Конфликты и способы их решения
Классный час
Цель: развитие коммуникативных способностей учащихся младших классов.
Задачи:
1.Способствовать формированию у учащихся младших классов научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.
2. Развивать способность к толерантному мышлению, способности сочувствовать, содействовать.
3. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.
Ход занятия:
1.Эмоциональный настрой (Слайд 1)
Самый лучший день - сегодня.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твоё настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам об одном случае, который наблюдала в нашей школе. (Инсценировка)
Дело было так.
На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
- Правильно, произошел конфликт.
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?
(На экране выставляется тема «Конфликты»)
|
Работа над темой
КОНФЛИКТ (ПОНЯТИЯ, СИНОНИМЫ)
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
(Слайд 2)
«Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор».
(Карточка 1)
Определи синонимы:
противостояние
гармония
ссора
примирение
противоречие
единство
- Ребята, а как вы думаете, часто ли происходят конфликты между людьми? (Ответы детей) Кто наблюдал конфликты? А кто был участником конфликтной ситуации?
В чём же вред конфликтов?
- От конфликтов страдает достоинство человека.
- На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.
- Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому, правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и окружающих вас людей.
ПРИЧИНЫКОНФЛИКТОВ
Вернемся к случаю о мальчиках.
А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
Б) Из-за чего возник конфликт?
В) Почему же все-таки возник конфликт?
Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).
Причины конфликтов (работа в четверках, ситуация на выбор)
Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
А) Ситуация № 1
– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.
А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
Б) Ситуация № 2
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
|
В) Ситуация № 3
Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
(Слайд 3)
Выводы:
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина? (Ответы детей).
- неумение слушать,
- непонимание;
- несдержанность.
- неуважение к другим людям;
- неумение общаться;
- разница чувств и состояний;
- незнания правил и норм поведения, законов.
В классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске –
“У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
- А сейчас мы с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это делается?
- Для этого посмотрите на доску и скажите, что изображено на рисунке? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).
-Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
- Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.
|
Оценить и соотнести слова -/+
(На доске прикрепляется плакат со словами: уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
(Слайд 4)
Выход из конфликта:
- найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;
- найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
- найти компромисс спорного вопроса;
- подчиниться, принять правила или точку зрения конфликтующей стороны;
- понять другого, и конфликт мягко перевести в переговоры
Многое зависит от тебя …
(Слайд 5)
Когда ты очень раздражен, разгневан…
Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
Попей воды.
Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Работа в парах
Задание: Подумайте и напишите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.
(Слайд 6)
Пожелания и памятка для учащихся:
1. Чаще говорите вежливые слова.
2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.
3.Будьте естественны в общении.
4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
5.Не перебивайте старших.
6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.
7. Никогда не оправдывайте себя. (Меня не понимают, не ценят).
8. Помните, по своей природе общение - это ежедневный труд.
Итог
- Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.
- На столах у вас сердечки. Подарите их тому, кого вы обидели и попросите прощения за этот случай.
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твоё настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.