Архитектура программного продукта




В первой главе была показана функциональная модель AS-IS, которая отображала реальное положение дел на рассматриваемом предприятии фитнес-клубе «Body Sculptor». Для того, чтобы отобразить к чему должно стремиться предприятие и как должны протекать бизнес-процессы в идеале, необходимо построить функциональную модель To Be.

В целом модель To Be будет похожа на AS-IS, начальные уровни останутся без изменения.

Первые изменения произойдут при декомпозиции диаграммы «проведение работы с клиентами, продажа товара», которые показаны на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Декомпозированная диаграмма проведения работы с клиентами, продажа товара. Модель To Be

 

Изменения заключаются в том, что в функциональной модели AS-IS на уровне «проведение работы с клиентами, продажа товара» администраторы в качестве компьютерных программ использовали приложения Word и Excel. В функциональной модели To Be программными средствами вместо этих приложений будут являться СУБД MS Access.

В результате данного изменения декомпозиция процесса «оформление заказов на услугу, продажа товара» в нотации DFD также изменилась. Она представлена на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 Декомпозированная диаграмма оформление заказов на услугу, продажа товара. Модель To Be

 

После замены программных средств у администраторов нет необходимости обращаться к различным документам, теперь все процессы контактируют с базой данных фитнес-клуба.

На рисунке 2.3 представлена декомпозиция процесса проверки и внесения клиента в нотации IDEF3.

Рис. 2.3 Декомпозированная диаграмма проверки и внесения клиента. Модель To Be

 

Рисунок 2.3 показывает, что запись клиента и получение информации о нем происходят с использованием СУБД.

Для того, чтобы провести проектирование базы данных необходимо составить обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Такое описание, которое включает в себя использование естественного языка, математические формулы, таблицы, графики, называют инфологической моделью данных.

Инфологическая модель представляет собой логическую модель данных, она независима от физических параметров среды хранения данных.

Для построения инфологической модели данных нужно определить какие сущности, их связи и атрибуты будут входить в нее.

Сущности:

1) Список клиентов: список тех, кто посещает фитнес-клуб или посещал его ранее.

2) Список товаров: список того, что могут приобрести клиенты в данном фитнес-клубе.

3) Продажа товара: список продаж какого-либо товара, какому-либо клиенту.

4) Абонементы: список абонементов, которые может приобрести клиент, приходя в фитнес-клуб.

5) Продажа абонементов: список проданных абонементов, которые приобрел клиент.

6) Учёт посещений: список посещений клиентами фитнес-клуба с учетом расписания.

7) Расписание: список возможных посещений фитнес-клуба с учетом свободных ресурсов (время, сотрудники).

8) Список сотрудников: список сотрудников, которые работают в фитнес-клубе.

9) Список услуг: список предоставляемых в фитнес-клубе услуг.

10) Виды тренировок: разнообразие выбора различных тренировочных процессов, проходящих в фитнес-клубе.

После определения сущностей в создаваемой базе данных нужно обозначить для каждой сущности атрибуты.

В список клиентов входят следующие атрибуты:

- код клиента;

- фамилия;

- имя;

- отчество;

- адрес;

- телефон;

- дата рождения;

- фотография.

В список товаров:

- код товара;

- название;

- цена;

- количество в наличии.

В продажу товара:

- номер продажи;

- количество;

- код товара;

- код клиента.

В абонементы входят:

- код абонемента;

- вид тренировки;

- вид услуги;

- цена;

- количество посещений;

- количество дней;

- количество месяцев.

В продажу абонементов входят:

- номер карты;

- код клиента;

- код абонемента;

- дата начала;

- дата окончания;

- количество оставшихся посещений.

В учет посещений входят:

- номер посещения;

- номер карты;

- номер записи.

В расписание входят:

- номер записи;

- дата;

- время начала;

- время окончания;

- код сотрудника;

- код услуги;

- код тренировки.

В список сотрудников входят:

- код сотрудника;

- фамилия;

- имя;

- отчество;

- адрес;

- дата рождения;

- оклад;

- фотография.

В список услуг входят:

- код услуги;

- наименование услуги.

В виды тренировок входят:

- код тренировки;

- вид тренировки.

На рисунке 2.4 показана инфологическая модель данных.

 

Рис. 2.4 Инфологическая модель данных

Инфологическая модель была сделана в программной среде ERwin.

CA ERwin Data Modeler 7.3 (старое название – ERwin) является CASE – средством моделирования модели данных. ERwin автоматически поддерживает согласованность логической и физической схем модели данных и обеспечивает автоматическую генерацию файлов БД в различных форматах. [4, 4]

ERwin имеет два уровня представления модели:

– Логический уровень, соответствующий инфологическому этапу проектирования и не привязанный к конкретной СУБД. Модели логического уровня оперируют с понятиями сущностей, атрибутов и связей, которые на этом уровне именуются на естественном языке (в нашем случае – на русском) так, как они называются в реальном мире.

– Физический уровень – это отображение логической модели на модель данных конкретной СУБД. Одной логической модели может соответствовать несколько физических моделей. Причем, ERwin (как и другие CASE-системы проектирования баз данных) позволяет автоматизировать отображение логической модели на физическую. [4, 67]

Физический уровень соответствует датологическому этапу проектирования. На рисунке 2.5 показана датологическая модель данных.

Рис. 2.5 Датологическая модель данных

Готовая физическая модель содержит всю необходимую информацию для реализации конкретной базы данных. С помощью возможностей ERwin можно сгенерировать информацию в СУБД MS Access.

По умолчанию ERwin генерирует имена таблиц и колонок на основе имен соответствующих сущностей и атрибутов логической модели, с учетом ограничений, налагаемых выбранной СУБД.

После того, как в СУБД создались таблицы, нужно построить схему данных, обозначить связи. На рисунке 2.6 представлена схема данных сделанная в СУБД MS Access.

Рис. 2.6 Схема данных

Схема данных графически отображает связь таблиц между собой. Эти связи будут использоваться при конструировании запросов и отчётов на основе нескольких таблиц.

 

Алгоритм работы

Алгоритм (процедура) – решение задач в виде точных последовательно выполняемых предписаний. [5, 4]

Любой алгоритм нацелен на конкретного исполнителя, который должен однозначно и точно следовать всем командам алгоритма для того, чтобы эффективно получать результат.

На рисунке 2.7 представлен алгоритм работы базы данных фитнес-клуба «Body Sculptor».

НЕТ
Начало
Загрузка формы
Ожидание действий пользователя
Выбор таблицы
ДА

 

 


 

 

 

Конец
Изменение данных
Изменение данных
Просмотр результата
Выбор запроса
Ввод данных
Запрос результата
Выбор отчета
Просмотр отчета
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА
ДА

 

 


Рис. 2.7 Алгоритм работы фитнес-клуба

 

Графический алгоритм наглядно показывает, что происходит при работе с базой данной. Когда пользователь запускает программу, загружается главная форма и пользователю предоставляется право сделать выбор того, какое именно действие он хочет совершить. У пользователя три варианта:

- выбор необходимой таблицы с данными;

- выбор выполнения нужного запроса;

- выбор нужного пользователю отчёта.

Если пользователь выбирает вариант с выбором необходимой для него таблицы с данными, то ему предлагается изменить данные в таблицах. Но прежде чем что-то изменить пользователь может просмотреть данные. В случае если менять ничего не требуется, то пользователю предлагается вернуться к этапу выбора действия. Если же пользователь решает изменить данные, то на следующей ступени алгоритма он может это сделать, после чего он может посмотреть результат, с учетом измененных данных. Просмотрев измененные данные пользователь возвращается на этап выбора действия.

Если пользователь выбирает второй вариант с выбором выполнения нужного запроса, то ему предлагается выбрать или указать необходимые данные для выполнения запроса, после чего пользователю выводится результат его запроса. Просмотрев результат нужного запроса пользователь возвращается на этап выбора действия.

В случае если пользователь пренебрегает первыми двумя вариантами и выбирает третий по выбору нужного пользователю отчёта, то ему предоставляется возможность просмотреть нужный отчёт. Просмотрев необходимый отчёт, пользователю предлагается вернуться на этап выбора действия.

После просмотра пользователем отчета, результата запроса, данных, изменения данных, пользователю предлагается выйти из программы. Если пользователь закончил работу и выбирает «Выход», то происходит выход из программы, если нет, то пользователю предлагается вернуться на этап выбора действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: