Три принципа тренировки ката.




Как уже указывалось, во время тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа такие:

1. Темп техники
2. Точки напряжения силы
3. Контроль дыхания

В тренировках под руководством Сосая эти моменты постоянно подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем объединяя все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению впечатляющего ката увеличивается в значительной мере. Давайте посмотрим индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном объеме понять их значение. Будучи каратека, мы должны помнить важность роли ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства, как было обрисовано выше, мы добьемся быстрого усиления контроля в ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных тренировок.


Темп техники
В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого студент учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели.
Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим - его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и “контролируемой свирепости", когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер - это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.


Моменты Напряжения Силы.
Под моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии, позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии.
Техники, сопровождаемые киай - это обычно высокие моменты ката, и сила - полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля, недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды - сила происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда невозможно схватить, он - как морской ветер. Выше этих элементов - Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ, студент придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.
Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.


Контроль дыхания.
Контроль дыхания в ката - это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.
"Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и пожара."-Мас Ояма.
Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание - спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание - более быстрое и мелкое. Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь.
Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.
Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит - быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.


Информация сайта
Алтайской Краевой Федерации кёкусинкай

 

Ката (М.Ояма, "Каратэ для миллионов")

В японских Будо, и в традиционных искусствах в особенности, ката занимают значительное положение, их удельный вес очень велик. Однако ката, то, что обозначается этим словом, не является исключительным только для Японии — ив других странах мира можно наблюдать очень сходные явления.

Ката, так называемая "форма", присутствует во всем, иначе, сопутствует всему во всем. Если в качестве примера взять человека, то тело будет тем, что мы назовем "ката", а душа составит внутреннее содержание. Ката неразрывно связано с внутренним содержанием, и если в одном из двух составляющих чего-то недостает, то суть теряется.

Это основывается на природной потребности в свободном самовыражении, и если мы примем эту предпосылку, то единые формы и образ составят то, что мы называем "ката".

В Будо, с точки зрения боевого искусства, целью является одоление противника; стремление одолеть его является содержанием; ката дает ключи от этого искусства.

Особенно в каратэ ката придается большое значение и если говорить о возможностях ката, то здесь, для того, чтобы одолеть противника, собрана определенная техника, причем в определенное время. В плане человеческого содержания ката имеет смысл развития личности.

Во время выполнения ката смысл постоянно сохраняется в сознании; это — очень важный момент, поэтому ката можно назвать материнским лоном каратэ.

Ката каратэ все вместе достигают общим числом порядка 70; среди них часто используются около 30. Они представляют собой созданные старыми Мастерами, Учителями и Наставниками формы, сотворенные на основе их драгоценного опыта за долгие дни и месяцы, и являются его порождением.В них соотносятся твердость и мягкость, сила и утонченность техники, чувствитель ность духа и прочее; кроме того, это определенно Творения, созданные для воспитания духа.

Если рассматривать базовую технику как алфавит каратэ, ката будут словарем и справочником по построению структуры предложения. Свободный бой в таком случае будет беседой. Если смотреть под таким углом зрения, положение и важность ката, думаю, понятны.

Из этого следует, что, если как попало и необдуманно выучить много ката, поединок обязательно будет слабым. В реальной схватке присутствует противник, в то время как в ката противник воображаемый, и условия, отличные от условий кумитэ. Сколько бы слов вы ни знали в разговорном языке, без устойчивого знания грамматики ими трудно будет воспользоваться — подобно этому, нельзя вести настоящий бой, опираясь только на ката.

Даже если число ката невелико, необходимо, чтобы их по-настоящему освоило тело, и, несомненно, что для этого их нужно повторять как можно больше. Одно ката, чтобы оно "вошло в тело", нужно повторить от трех до десяти тысяч раз. Выполнение одного ката десять раз каждый день, когда вы тренируетесь, достаточно для достижения поставленного выше условия примерно за год. Поскольку даже знание одного ката — уже хорошо, но при этом необходимо основательно "вбить" его в тело. В ката слияние техники и тела, координация движения и дыхания, дистанция и вложение силы в технику и т. д., запоминаются телом. Однако, если посмотреть на начинающих, они словно танцуют, и отличаются именно этим свойством.

Пляска и танец преследуют цель показать естественную красоту движений тела, проявляющуюся в них, однако в ката каратэ нужно проявлять прикладное значение и в совершенстве изученные основы для реального боя. Ката каратэ красивы, но это — форма подготовки, которая учит, что бы ни случилось, "рубить мечом", невзирая ни на что; именно эта цель преследуется при всем изяществе исполнения.

Ката — это созданные человеком рационально организованные связки движений для преодоления противника, поэтому они красивы.

Однако красота ката не дает повода кичиться изяществом исполнения. Прежде всего они предназначены для боя. В последнее время в мире каратэ часто забывают о суровости и строгости Будо, и, превращая ката в гимнастику, нередко на основании числа выученных ката делают вывод о реальной мощи. Если из ката устранены присущие Будо действенность и динамизм, это не более чем обезьяний танец.

Пути происхождения ката в целом можно разделить на два типа. Первые берут исток в южных школах китайского кэмпо, и еще одни происходят из северокитайского кэмпо. В системе южного кэмпо число движений ногами невелико, она основана на сильных круговых движениях, дыханию уделяется большое внимание. Это несомненно подходит людям атлетического телосложения.

В северных школах кэмпо велико количество движений всего тела, также много прыжков. Амплитуда движений велика, атака и оборона осуществляются прямолинейной и крепко. Такие школы подходят людям небольшого роста и веса.

На Окинаве южные школы трансформировались в Наха-тэ, северные — в Сюри-тэ; оба направления, собранные и синтезированные, практиковались в Томари-тэ. Каждая школа развивалась самостоятельно, однако в действительности в каждой школе понемногу заимствовались ката других школ и это происходило постоянно. Однако в каждой школе выполнение одних и тех же ката несколько различалось.

То же и в названиях и стойках; одна техника в разных школах могла выполняться различно.

Перевод А.Фальковского

 

Ката

Медитация на тему "САНТИН"

«Секреты» ката Сантин, постигаемые в живой практике — в занятиях каратэ и исполнении одной из разновидностей этой формы, рано или поздно заставляют задуматься над причинами отношения к Сантин как к. бесценному сокровищу традиции. Несмотря на то, что ката Сантин в различных школах существует в разных вариантах и исполняется различными способами, включая различные методы дыхания, эта форма сохраняет свою узнаваемость, некую фундаментальную идею и базовые принципы. Какие бы варианты ката (нередко весьма отличные друг от друга) не подразумевались в оценках представителей разных школ, мастера сходятся в признании огромной пользы этой простой формы, вплоть до утверждения, что «все в каратэ есть Сантин».

Попытки определить меру этой пользы неминуемо затрагивают важность базовых движений и дыхания в каратэ, формирования сильного тела, способного выдерживать удары противников. Однако в простой форме Сантин видятся также психофизиологические и духовно-нравственные возможности. Недаром Мабуни утверждает, что практика Сантин позволяет «взрастить воинский дух» и «воспитать личность, обладающую большим достоинством».

Благоговейное отношение к ката Сантин старых мастеров свидетельствует о том, что понимание значения формы не ограничивалось задачами воинского «ремесла» и даже «искусства». Сантин сохранял таинственную связь с воинской йогой, с эзотерической духовной практикой. Несмотря на то, что исторические свидетельства позволяют датировать появление ката Сантин XVIII-XIX вв., традиция упорно возводит данную форму к даосской и дзэнской практике, к самому Бодхидхарме и даже к некому божеству «Сантин».

Подобные легенды скорее всего исторически беспочвенны, так же, как, например, отнесение китайской классической «Книги перемен» к II и даже III тысячелетию до нашей эры. Вероятно, однако, что концепция Сантин заключает в себе нечто древнее - коренное, традиционное, универсальное и священное - подобно тому, как древнейшая концепция «перемен» несет в себе коренной, универсальный и священный смысл позднего текста, полноценно представившего традицию.

Сама по себе мифологизация истории и сакрализация духовной (в том числе воинской) традиции - явление хорошо известное, закономерное для «традиционалистских» культур и, особенно, для их инициатических институтов. Именно в такие институты, в известной мере, превращались школы воинских искусств, возвышавшие «ремесло» до «искусства», а «искусство» - до «Пути» духовного совершенствования и самопознания.

Для традиционно-мифологического сознания характерно устремление в древность, к «истинному преданию». Те приметы сакрализации воинской традиции, школ воинских искусств, форм передачи этой традиции, которые обнаруживает ката Сантин, позволяют предположить, что эта форма, подобно кристаллу, отражает невидимые лучи знаний носителей традиции. Для мастеров каратэ Сантин - своего рода «формула» воинского «ремесла», «искусства» и «Пути», один из ключей к воинской йоге, к универсальной мудрости воинского «посвящения».

В контексте духовной воинской традиции Сантин неизбежно несет на себе «печати сознания» мастеров. Истолкование многоуровневого содержания Сантин (название означает «Три битвы» или «Три точки») закономерно вводится в русло универсального «триадического» мышления. Последнее характерно прежде всею для философско-эзотерического сознания, силящегося охватить в упорядоченных характеристиках целостный смысл формы.

Для понимания традиционного символизма ката Сантин существенна идея триединства «тела», «души» и «духа» или «тела», «техники» и «духа». Она охватывает правильное исполнение стоек и базовой техники каратэ, контроль дыхания и управление энергией, медитативную психотехнику и собственно духовную трансформацию сознания мастера. Все уровни и слои содержания Сантин, в котором опредмечен соответствующий опыт и знания, в принципе открываются «триадическим» ключом. Это позволяет человеку, приобщенному к традиции, формировать обобщенно верные представления. Однако их сокровенный смысл может быть постигнут только в личном практическом опыте и под руководством многоопытного и знающего наставника.

Последнее является аксиомой для практики любой формы йоги. Однако Сантин, по-видимому, образует зону повышенного риска, ибо связан с изометрическим напряжением в сочетании с силовым дыханием. Бездумное, неправильное и слишком частое выполнение Сантин чревато физиологическими и психическими нарушениями, опасными заболеваниями.

Сантин - обоюдоострое оружие, работа с которым вынуждает руководствоваться мудрым принципом: «Ничего сверх меры»! И вместе с тем, разумная и подконтрольная практика Сантин сулит немало приобретений в искусстве «пустой руки», в каратэ как форме воинской йоги.

В школе Кёкусинкай ката Сантин, выполняемое с силовым дыханием Ибуки, рассматривается как существенная практика. В настоящее время Сантин служит одной из «визитных карточек» стиля. В обобщенном триадическом представлении это символ единения тела», «души» и «духа», формула «посвящения» на пути Будо-каратэ.

На внешнем, «телесном» уровне - уровне техники Сантин выражает координацию (1) стойки с (2) дыханием и (3) движением рук, в том числе (1) перемещений в стойке с выполнением (2) блоков и (3) ударов. В Сантин заложены три основы тела, участвующие в «ковке оружия»: (1) сильная позиция, (2) правильно собранные мышцы и (3) правильное дыхание. В позициях защиты и контратаки имеется множество «треугольников силы», создающих конструктивную прочность и устойчивость.

В Сантин присутствуют три принципа в освоении техники: (1) скорость, (2) концентрация и (3) контроль дыхания. «Текст» ката - три вариации трех перемещений с троекратным повтором завершающей комбинации. В Кёкусинкай используются три формы исполнения Сантин: (1) медленно с концентрацией и силовым Ибуки, (2) медленно с умеренной концентрацией и тихим Ибуки и (3) быстро с концентрацией, усиленной Киай.

На психофизиологическом уровне, где главным фактором выступает связь техники с дыханием, а дыхания с сознанием, Сантин можно назвать школой дыхательного контроля и психорегуляции. Ибуки имеет три фазы: (1) вдох, (2) выдох и (3) завершающее «выкашливание» воздуха. Мастера говорят, что в Сантин осуществляется взаимосвязь трех видов энергии «ки», которые локализуются (1) на макушке головы (тэнто), (2) в диафрагме (хара) и (3) в нижней части живота (тандэн). Ибуки служит единению трех крупных отделов тела: (1) ног и (2) туловища за счет концентрации «ки» в тандэн, напряжению ягодиц и согнутых ног в стойке и «сплавлению» (3) рук с (2) туловищем через посыл энергии в средний энергетический центр (область солнечного сплетения) и концентрацию ее в «плечевых узлах» (рабочий термин, обозначающий единение руки с туловищем как упругой ветви со стволом дерева, при правильном положении рук в момент удара). Психоэнергетическая концентрация способствует единению трех важнейших суставов в нижних конечностях (голеностоп, колено, таз) и в верхних конечностях (кисть, локоть, плечо). Аналогичное единение суставов пальцев ног позволяет уцепиться за опорную поверхность, а суставов пальцев рук - укрепить закрытые и раскрытые боевые позиции.

Всеобщее единение тела в Сантин осуществляется благодаря (1) прочной анатомической конструкции стойки, (2) правильному дыханию и (3) циркуляции энергии. В частности упорядочиваются взаимосвязи (1) внутренних органов, (2) циркуляции крови и (3) нервной системы. Выработка адреналина и сопутствующие психофизиологические процессы стимулируют переход в измененное состояние сознания. Условно это «боевой транс без аффектов». Он сопутствует феномену «пустого сознания», известного по практике дзадзэна и «дзэнских видов борьбы».

Через овладение Сантин прозревается глубинный смысл изречения Оямы Масутацу, что «каратэ - это дзэн, а дзэн - это каратэ». В этом духовном смысле можно утверждать, что Сантин - это и каратэ, и дзэн одновременно. Это Будо-каратэ - символ духовного воинского пути.

Образно говоря, Сантин являет собой развилку трех дорог. На каждой из них путник находит свои плоды. Физическая практика дает силу, психорегуляция - самообладание, практика духовная - радость единения и мудрость. Как символ всеобщего единения Сантин учит не делать односторонних предпочтений, а двигаться триединым путем к искомой гармонии «тела», «души» и «духа» через признание воинского «ремесла», «искусства» и «Пути».

Представления об идеальных возможностях ката Сантин остаются умозрительными вне практики каратэ. Но и в ходе тренировок они постоянно меняются, углубляясь по мере роста мастерства и духовного развития. Все слова, которые характеризуют Сантин, несут соответствующие «печати сознания» и привкус личного опыта. Для меня практика ката Сантин оказалась поистине судьбоносной, причем в самом начале пути в Кёкусинкай.

В конце 70-х годов наша школа находилась еще в состоянии «дикости и варварства», которое, отчасти, было характерно для додзё самого Оямы в середине 50-х годов. Положение усугублялось дефицитом информации, но компенсировалось искренней самоотдачей на тренировках.

По исполнению ката Сантин - в «раскоряченных» позициях (нередко в форме вопросительного знака), с натужным дыханием и гримасами перенапряжения на лицах фанатов «сильнейшего каратэ» - трудно было ожидать успехов в занятиях. Но успехи все же приходили во всеобщей атмосфере «вызова пределам».

Мой успех пришел неожиданно, как чудесное озарение, и был связан именно с исполнением ката Сантин. Неожиданно, в ходе концентрированного исполнения формы, я вдруг оказался как бы в другом измерении. Я увидел (точнее ощутил) себя внутри некоего прозрачного «яйца», заполненного красноватой вибрирующей энергией, подобной той тонкой субстанции, которая колышется над раскаленным летним солнцем асфальтом. В этом «коконе» рев зала, исполнявшего Ибуки, стал едва слышим, а внутри возникло парадоксальное ощущение огромной силы и необычайной легкости, доставившее необычную, поистине экстатическую, радость.

Столь острого переживания и яркого впечатления мне впоследствии не довелось испытать. Однако именно этот опыт служил ключом к пониманию тех указаний относительно правильного исполнения Сантин (формирование позиции, живота, дыхания Ибуки, единения тела и т.д.), которые вначале я получал от своего сэнсэя (ныне сихана) А.И.Танюшкина, а затем и от ханси Стива Арнейла, ученика Оямы. Более того, тот ранний опыт «единения» через Сантин и целенаправленная практика ката в значительной мере стали ключом к пониманию глубинного содержания каратэ и вообще воинских искусств.

Мой личный опыт подсказывает, что при хорошем руководстве и следовании принципу «Ничего сверх меры!» практика ката Сантин чрезвычайно благотворна. Важно помнить, что значительное, но дозированное напряжение необходимо, а перенапряжение опасно. Сила Ибуки пропорциональна возможностям тела. Натужное дыхание, да еще выполняемое с задержкой, губительно. Сколь бы сильным не было дыхание, оно сохраняет «текучесть» даже при взрывных киай, чтобы дыхание не закупоривалось.

В обучении методам правильного дыхания целесообразны подготовительные, подводящие упражнения, начиная с легкого, почти бесшумного и длительного выдоха и кончая полноценным Ибуки, выполняемым за положенные 4 секунды. Достойна внимания методика чередования в дыхании (на выдохе) «ветра» и «звука», т.е шипящего потока воздуха и его огласовки тоном определенной высоты. При этом важно контролировать ровное положение тела (позвоночника), не напрягать шею, сохраняя округлость полости рта как будто там находится небольшое яблоко или апельсин и помещать кончик языка к нижним зубам для беспрепятственного выхода воздуха (хотя последователи даосских практик рекомендуют держать язык прижатым к небу, преследуя медитативные цели, обеспечение эффективности боевой техники каратэ требует держать язык опущенным, чтобы он не препятствовал резкому и интенсивному выдоху).

В обучении Сантин в школе Кёкусинкай IFK используются как медленное выполнения ката с мощным мобилизующим и с мягким восстановительным дыханием, а также быстрое концентрированное исполнение с киай. Все это находит свое место в учебно-тренировочном процессе. Ханси С.Арнейл рекомендует также на основе «текста» Сантин выполнять в додзё так называемые «ибуки ката», т.е. формы в различных позициях, помимо стойки сантин-дати (прежде всего, в дзэнкуцу-дати, кокуцу-дати и киба-дати с разворотом под 45° к фронту).

Грамотная практика ката Сантин с соблюдением умеренности и «техники безопасности» (включая безопасные традиционные методы проверки правильной формы и психофизиологического состояния учеников) в едином комплексе Будо-каратэ благотворна. Это подтверждает традиция каратэ, которая, несмотря на известный риск, продолжает культивировать Сантин, фактически признавая его «прикладное» и «путеводное» значение.

В.Фомин, 4-й дан Кёкусинкай (IFK)

"Додзе", №6

 

Дыхание

Ибуки

Для людей, живущих в современном обществе, важными проблемами являются деньги и известность. Однако для человека по-прежнему остается важнейшей задачей необходимость одеваться, есть и обеспечивать себя жильем, иначе говоря, поддерживать свокю жизнь.

Сейчас мы совершенствуем Природу и общество и склонны забывать, что являемся порождением Природы.

Можно сказать, что мы имеем достаточно смутное представление о воздухе, его роли в нашей жизни.

Как бы ни был велик и известен человек, если ои не будет дышать, результатом будет удушье. Процессы, происходящие в нашем теле, движения, которые мы совершаем, то, что повторяется чаще всего и выравнивает ритм нашего сердца — все это дыхание.

С древних времен в Восточной Азии обращали серьезное внимание на дыхание и оно изучалось с разных сторон, результатом чего в современности являются представленные в каратэ методы развития.

Каратэ имеет специфические методы дыхания, пришедшие с континента вместе с буддизмом и имеющие истоки в индийской йоге.

Слова "методы дыхания а-ун" используются в теории сумо и других направлениях; "а" символизируется с открытым ртом, это начала звука, и соотносится оно с началом (первоначалами) Вселенной, имея смыслом упорядочивание вещей и возврата их к равновесию; "ун" - это закрытый рот и окончание звука, имеющее связь с завершением бытия Вселенной; в то же время это источник нового развития.

"А" и "ун" взаимно заменяют друг друга в круговращении, и в соответствие с тем, что содержат в себе эти два знака; десять тысяч вещей существуют. "А" — это звук человеческого рождения, первозвук Творения; в то же время "ун" символизирует смерть.

Зарядка под голос диктора радио и гимнастика в школах, конечно, нужны; здесь важно глубокое дыхание — оно периодически встречается в этих занятиях.

Правильное глубокое дыхание нужно выполнять обязательно. Поскольку в повседневной жизни мы используем жизненный объем легких примерно на 60%, не более, из-за того, что легкие не используются целиком, плохой воздух скапливается в них и вызывает усталость.

Поэтому в моменты после еды, когда тело расслаблено во время сна, и в лишенные для нас интереса и наполненные скукой моменты, мы, сдерживаясь, зеваем. Когда мы зеваем, воздух в легких изменяется.

Когда мы исправляем свое дыхание, сознательно им управляя, мы можем почувствовать его реальную пользу.

Тем более должны знать и шлифовать это важнее искусство те, кто занимается боевыми искусствами.

Согласно мыслям древнего Востока, "Источник силы человека находится в "тандэн" и вся жизненная сила исходит из этого центра".

Молодежь современной Японии, обратив свои взгляды на технократическую цивилизацию Запада, не только позаимствовала ее рационализм и стремление научно все объяснить, но и, похоже, забыла об особенностях порожденной Дальним Востоком цивилизации — все это является поводом для размышлений. В то же время восточная мысль, отличающаяся от западной по своей природе, влияет на Западе на многих, в особенности на молодежь и людей искусства. Можно сказать, что западный мир, переживая критическое состояние, проявляет потребность в восточной идеологии.

Как говорят на Востоке, "тандэн находится в нижней части живота, чуть ниже пупка. Здесь центр силы, здоровья и мужества".

Если говорить о нижней части живота, то, согласно правилам анатомии, от солнечного сплетения до нижней части живота проходят прямые мышцы живота, и, вместе с ними, находящиеся по обеим нижним сторонам живота боковые мышцы составляют единую часть тела. В обеих нижних сторонах живота (хара), рядом с двумя нижними частями диафрагмы, находится точка соединения мышц, и именно там при вертикальном положении верхней части тела находится центр тяжести тела...

Ибуки, как метод дыхания, естественным образом делая тандэн сильным и укрепляя его, со временем приучает сосредотачивать силу в низу живота.

Важно, что когда в качестве центра силы используется тандэн, дух уравновешивается, суждения об обстоятельствах и оценка ситуации становятся более взвешенными и точными, характер человека делается гибким.

В искусстве владения своим голосом, используемом в японском пении речитативом, в речи сказителей, в опере, не говоря уже о чтении, дыхание является важным моментом, и, кроме того, в японском пении под музыку также широко используется тандэн. Параллели можно найти и в Западной Европе...

Поэтому отменное речитативное пение, рассказы сказителей, пение западных музыкантов вместе взятые, поразительно развивают мышцы живота и зависят от силы хара.

Знающие про связь дыхания и тандэна певцы и музыканты естественным образом используют силу своего тела.

Поскольку мы занимаемся каратэ, мы должны сознательно и осмысленно укреплять тандзн правильным дыханием.

У современных людей тандэн по большей части ослаблен, и зто вызывает заболевания.

Болезни желудка и кишечника, чрезмерная полнота, высокое кровяное давление и гипотония, неврозы и подобные этим явления в значительной степени предотвращаются тренировкой тандэна.

Метод дыхания Ибуки укрепляет тандэн и служит здоровью и красоте человека, внося устойчивость в его душу; при этом он очень полезен, и, из-за его привычности он, особенно в тренировке каратэ, незаменим.

Кроме того, во-первых, это метод дыхания, используемый в атаке, во-вторых, метод восстановления ритма дыхания, когда оно в беспорядке и в-третьих — это очень важный именно для каратэ метод дыхания.

Вначале руки надо держать жестко; затем тихо, спокойно вдохните (тихо выполните дыхание "ин"). В момент, когда вы вдыхаете, важно, чтобы противник этого не заметил. Вдыхая и держа руки сбоку от ушей, вы впускаете воздух в тандэн. Все это выполняется медленно и спокойно, а главное — незаметно для противника.

Сжимая ладони поднятых рук в кулаки, выдохните воздух. В это время вы выполняете дыхание "е" (кит. "ян"). Когда вы выдыхаете воздух из тандэна, в нижнюю часть живота входит сила.

При характерном выдохе руки опускаются вдоль боков, при этом нижняя часть живота становится подобной железу — настолько она наполняется силой.

Метод дыхания, называемый "ин-е", в каратэ именуется Ибуки. "Ин" здесь несет смысл ночи, "е" — это день. Поэтому дыхание и называется "ин-е".

Это дыхание самое важное в каратэ.

Из книги М.Оямы "Хякуман Нин-но карате"
(пер. с японского А. Фальковского)

 

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения являются одним из средств достижения самообладания.

В учебной практике дыхательные упражнения выполняются обычно в стойке фудо-дачи. Прежде всего необходимо научиться контролировать дыхание. И первый шаг к такому контролю - освоить основной принцип дыхания.

Вдох надо делать через нос, пока легкие полностью не заполнятся, а затем следует сосредоточиться на том, чтобы вытеснить весь воздух, для чего используются мышцы диафрагмы и выдох выполняется также через нос. В конце выдоха постарайтесь вытолкнуть весь воздух.

На следующем этапе тренировки на вдохе (спокойном и глубоком через нос) постарайтесь представить, словно весь воздух Вселенной собрался в нижней части живота, наполняя все ваше существо природной энергией (получивший подобный заряд энергии человек способен на многое). Во время вдоха мышцы расслаблены, после окончания вдоха спокойно выдыхайте через рот, и вот, когда покажется, что весь воздух вышел, напрягите мышцы, особенно мышцы живота (хара) и выдавите остатки воздуха, затем, слегка прикусив язык, постарайтесь выдохнуть еще раз изо всех сил. Такие вдох и выдох будут продолжаться до 30 секунд.

Такой способ дыхания укрепляет хара (основной резервуар энергии) и позволяет выдерживать самые сильные удары, мгновенно возвращать мышцам силу, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Также легко снимается одышка (например, после быстрого бега) и чувство страха или тревоги.

Известны два способы дыхания: "ибуки" и "ногарэ". При "ибуки" на глубокий вдох руки раскрываются и подносятся крест-накрест (в области запястий, левая рука лежит на правой) к лицу. При глубоком выдохе (со скрежещущим звуком) при условии сильного напряжения всех мышц тела (особенно хара) руки опускаются вниз и, сжимаются в кулаки. Ступни одновременно раздвигаются в стойке Хэйко-дачи. Коротким подбивом таза вперед выдавливается остаток воздуха. Принцип дыхания "ибуки" может сочетаться с самыми разнообразными движениями, а также в положении сидя или лежа. В различных сочетаниях "ибуки" содержится и в ката.

Другой принцип дыхания "ногарэ" используется для поддержания нормального дыхания во время схваток. В отличие от "ибуки", "ногарэ" способствует успокоению и помогает хладнокровно переносить любое нападение. Здесь также существуют два варианта. В первом вдох спокойный, а выдох сквозь зубы, между которыми зажат язык. Во втором случае выполняется задержка дыхания с общим напряжением тела.

Информация сайта Детский Центр Восточных Единоборс

 

 

Кихон-ката ити

 

Кихон-ката 1 является простейшей базовой формой, в которой происходит переход от кихона к собственно ката. В этом комплексе используется только дзэнкуцу-дати с короткими поворотами на 90° и 180°, которые сочетаются каждый раз с блоком сэйкэн гэдан-барай и контратакой сэйкэн тюдан гяку-цуки. В принципе, на основе данной схемы перемещений (крест) можно использовать другие стойки, блоки и удары. Ката_выполняется без КИАЙ, но в ходе обучения можно выполнять КИАЙ на каждый удар, чтобы лучше почувствовать концентрацию и баланс в стойке. Особое внимание следует обратить на промежуточные фазы в поворотах — замах блокирующей рукой, прикрытие паха реверсивной рукой:

Выполнение ката:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: