Иван Александрович Гончаров
Роман «Обломов».
1-1 балл
О ком из героев И.А.Гончарова идет речь в произведенном отрывке: «Лежанье...было его нормальным состоянием».
1) Судьбинский
2) Обломов
3) 3ахар
4) Тарантьев
Номер верного ответа:
2-2 балла
Какие из названных качеств наиболее сильно проявляются в героях романа И.А.Гончарова «Обломов»
а) Штольц
б) Пшеницина
в) Обломов
г) Ольга
1. Мягкость, доброта.
2. Страстность
3. Гордость собственным происхождением.
4. Предприимчивость.
Правильная последовательность элементов:
3-1 балл
Что стало причиной разрыва Обломова и Ольги Ильинской?
1)Нерешенность вопросов с приданным.
2)Они разлюбили друг друга.
3)Неспособность героя к последовательным действиям, решительным поступкам.
4)Ревность и интриги соперников Обломова.
Номер верного ответа:
4-1 балл
Что стало причиной сближения Обломова и Агафьи Матвеевны?
1)Они не сближались
2)Взаимная любовь
3)Материальные соображения
4)Интриги «братца»
Номер верного ответа
5-1 балл
Назовите важнейшие человеческие качества, присущие Обломову.
И.С.ТУРГЕНЕВ
Задание 1
И.С.Тургенев написал:
1. «Записки врача».
2. «Записки на манжетах».
3. «Записки охотника».
4. «Записки из Мертвого дома».
Задание 2
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальности жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
Кому симпатизирует И.С.Тургенев:
1. Революционерам-демократам.
2. Разночинцам.
3. Либералам.
4. Монархистам.
Задание 3
Роман — это:
1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
2. Жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.
3. Жанр эпоса в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.
Задание 4
Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:.
1. А.И.Герцену
2. В.Г.Белинскому
3. Н.А.Некрасову
4. Другому лицу.
Задание 5
Эпилог - это:
1. Относительно самостоятельная часть литературного произведения в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.
2. Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделённая от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения дополнительных сведений.
3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.
Задание 6
Основной конфликта романа «Отцы и дети» является:
1. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым.
2. Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым.
3. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.
4. Борьба между либеральными монархистами и народом.
Задание 7
Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
1. Об отношении к дворянскому культурному наследию.
2. Об искусстве, науке.
3. О системе поведения человека, о нравственных принципах.
4. О положении рабочего класса.
5. Об общественном долге, о воспитании.
Задание 8
Давая общую оценку политического содержание «Отцов и детей», И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против...» (выберите правильное).
1. Пролетариата как передового класса.
2. Дворянства как передового класса.
3. Крестьянства как передового класса.
4. Революционных демократов как передового класса.
Задание 9
Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствую приведенные характеристики:
1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».
4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
□ Евгений Базаров
□ Аркадий Кирсанов
□ Павел Петрович
□ Николай Петрович
Задание 10
Кому из героев романа принадлежат слова:
«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества одним словом, — исправьте общество, — и болезней не будет»
1. Аркадий Кирсанов.
2. Н.П.Кирсанов.
3. Е.В.Базаров.
4. П.П.Кирсанов.
Задание 11
Типизация — это:
1. Изображение общего через единичное, т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.
2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.
3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.
Задание 12
Критическую статью «Базаров» написал:
1. И.С.Тургенев.
2. В.Г.Белинский
3. А.И.Герцен
4. Д.И.Писарев
Задание 13
Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть назван «маленьким человеком»:
1. Василий Иванович Базаров.
2. Николай Петрович Кирсанов.
3. Аркадий Николаевич Кирсанов.
4. Другой персонаж романа.
Задание 14
На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров:
1. Крестьянство.
2. Дворянскую аристократию.
3. Русское патриархальное дворянство.
4. Интеллигенцию.
Задание 15
Иван Сергеевич Тургенев писал: «На его долю не пришлось, как на долю Онегина и Печорина, эпохи идеализации, сочувственного превознесения».
Почему Базаров был отрицательно принят и прогрессивным журналом «Современник», и либеральными, и демократическими кругами:
1. Из-за своих крайностей, неприемлемых для одних и бесперспективности для других.
2. Из-за нетипичности героя и времени.
3. Из-за отношения героя к народу и его роли в демократическом движении.
4. Из-за расхождений в вопросе о путях освободительного движения.
Задание 16
Чем Е.Базаров был особенно далек автору романа:
1. Непониманием роли народа в освободительном движении.
2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.
3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.
4. Отрывом от какой-либо практической деятельности.
Задание 17
Найдите соответствие героев романа социальному положению:
1. «Эмансипе».
2. Русский аристократ.
3. Полковой лекарь.
4. Студент-барич.
5. Студент-демократ.
□ Е. Базаров.
□ Кукшина
□ В. И. Базаров
□ А. Н. Кирсанов.
□ П. П. Кирсанов
Задание 18
Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют.
1. Шестидесятники.
2. Пятидесятники.
3. Декабристы.
4. Восьмидесятники.
Задание 19
Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:
1. Любовь к Одинцовой.
2. Разрыв с Аркадием.
3. Спор с П.П.Кирсановым.
4. Посещение родителей.
Задание 20
Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний:
1. «Все было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки... и чуть-чуть сжатые плечи», она «беспристрастно краснела и быстро переводила дух».
2. «Длинное и худое [лицо], с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
3. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
□ Воронцова
□ Катя
□ Павел Петрович
□ Евгений Базаров
□ Николай Петрович
□ Аркадий Кирсанов
Задание 21
Определите, кому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные «слова и словечки»:
1. «Тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», латинские слова, «вы, чай, слыхали...».
2. «… Без чувства собственного достоинства», «нет ни какого прочного основания общественному», «принсипы», французские слова, «я эфтим хочу доказать».
□ Павел Петрович
□ Евгений Базаров
Задание 22
Создавая роман, И.С.Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин:
1. Противостояние персонажей литературного произведения.
2. Учение, ставящее в центр мироздания человека считающее человека «венцом природы».
3. Художественное противопоставление характеров обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.
Задание 23
Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе:
1. Девять.
2. Тринадцать.
3. Тридцать.
4. Девяносто.
Н.А.НЕКРАСОВ
Задание 1
Кому на ваш взгляд, могло принадлежать это высказывание:
«Сравнение - поэзия, картина — поэзия, событие может быть поэтично, природа — поэзия, а мысль — всегда проза, как плод анализа, изучения, холодного размышления, - но следует ли из этого, что поэзия должна обходиться без мысли? Дело в том, что эта мысль — проза и в то же время - сила, жизнь, без которых, собственно, и нет истинной поэзии».
1. Н.А..Некрасов.
2. В.Г.Белинский.
3. А.С.Пушкин.
4. А.С.Грибоедов
Задание 2
Определите, кому принадлежат эти высказывания:
1. «Знания есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения».
2. «Искусство есть лишь воспроизведение жизни, в его творениях нет ничего, что не было бы в действительности».
3. «Я отчаянный социалист, хоть сейчас готовый вступить в небольшое общество с равными правами и общим имуществом членов».
□ Д.И.Писарев
□ Н.Г.Чернышевский
□ Н.А.Добролюбов
Задание 3
Лирика — это:
1. Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.
2. Эмоциональное восприятие повествователем описываемого.
3. Особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы.
Задание 4
Определите, к каким мотивам лирики поэта относятся приведенные стихотворения Н.А.Некрасова:
1. «В дороге», «Родина», «В неведомой глуши, в деревне полудикой».
2. «Огородник», «Крестьянские дети», «Несжатая полоса».
3. «Вчерашний день, часу в шестом».
4. «Я не люблю иронии твоей».
5. «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда».
□ крестьянская тема
□ тема Родины
□ образ Музы
□ гражданская лирика
□ любовная лирика
Задание 5
Можно ли Н.А.Некрасова назвать реальным деятелем революционно-демократического движения:
1. Да.
2. Нет.
Задание 6
Кому из русских поэтов принадлежат слова:
1. «Я не поэт, а гражданин».
2. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быт обязан».
□ Н.А.Некрасов
□ К.Ф.Рылеев
Задание 7
В чем заключается новизна реалистического художественного метода Н.А.Некрасова:
1. В изображении картин жизни.
2. В создании типичной обобщающей картины нравов и случайных будничных сцен.
3. В использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
Задание 8
Какое стихотворение Н.А.Некрасова является страстным революционным призывом к новому поколению демократической молодежи:
1. «Песня Ерёмушке»
2. «Размышления у парадного подъезда».
3. «Тишина»
Задание 9
Кому из критиков революционно-демократического направления посвящены эти строки:
«Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать».
1. В.Г.Белинский
2. Н.А.Добролюбову
3. Н.Г.Грушевскому
Задание 10
Народность — это:
1. Особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя.
2. Проявление в художественной литературе национальной литературной традиции.
3. Совокупность произведений устного народного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включения традиций народного творчества в литературу.
Задание 11
В чем состоит своеобразие народности Н.А.Некрасова:
1. В изображении проблем и чаяний народа.
2. В идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа; в вере в талант народа.
3. Во включении в свои произведения фольклорные мотивов.
Задание 12
В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»:
1. «Мороз, Красный нос».
2. «Коробейники».
3. «Русские женщины».
4. «Кому на Руси жить хорошо».
Задание 13
Кого Н. А. Некрасов считает счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
1. Царя.
2. Гришу Добросклонова.
3. Мужиков.
4. Попа.
5. Пьяного.
Задание 14
А.Я.Панаева в своих воспоминаниях писала:
«Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое... Швейцар, выметая лестницу, прогнал их они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде» В каком стихотворении Н.А.Некрасова был отражен этот жизненный эпизод:
1. «На Волге».
2. «Не рыдай так безумно над ним».
3. «Размышления у парадного подъезда».
4. «Памяти Добролюбова».
Задание 15
Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представил своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это:
1. Гриша Добросклонов
2. Яким Нагой
3. Ермил Гирин
4. Матрена Тимофеевна
Задание 16
Кому адресованы эти строки Н.А.Некрасова:
«Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь».
□ Ермил Гирин.
□ Гриша Добросклонов.
□ Яким Нагой
□ Дед Савелий
Задание 17
Поэтика - это:
1. Жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или связи с каким-либо событием.
2. Система художественных средств и приемов, появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.
3. Часть лексики, слова и обороты, присущие устной народной речи и используемые в художественной литературе в целях создания речевой характеристики героев.
Задание 18
Н.А.Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт:
1. «Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ».
2. «В рот яблоко до Спаса не беру».
3. «Мне зять – плевать, и дочь смолчит, Жена – плевать, пускай ворчит».
4. «Тени черные», «волки серые», «сыра-земля - кормилица», «тучи черные», «девка красная».
5. «Не в бровь, а прямо в глаз».
□ постоянные эпитеты
□ народные приметы
□ параллелизмы
□ анафоры
□ пословицы и поговорки
Задание 19
Подчеркните метафоры, которые поэт использует в стихотворении:
«Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что Дале -то скорей.
И как телячьи головы,
Качаются, мотаются
Победные головушки
Уснувших мужиков».
Задание 20
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась:
1. Социальная сатира.
2. Веселый и бодрый юмор.
3. Народная трагедия.
4. Политический сарказм.
Задание 21
В каком из приведенных отрывков дано определение некрасовской Музы:
1. «Печалью согрета гармония и наших муз и дев, но нравится их жалобный напев».
2. «Муза мести и печали».
Задание 22
Каждый из поэтов неоднократно возвращается к поре детства. Определите, какое из приведенных стихотворений принадлежит перу Н.А.Некрасова:
1. «Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами
При свете вечереющего дня
Мой детский возраст смотрит на меня».
2. «Где суждено мне Божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я.
Где от моей души довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословенный,
Но не ребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег».
Задание 23
Памятник Н.А. Некрасову поставлен в городе:
1. Москва
2. Киев
3. Немиров
4. За рубежом (Италия)
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Задание 1
Аллегория — это:
1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе.
2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.
3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.
Задание 2
Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:
1. …
2. …
3. …
4. …
□ ирония
□ сарказм
□ гротеск
□ Сатира
Задание 3
Сатира — это:
1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.
Задание 4
Гипербола — это:
1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.
3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
Задание 5
Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
1. «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..., жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! — Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего — сам умер...»
□ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
□ «Дикий помещик»
□ «Премудрый пескарь»
Задание 6
Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
1. «... на воеводстве». | □ орел |
2. «... — меценат». | □ медведь |
3. «... — идеалист». | □ заяц |
4. «... — челобитчик». | □ карась |
5. «Самоотверженный...» | □ ворон |
Задание 7
Эзопов язык – это:
1. художественное преувеличение.
2. Иносказание.
3. Художественное сравнение.
Задание 8
В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:
1. Гротескный бездушный автоматизм.
2. Неограниченная деспотия.
3. Карательная неуклонность.
4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.
5. Жестокая бюрократическая въедливость.
6. Идолопоклонническая одержимость.
□ Грустилов
□ Двоекуров
□ Фердыщенко
□ Брудастый
□ Угрюм-Бурчеев
□ Бородавкин
Задание 9
О ком писал М.Е.Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного...»
1. Угрюм-Бурчеев.
2. Грустилов.
3. Фердыщенко.
4. Брудастый.
Задание 10
Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:
1. Бородавкин.
2. Грустилов.
3. Угрюм-Бурчеев.
4. Брудастый.
Задание 11
М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:
1. В психологическом изображении личности крестьянина.
2. В изображении массовых сцен.
3. В изображении сцен народных «бунтов».
Задание 12
Перу М.Е.Салтыкова-Щедрина не принадлежит:
1. «Пошехонская старина».
2. «Господа Головлевы».
3. «История одного города».
4. «Накануне»
Задание 13
Значение творчества писателя выражается в (исключите лишнее):
1. Срывании всех и всяческих масок.
2. Показе отношения прогрессивной части российского общества к реформе 1861 года.
3. Отображении эволюции русского либерализма.
4. Обнажении государственного деспотизма.
5. Использовании гротескной фантастичности изображаемого.
Задание 14
Главным «оружием» писателя является:
1. Реальное изображение действительности.
2. Смех.
3. Яркое изображение характеров.
4. Революционность.
ё
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Задание 1
Художественным методом критического реализма является:
1. Литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «естественного человека».
2. Творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько в пересозданию действительности.
3. Творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображения диалектических взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человеческий характер берется в его социальной детерминированности.
Задание 2
Федор Михайлович Достоевский написал:
1. «Бедная Лиза».
2. «Бедные люди».
3. «Бедность не порок».
4. «Бедная невеста».
Задание 3
Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи-процентщицы ради:
1. Денег.
2. Оправдания своей теории.
3. Близких ему людей: матери и сестры.
4. Семьи Мармеладовых.
Задание 4
Укажите, чей путь не был отвергнут Раскольниковым:
1. Лужина.
2. Свидригайлова
3. Сони.
4. Разумихина.
Задание 5
Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания:
1. «Возлюби прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано».
2. «Надо жить весело».
3. «Это человек-то вошь!»
□ Свидригайлов
□ Лужин
□ Соня
Задание 6
С какого момента начинается преступление Раскольникова:
1. После убийства старухи-процентщицы и ее сестры.
2. Во время убийства.
3. До убийства.
4. На каторге.
Задание 7
С какого момента начинается наказание Раскольникова:
1. До убийства.
2. После убийства.
3. После признания Соне.
4. На каторге.
Задание 8
Что несет миру теория, созданная Раскольниковым:
1. Индивидуализм и преступную философию вседозволенности.
2. Освобождение от материальной зависимости.
3. Освобождение от социального давления общества.
4. Разрешение социальных противоречий общества.
Задание 9
Определите по приведенным характеристикам соответствующих им героев романа «Преступление и наказание»:
1. Носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм.
2. Предел кротости и страдания, христианское всепрощение.
3. Черствый и расчетливый делец.
4. Цинизм и внутренняя опустошенность.
5. «Лакейство мысли».
□ Соня
□ Лебезятников
□ Лужин
□ Раскольников
□ Свидригайлов
Задание 10
Описание чьей комнаты приведено ниже:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
1. Сони Мармеладовой.
2. Лужина.
3. Разумихина.
4. Раскольникова.
Задание 11
Какое событие в романе «Преступление и наказание» является кульминационным:
1. Смерть Мармеладова.
2. Сон Раскольникова.
3. Исповедь, признание Раскольникова Соне.
4. Уголовное преступление Раскольникова.
Задание 12
Эпилог — это:
1. Дополнительный элемент композиции, часть произведения, предшествующая завязке.
2. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основную его мысль.
3. Дополнительный элемент композиции, отделенный от основного текста и следующий после самого повествования.
Задание 13
Какую часть в романе занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую — наказание его:
1. Одну часть.
2. Пять частей.
□ преступление
□ наказание
Задание 14
Теория «целых кафтанов» принадлежит:
1. Раскольникову.
2. Лебезятникову.
3. Лужину.
4. Свидригайлову.
Задание 15
Как Ф.М.Достоевский отвечает своим романом на поставленный им самим вопрос:
«Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо, мало того — пусть даже не столь достойное, смешное, на иной взгляд, существо?»
1. Да.
2. Нет.
Задание 16
Кому из героев романа соответствуют приведенные описания:
1. «Правовед, пристав следственных дел», «малый умный... и только какой-то склад мыслей особенный», «недоверчив, скептик, циник».
2. Адвокат, надворный советник, «учился на медные деньги», «сам себе дорогу проложил», «иногда наедине любовался своим лицом в зеркале, чопорный и осанистый».
□ Петр Петрович
□ Порфирий Петрович
Задание 17
Определите, портрет какой героини романа «Преступление и наказание» приводится ниже:
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица... такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
1. Дуня Раскольникова.
2. Девушка на мосту.
3. Соня Мармеладова.
Задание 18
Кому из героев романа принадлежат слова, ярко выражающие позицию Ф.М.Достоевского:
«И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»
1. Софье Семеновне.
2. Катерине Ивановне.
3. Авдотье Романовне.
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Задание 1
Годы жизни писателя:
1. 1905—1964.
2. 1828—1910.
3. 1802—1836.
4. 1798—1864.
Задание 2
Л.Н.Толстой так определил жанр своего произведения: «Без ложной скромности, это — как «Илиада». Этот жанр:
1. Поэма.
2. Рассказ.
3. Эпопея.
4. Повесть.
Задание 3
Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:
1. «Детство. Отрочество. Юность».
2. «Детство. Юность. Мои университеты».
Задание 4
Какой временной период охватывает роман «Война и мир»:
1. Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1812 года.
2. Время периода подготовки и проведения восстания декабристов.
3. Период войны 1805—1812 годов.
4. 1812—1825 годы.
Задание 5
Кого имел в виду Д.Писарев в статье «Старое барство»:
1. Старого князя Болконского.
2. Старого графа Безухова.
Задание 6
Реакционно-крепостнический сословный облик московской аристократии рельефно выявлен Л.Н.Толстым в эпизоде:
1. Встречи с царем в Слободском дворце в Москве.
2. Смотра войск царем перед Шенграбенским сражением.
3. Бородинского сражения.
Задание 7
Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных:
1. А.П.Шерер.
2. Дома Ростовых.
3. Дома князей Болконских.
Задание 8
Характерными чертами высшего общества являются (найдите лишнее):
1. Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.
2. Патриотизм, боль за судьбу Родины.
3. Интриганство, светское злоязычие.
4. Душевная опустошенность, лицемерие и притворство.
5. Паразитизм и праздность.
Задание 9
Действие романа Л.Н.Толстого происходит во времена правления:
1. Александра II
2. Николая II
3. Александра I.
4. Екатерины II
Задание 10
В каком эпизоде автор наиболее ярко показал двуличие царя, назвавшего Кутузова со злобным шипением: «Старый комедиант»:
1. На балу.
2. Во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона.
3. Во время смотра перед Аустерлицким сражением.
Задание 11
Патриархальное московское дворянство представлено в образах (найдите лишнее):
1. Графини Безуховой.
2. Дарьи Дмитриевны Ахросимовой.
3. Семьи Ростовых.
Задание 12
На примере какой семьи в романе Л.Н.Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений:
1. Семья Безуховых.
2. Семья Болконских.
3. Семья Ростовых.
Задание 13
Л.Н.Толстой показал в романе «Война и мир» два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:
1. Философия фатализма, смирения, покорности, признание узаконенности своего положения.
2. Чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости.
□ Лаврушка, Тихон Щербатый
□ камердинер князя Тихон, Платон Каратаев
Задание 14
Что больше отражает недовольство крепостных крестьян в романе:
1. Монотонное возрастание.
2. Нарастание и спад, возвращение к прежнему уровню и стабильность положения.
Задание 15
Ярко прозвучала в романе тема «двух наций», показавшая читателю истинных и «ложных» патриотов России. Найдите соответствие:
1. А.Курагин, Б.Друбецкой, А.П.Шерер, графиня Безухова.
2. Тушин и Тимохин, А. Болконский, Тихон Щербатый.
□ истинные патриоты
□ «ложные» патриоты
Задание 16
Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:
1. Анатоля Курагина.
2. Бориса Друбецкого.
3. Николая Ростова.
4. Андрея Болконского.
Задание 17
Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:
1. Пьера Безухова.
2. Анатоля Курагина.
3. Бориса Друбецкого.
Задание 18
Кого из героев романа, типичного представителя первой четверти XIX века, А.Герцен назвал «дрянью александровского поколения»:
1. А.Болконского.
2. Б.Друбецкого.
3. Д.Долохова.
Задание 19
Какое из событий 1812 года не являлось эпизодом народной войны:
1. Смоленское отступление.
2. Бородинское сражение.
3. Тарутинское сражение.
4. Партизанское движение.
Задание 20
Эпилог — это:
1. Дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения.
2. Дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке.
3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.
Задание 21
После войны 1812 года многое изменилось, и представители русской интеллигенции в 1825 году оказались по разные стороны баррикад. Один из героев романа в эпилоге так сформулировал задачи общества: «Мы только для того, чтобы Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение». Кому принадлежат эти слова:
1. Д.Долохову.
2. Пьеру Безухову.
3. Николаю Ростову.
4. Денисову.
Задание 22
Кому принадлежат следующие портретные характеристики:
1. «...Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти...»
2. «...Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами... с усталым, скучающим взглядом».
□ Князь Андрей
□ Пьер
Задание 23
Кому принадлежат столь противоречивые, на первый взгляд, высказывания о Наполеоне:
«Наполеон велик, потому что он встал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати, — и только потому приобрел власть».
«Как, какою связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал, но он ни на минуту не усомнился в этой связи... но он решил положить предел власти Зверя... прекратить несчастия Европы».
1. А.Болконскому.
2. Денисову.
3. Н.Ростову.
4. П.Безухову.
Задание 24
О какой войне приведено высказывание Пьера Безухова:
«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но... против величайшего человека в мире... это нехорошо».
1. Война 1805 года.
2. Война 1807 года.
3. Война 1812 года.
4. Война 1805—1807 годов.