считаю, что материалы проекта могут послужить другим педагогам основой или дополнением для разработки проектов по темам, посвященным приобщению детей к русской культуре.