(заполняется родителями)
Дата……………Фамилия, имя ребёнка…………………………….
№ школы…… Класс……… Возраст………….
Критерии оценки: 0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены, отмечаются изредка;
2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.
Показатели состояния. | ||||
1.Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу (не выспался, плохое самочувствие, болит живот, голова и т.д) | ||||
2.Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей. | ||||
3. После школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный. | ||||
4. Часты жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту. | ||||
5. К вечеру чрезмерно возбуждён, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть. | ||||
6. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовёт родителей. Энурез. | ||||
7. Отмечаются такие нарушения как неконтролируемые подёргивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, разного рода страхи (темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание носом» и т.п.). | ||||
8. В домашних условиях характерны постоянная возбуждённость, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, особенно непривычных, таких как театры, праздники. | ||||
9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя. | ||||
10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Как правило, не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей. | ||||
Суммарный балл |
|
Анализ карты наблюдений за состоянием ребёнка.
(проводится педагогом, психологом, валеологом, врачом)
Карта наблюдений позволит выявить отклонения в состоянии психоневрологического статуса ребёнка, выявить пограничные нарушения психического здоровья по поведенческим реакциям.
Перед тем как дать карту для заполнения родителям, необходимо проинструктировать их, объяснить, что карта заполняется по результатам наблюдения за ребёнком в течение недели. Критерии оценки есть в карте.
В каждой карте подсчитывается суммарный балл. Если суммарный балл в пределах 0–15 – состояние ребёнка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения. Если суммарный балл 15-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают. Если суммарный балл >20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.
|
Сводная таблица по классу составляется следующим образом:
Результаты анализа карты наблюдений за состоянием ребёнка.
(заполняемой родителями)
Фамилия, имя Учащегося. | Показатели. | Суммарный балл. | |||||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
. | |||||||||||
. | |||||||||||
. | |||||||||||
30. |
Количество детей, имеющих суммарный балл <20 - (%)
Количество детей, имеющих суммарный балл >20 - (%)
Карты наблюдений заполняются трижды течение года:
1. с 15 по 25 октября;
2. с 15 по 25 декабря;
3. с 15 по 25 апреля.
В конце года по результатам всех наблюдений составляется сводная таблица:
Сводная таблица.
Динамика наблюдений за состоянием детей в течение учебного года.
Город, республика………………………………… Школа………..
Класс………… Количество детей в классе……………..
Общее количество детей в классе (n=) | Периоды наблюдений. | ||
Октябрь. | Декабрь. | Апрель. | |
Кол-во детей % | Кол-во детей % | Кол–во детей % | |
Суммарный балл <15 | |||
Суммарный балл 15-20 | |||
Суммарный балл >20 |
|
Расскажи о школе.
(анкета для учащихся 1 класса, заполняется родителями по ответам ребёнка)
Вопросы. | Ответы в баллах. | ||
1.Тебе нравится в школе?
| |||
2. Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто
хочется остаться дома?
| |||
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
| |||
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
| |||
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? · Не хотел бы Не знаю Хотел бы | |||
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? · Нет не знаю Хотел бы | |||
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
| |||
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
| |||
9. У тебя в классе много друзей?
| |||
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
| |||
Суммарный балл. |
3 балла – первый ответ,
1 балл – второй ответ,
0 баллов – третий ответ.
Анализ анкеты «Расскажи о школе».
(определение школьной мотивации)
Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 балла – хорошая школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10-14 баллов – низкая школьная мотивация;
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.
Результаты анализа анкеты «Расскажи о школе» заносятся в таблицу, аналогичную таблице заполняемой при обработке результатов анкет родителей (с.69). Анкеты для детей заполняются и анализируются в те же сроки, что и для родителей (с.69) и результаты также заносятся в сводную таблицу (с.70).