Про школьное краеведение, создание музеев при школах, как особой формы знакомства с родным краем




Глава 1. Становление и развитие краеведения в 20-е гг. ХХ — начале XXI вв.

Появление краеведения, его особенности до ХХ в. Что изучали, на что обращали внимание заинтересованные «дурачки».

Параграф 1. 20‒30-е гг. ХХ в. ‒ «золотое десятилетие» в краеведческом движении

С.О. Шмидтом данный период обозначен как (ссылка на него)

Параграф 2. Краеведение в послевоенные годы и до наших дней

Особое место тут Шмидту с его альманахом, что в этом альманахе освещалось.

Про школьное краеведение, создание музеев при школах, как особой формы знакомства с родным краем

Советское краеведение. После Октябрьской революции начался новый этап развития краеведения, характеризовавшийся его широким признанием и размахом.

Причины: 1) изменились общественные условия краеведческого движения; 2) перед краеведением возникли новые задачи. Прежде всего, наряду с изучением родного края, остро встала проблема сохранения историко-культурного наследия в сложнейшей обстановке Гражданской войны, иностранной интервенции и преодоления их трагических последствий. В решении государственной задачи спасения культурных ценностей, развития музейного, архивного, библиотечного дела велика была заслуга именно краеведов с их знаниями и опытом. Вторая задача, привлекшая внимание к краеведению, – жизненная необходимость вывести страну из разрухи, восстановить ее экономику. Для этого следовало использовать все местные ресурсы, исследованием которых всегда занимались краеведы. Такая их деятельность оказалась особенно востребованной для хозяйственного развития Советской России. Все это объясняет широкое развитие краеведения как общественного движения, получившего серьезную государственную поддержку. Повсюду на предприятиях и в организациях создавались краеведческие кружки, которые объединялись в местные (городские, областные) общества краеведения. Для координации и научно-методического руководства их деятельностью в 1922 г. при АН СССР было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК). Оно издавало журнал «Краеведение» (с 1930 г. – «Советское краеведение). Много краеведческой литературы выпускалось на местах. Краеведение было включено в школьные программы, преподавалось в педагогических вузах. В стране проводились многочисленные краеведческие конференции – всесоюзные, всероссийские, региональные. В результате к 1929 г. количество краеведческих организаций увеличилось более чем в восемь раз, достигнув почти 2 тысяч. Они собирали сведения о природных ресурсах, охраняли памятники истории и культуры, изучали народное творчество, быт, хозяйственную деятельность населения, совместно с музеями вели просветительскую работу и т.д. В 20-е годы краеведение заняло важное место в научной и общественной жизни страны, а этот период называют «золотым десятилетием» краеведения.

Однако на рубеже 30-х годов положение резко изменилось. Тогда краеведению был нанесен непоправимый урон. По решению IV (и последней) Всероссийской конференции по краеведению (март 1930 г.) местные краеведческие общества перестали существовать, а вместо них созданы окружные бюро краеведения. Это означало, что добровольные общественные организации заменялись бюрократическими органами, выполнявшими лишь административные функции. Многих краеведов отстранили от работы и даже репрессировали. Перестало выходить большинство краеведческих изданий, были ликвидированы ЦБК и его местные органы, ослаблены связи краеведения с его научной основой. В итоге не стало общественного краеведческого движения в прежнем виде, оно утратило свою самую сильную сторону – массовость.

 

 

Произошло это, конечно, не случайно. Общая причина заключалась в изменении социально-экономической и политической обстановки в стране. Краеведческое движение в 30-х годах перестало вписываться в официальную идеологию и политику. Утвердилась тенденция свести краеведение к удовлетворению насущных хозяйственных нужд под лозунгом «Краеведение – на службу социалистическому строительству». Для этого следовало сосредоточиться на чисто прикладных исследованиях, связанных с современностью, выполнением планов данного района, города, предприятия. Все остальное в краеведении нужно отсечь как бесполезное и даже вредное. Относилось это, например, к историко-культурному краеведению, которое характеризовалось как «гробокопательски-архивное», уводящее от современных проблем к идеализации прошлого.

Подчеркнем при этом, что краеведение как таковое никто не отменял. Оно продолжало существовать, конечно, в суженном и деформированном виде. Изучение края стало делом сравнительно узкого круга лиц – работников архивов, музеев, любителей – краеведов. Краеведение постоянно использовалось в школе как средство обучения и воспитания.

В дальнейшем сама жизнь постепенно привела к возрождению краеведческого движения. Началось оно уже в годы Великой Отечественной войны. Перестройка экономики на военный лад, временная потеря многих территорий потребовали выявления новых ресурсов, в чем активно участвовали и краеведы. Подъем патриотических чувств советских людей вызвал интерес к прошлому России, героическим страницам ее истории. В ответ возобновляется издание историко-краеведческой литературы. Краеведы приступили к сбору материалов об участии населения краев и областей страны в войне. Создаются уголки, комнаты, музеи боевой славы.

 

 

С середины 40-х годов оживлению краеведения способствовала кропотливая работа по восстановлению и реставрации памятников культуры, пострадавших в годы вражеской оккупации. Возрождалась сеть областных краеведческих музеев, которых в 1940г. насчитывалось более 400. С 1949 г. при них создаются музейно-краеведческие советы для координации работы по изучению родного края. В 1959 г. Министерство культуры СССР обязало областные библиотеки иметь отдел краеведческой литературы и соответствующую библиографию. Массовым становилось школьное краеведение. В преподавании более широко использовался местный материал, развивалась кружковая и туристско-краеведческая работа, отряды «красных следопытов» и др.

В стране в целом возобновляется туристско-экскурсионное движение, такие его формы, как походы под девизами «Дорогами огненных лет», «Партизанскими тропами» и др. В 1954 г. на оз. Тургояк в Челябинской области состоялся 1-й слет туристов СССР. В 60-80-е годы туристско-краеведческая работа получила еще больший размах. Усилилось внимание к ней партийно-государственного руководства страны. Об этом свидетельствует, например, принятое в 1985г. постановление ЦК КПСС, Сомина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о мерах по развитию туризма. Происходило дальнейшее расширение сети экскурсионных учреждений, создание новых маршрутов.

В 80-е годы в СССР совершались экскурсии по 18 тысячам тем, работало более 2 тыс. турклубов, десятки тысяч туристических секций. Туризмом занималось около 30 млн человек. Массовыми стали походы и экспедиции патриотической направленности («Мое Отечество» и др.). Их участники собирали огромный краеведческий материал. Это позволило пополнять фонды музеев, открывать новые. Всего в стране к середине 80-х годов насчитывалось 1800 музейных учреждений, в большинстве – краеведческих. Они были центрами изучения родного края.

Важнейшим направлением краеведческой работы в послевоенный период стало участие в движении по охране памятников истории и культуры страны как неотъемлемой части мирового культурного наследия. Эта охрана была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию СССР как патриотический долг каждого гражданина. Возникла необходимость привлечения широких масс краеведов к этому делу государственного значения. Для координации их деятельности на местах в 1965 г. было создано Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры, начал выходить альманах ВООПИК «Памятники Отечества».

С 1996 г. подобное общество действует в Российской Федерации. Оно стало массовой авторитетной организацией, имеющей отделения во всех регионах. Движение активизировалось после принятия в 1976 г. Закона об охране и использовании памятников истории и культуры.

Краеведы традиционно принимали участие в решении задач комплексного развития народного хозяйства регионов, ставя ему на службу знания местных природных и трудовых ресурсов.

Современное краеведческое движение в России. На новом этапе истории страны, с конца 80-х годов, происходит все более заметное возрождение краеведения, краеведческой науки. Оно связано с демократизацией общественной жизни, расширением гласности, возрастанием роли российской провинции, развитием природоохранительного движения. Интенсивнее стала изучаться история и культура отдельных регионов, особенно национальных, где возрос интерес к их особенностям. Значительно увеличивается количество местных изданий краеведческой направленности, что позволило проводить Всероссийский конкурс региональной краеведческой литературы. Перестраиваются экспозиции историко-краеведческих музеев. В 1987г. по инициативе АН СССР и АН УССР в Полтаве была созвана Первая всесоюзная конференция по историческому краеведению. Вслед за ней регулярно проводились другие конференции краеведов в масштабе страны и региональные. Краеведение вновь начало обретать черты общественного движения, каким оно сформировалось в 20-е годы ХХ в. Используется позитивный опыт краеведческой работы «золотого десятилетия».

На этой основе стало возможным создать в апреле 1990 г. Союз краеведов России (СКР). Его председателем избран видный ученый-историк, академик С.О. Шмидт. Союз взял на себя функции координации и выработки стратегии движения, издает альманах «Отечество». Важнейшим итогом деятельности СКР явилась долговременная комплексная программа «Краеведение», включающая ряд целевых программ. Их реализация способствует налаживанию краеведческой работы на местах. Все это объясняет, почему в последние годы краеведение в статусе учебной дисциплины получает все более широкое распространение в школьном и вузовском образовании.

Общественный интерес к краеведению в целом, к историко-краеведческим исследованиям возрастает. Созданы кафедры краеведения в крупнейших университетах России, Научный центр по изучению русской провинции и Лаборатория исторического краеведения на базе Российского государственного гуманитарного университета. Здесь в апреле 2007 г. прошли первые Всероссийские краеведческие чтения с участием ученых из Беларуси, Украины, Казахстана. Чтения продемонстрировали становление современного российского краеведения. Заметно возрос его международный авторитет, внимание к нему зарубежной научной общественности. В 2000 г. по инициативе старейшего европейского университета Сорбонны в Париже состоялась международная конференция «Краеведение в России: истоки, проблемы, возрождение (1890-1990 гг.)». Опубликован сборник трудов конференции. Ее проведение по предложению французской стороны - своеобразная дань уважения российским краеведам, признание их высокого научного статуса и достижений.

Отмеченные позитивные сдвиги в состоянии отечественного краеведения особенно важны с учетом его возрастающей роли в жизни современного общества. Оно переживает этап реформирования, быстрой трансформации социальных групп. В такие периоды краеведение выполняет двоякую функцию. С одной стороны, оно призвано изучать местный край с тем, чтобы способствовать его преобразованию на основе конкретного знания региональных условий и возможностей. С другой стороны, краеведение выступает как один из адаптивно-стабилизирующих факторов в нестабильном обществе. Чувство «малой родины», гордость за земляков, знание своей истории, своих корней укрепляют уверенность человека в своем настоящем и будущем.

1. Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Гардарики, 2003. — С. 43-44, 48.

2. ↑ Лихачёв Д. С. Любить родной край // Отечество: Краеведческий альманах. — М., 1990. — Вып. 1. — С. 8.

3. ↑ Никитин А. О. Краеведение между исследованием и мифом // Пятые Яхонтовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 14-17 октября 2008 г. / Отв. ред. И. Г. Кусова. — Рязань, 2010. — С. 21-43.

4. ↑ Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1931. Номер 16. Страница 185.

5. ↑ Найти статью!!!! Шмидт С. О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах. — М., 1990. — Вып. 1.

6. ↑ Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1987. — С. 3-4, 10.

7. ↑ Національна спілка краєзнавців України

8. ↑ Історія спілки

9. ↑ Маслова А. Н. Термины и понятия библиотечного краеведения // Краеведение и библиотека / А. Н. Маслова. СПб.: Профессия, 2010. С. 17-18.

На всякий. Исследователями неоднократно подчеркивались потенциал и необходимость активного развития краеведения в образовательных учреждениях. Знакомство детей и подростков с различными сферами быта и творчества жителей различных регионов способствует появлению интересов, уходящих далеко за пределы преподаваемых программ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: