Программные произведения для чтения в летние каникулы для учащихся, перешедших в 11 класс




МАОУ «Гимназия № 10»

Автор, произведение аннотация
  Антон Чехов «Ионыч» Аннотация с сайта ПОЛКА Врач Дмитрий Ионыч Старцев, наезжающий в губернский город из богом забытого захолустья, сближается с семьёй Туркиных, которая считается здесь самой образованной и талантливой: дочь по прозвищу Котик лупит по клавишам рояля, мать читает вслух свой роман, начинающийся фразой «Мороз крепчал», отец сыплет каламбурами, и даже лакей изображает драматическую сцену — год от года одну и ту же. Впрочем, оборотной стороной вульгарности Туркиных оказывается практичность Ионыча, некстати вылезающая в самые романтические моменты и в конце концов охватывающая его с головой. По большому счёту «Ионыч» — рассказ о том, что противопоставление дикости и культуры может быть ложным: когда исчезает первый шарм и обрывается глупая влюблённость, чувство иронии, с самого начала доминирующее в рассказе Чехова, превращается в гадливость.
  Антон Чехов «Вишневый сад»   Аннотация с сайта ПОЛКА Последняя пьеса Чехова построена на недоговорённостях, мимолётных репликах и ответах невпопад. Из случайных деталей складывается универсальная история — о том, как красивый и бесполезный старый мир отступает перед напором жестокой новой реальности. Помещица Раневская приезжает из Парижа в имение своего детства, которое выставляют на аукцион за долги. Купец Лопахин предлагает план спасения: снести старые постройки, вырубить вишнёвый сад и сдавать землю в аренду дачникам. Раневская в ужасе: для неё дом и сад полны сентиментальных воспоминаний. Откладывая решение, обитатели усадьбы философствуют, танцуют и тратят последние деньги. Лопахин покупает имение на аукционе и тут же приказывает вырубить сад. Нерешительные и мечтательные дворяне разъезжаются кто куда, уступая место «людям дела». Девятнадцатый век обрывается со звуком лопнувшей струны.
  Александр Куприн «Олеся» Аннотация с сайта ПОЛКА Один из страннейших текстов своего времени, «Олеся» — сочетание любовно-бытовой повести в тургеневском духе с демонологической сказкой: полностью принадлежащий цивилизации городской герой влюбляется в девушку Олесю — внучку полесской ведьмы, тоже обладающую колдовскими способностями.
  Иван Бунин «Темные аллеи»   Аннотация с сайта ПОЛКА Цикл рассказов, который традиционно считается единым и последним у Бунина произведением крупной формы. Тема — чувственная любовь, которая происходит внезапно, случайно, почти всегда трагически и иногда насильственно, но оказывается судьбой.
  Евгений Замятин «Мы»   Аннотация с сайта ПОЛКА Роман о невозможности принудительного счастья, уже в 1920-е угадавший главные черты тоталитарных идеологий, образец жанра для всех русских и западных антиутопий. В XXVI веке на территории бывшей России построено Единое Государство всеобщего равенства. Люди с номерами вместо имён, живущие в городе из стекла и облачённые в одинаковые голубые униформы, синхронно просыпаются, глотают нефтяную пищу, единогласно избирают одного и того же Благодетеля. Любое отступление от идеального миропорядка карается смертью.
  Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»   Аннотация с сайта ПОЛКА Сатана правит бал в сталинской Москве, Маргарита мстит литературным критикам, тьма накрывает ненавидимый прокуратором город. Самый популярный русский роман XX века — это одновременно едкий фельетон о советских обывателях, апокриф опоследних днях Христа и история спасительной любви. В Москву конца 1920-х, всё такую же разгульную и мещанскую, но уже советскую, прибывает таинственный иностранец, окружённый опереточной свитой. Он вовлекает оказавшихся на его пути москвичей в серию невообразимых происшествий, но его истинная миссия — найти опального автора романа о евангельской истории и влюблённую в него женщину. Булгаков начинает с традиционного для своего времени, почти фельетонного сюжета — о том, как застоявшийся советский быт взрывается вторжением чужака, вплетает в него историю последних дней Иисуса и приходит к очень личному трагическому повествованию о силе творчества, свойствах любви и переплетении добра и зла.
  Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Аннотация с сайта ПОЛКА Первое произведение о сталинских лагерях, опубликованное в СССР. Описание обычного дня обычного заключенного — ещё не полный отчёт об ужасах ГУЛАГа, но и оно производит оглушительный эффект и наносит удар бесчеловечной системе, породившей лагеря.
  Виктор Астафьев «Царь-рыба» «Царь-рыба» — это «повествование в рассказах» о жизни в тайге. В заглавном рассказе Игнатьич — самый оборотистый и ухватистый мужик в селе, известный также невероятной удачливостью в рыбной ловле, — вступает в смертельную схватку с гигантским осетром. В советском аналоге «Старика и моря» спрятан религиозный подтекст: схватка человека и рыбы понимается здесь не просто как битва с судьбой, но как возмездие высших сил — за страсть к браконьерству, за издевательства над бывшей невестой и вообще за грехи тяжкие. Ещё одна из частей повести — история спасения девушки Эли, попавшей в тайгу с другом-геологом: этот друг, по имени Гога, тоже ловил царь-рыбу — используя вместо блесны медаль инвалида войны, за что и поплатился. Основная тема астафьевской книги — противостояние человека и природы, которая подвергает проверке моральные качества; выжить здесь помогают только любовь и сплочённость. Повесть, вышедшая в изуродованном редактурой виде, пользовалась в 70-е огромной популярностью. Недалеко от Красноярска установлен памятник Астафьеву в виде вырывающегося из сетей осетра.
  Валентин Распутин «Прощание с Матерой»   Аннотация с сайта ПОЛКА Деревня Матёра, стоящая на острове посреди Ангары, должна быть затоплена: рядом строят ГЭС. Жителей переселяют в новые дома на «большой земле». Сюжет, который ещё за двадцать лет до этого стал бы поводом для оптимистической саги о боевых подвигах и новом быте, у Распутина разворачивается в апокалиптическую картину: вместе с деревенскими стариками, покидающими родные жилища, уходит в небытие целый мир, природа как таковая, естественный ход вещей, каким он был до прихода человека. Распутин создаёт мучительно подробную хронику умирания Матёры: приезжие рабочие крушат могилы на кладбище, старуха Дарья белит заново дом, прежде чем предать его огню, бригада «ликвидаторов» не может ни распилить, ни сжечь гигантский «листвень» — настоящее древо жизни, за всем этим зорко следит Хозяин острова — неизвестной породы зверь, в котором воплотился дух этой земли. «Матёра» поднимается на новый уровень обобщения: здесь речь уже не о конфликте города и деревни и не о преступлениях советской власти против русского крестьянства; здесь Человек со своим бесконечным стремлением к прогрессу разрушает Мир, Каким Он Должен Быть.
  Константин Воробьёв «Убиты под Москвой» Аннотация с сайта ПОЛКА Повесть Константина Воробьёва рассказывает о первых днях на фронте роты кремлёвских курсантов: они не готовы к реальности войны, у них нет толкового оружия, учиться приходится на ходу, под немецкими пулями. Выживут в этих боях немногие. Главный герой повести — молоденький лейтенант Алексей Ястребов: Воробьёв показывает его переживания и мысли — ужас при виде страданий смертельно раненых товарищей, отвращение, вызванное необходимостью убивать. «Убиты под Москвой» напечатал «Новый мир» — это было одно из самых ярких событий в череде публикаций «лейтенантской прозы».
  Виктор Астафьев «Прокляты и убиты» Аннотация с сайта ПОЛКА Едва ли не самая откровенная книга о Великой Отечественной войне, последний и неоконченный роман Виктора Астафьева, основанный на личном военном опыте. Текст состоит из двух частей: «Чёртова яма» — о жизни новобранцев запасного полка и «Плацдарм» — о переправе полка через Днепр и бое за захват плацдарма. Астафьев с предельным натурализмом описывает ужасающий солдатский быт, страдания новобранцев, беспорядки в армии, зверства трибунала и чудовищное количество бессмысленных смертей («лучшие бойцы погибали, не увидав врага, не побывав даже в окопах»); такими же ошеломляющими, лишёнными всякого героического романтизма выглядят и сцены самих сражений. Текст можно прочитать по ссылке https://militera.lib.ru/prose/russian/astafyev3/index.html
  Василь Быков «Сотников»   Аннотация с сайта ПОЛКА Партизаны Сотников и Рыбак ищут провиант в оккупированной деревне и попадают в плен к немцам; вместе с ними должны погибнуть и местные жители, пытавшиеся их защитить. Сотникова пытают, но он ведёт себя героически; Рыбак соглашается стать полицаем и участвует в казни Сотникова. Быков с подлинной эмпатией показывает происходящее глазами двух персонажей — героя и предателя — и исследует психологию человека, который «ломается» под давлением обстоятельств. Основанный на реальной истории, один из самых страшных советских текстов о войне делается ещё страшнее, если понимать, что описанное в нём — обычный эпизод, часть военной повседневности. Текст можно прочитать по ссылке https://militera.lib.ru/prose/russian/bykov2/index.html По книге поставлен фильм «Восхождение».
  Константин Воробьев «Это мы, Господи!» Аннотация с сайта ПОЛКА Автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» Воробьёв написал в 1943 году в Литве, где он вместе с группой партизан был вынужден провести месяц в подполье. Это рассказ о пребывании в немецком лагере для военнопленных. Герой и альтер эго автора, лейтенант Сергей Костров, попадает в плен в 1941 году, во время отступления немцев от Москвы к Волоколамску. В лагере его ждёт медленная голодная смерть, побои, тиф, побег, поимка, пытки и новый побег — уже от эсэсовцев. В книге описан опыт духовного выживания в нечеловеческих условиях, предельные состояния страдания, которые дают человеку духовную зоркость: катастрофу Великой Отечественной войны Воробьёв показывает не с политической, не с идеологической, а с онтологической точки зрения — о чём говорит уже название романа. Повесть несколько десятилетий пролежала в архиве «Нового мира» и пришла к читателю только во второй половине 1980-х.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: