Этапы формирования детского временного коллектива (по А.Н. Лутошкину)




Логика развития смены

Период Цели и задачи Позиция вожатого Формы работы
Организационный (1-3(4) дня) Знакомство детей с вожатыми и друг с другом, знакомство с лагерем, сотрудниками, традициями, с планом работы лагеря и отряда, правилами поведения. Диагностика детей, тренинги. Установление отношений. Быть организатором, инициатором, начальником, заводилой всех дел. Игры на знакомство; тесты; огоньки знакомств; тренинги на сплочение; оформление визиток с именами детей; оформление комнат, визиток на комнату; организация отрядного места.
Основной Выполнение плана смены. Формирование микроклимата. По мере развития отношений в отряде позиция вожатого от организатора переходит к позиции старшего друга, а также вожатый является администратором, советчиком, психологом, наставником и другом (но не подружкой). КТД, ролевые игры, психологические тренинги, игры и диагностики, спортивные игры, беседы, свечки, походы, костры, тематические дни, лагерное самоуправление.
Заключительный (3-4 дня) Подведение итогов смены. Мотивацияна будущее. Позиция друга, советчика, психолога. Прощальный костер, разучивание прощальных песен, прощальный огонек, сбор пожеланий.

Любую смену можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подчиняется определенным целям и задачам. В соответствии с этапом лагерной смены будет меняться и методика работы вожатого со своими подопечными, что обеспечит более эффективную работу в отряде, позволит за более короткий срок сплотить отряд, формировать микроклимат в отряде.

 

 

Оргпериод

Это время привыкания детей к новым условиям, новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.

Задачи оргпериода:

  • адаптация ребенка к условиям коллективного проживания;
  • Познакомить детей с традициями лагеря, содержанием смены, правилами и законами отряда;
  • предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
  • первичная диагностика ребят

Основной период

Задачи основного периода:

  • сформировать дружный временный коллектив;
  • создать благоприятный психологический климат в отряде;
  • реализовать запланированную на смену программу;
  • способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.

Заключительный период

Дети чувствуют отъезд за 4-5 дней до конца смены. В этот момент меняется поведение детей. Они становятся более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. А причиной является неопределенность между желанием уехать домой и остаться еще в лагере.

Именно в последние дни осуществляются все «коварные планы». Поэтому надо помнить следующее:

  • Работать по намеченному плану.
  • Стараться не нарушать режим дня.
  • Ограничить свободное время ребят.
  • Стараться организовать коллективные дела с привлечением каждого, не давать возможности скучать.
  • Не выпускать из поля зрения ни одного ребенка.
  • Продумать программу прощального вечера.

За день организуйте сдачу инвентаря. Сразу после этого можно приступить к «чемоданной процедуре». Остается только необходимая одежда. Если обнаружатся бесхозные вещи, можно организовать «Салон потерянных вещей».

За день или за два следует провести генеральную уборку корпуса.

В последний день или предпоследний стоит подвести итоги смене. Здесь уместно использовать анкеты, сочинения, разговор о прожитой смене и друг о друге на последней отрядной свечке.

Этапы формирования детского временного коллектива (по А.Н. Лутошкину)

" Песчаная россыпь ". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло". Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.


" Мягкая глина ". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.


" Мерцающий маяк ". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.


" Алый парус " - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу "один за всех и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.


" Горящий факел " - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса".
В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект».


Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода». Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: