Критерии определения степени семейного неблагополучия




Методические материалы

Социальная диагностика уровня семейного неблагополучия

Неблагополучные семьи разнородны также как и различны степень риска угрозы для жизни и безопасности ребенка в неблагополучных семьях. В связи с этим семьи можно условно разделить на семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, нуждающиеся в поддержке.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Критериями при определении данной категории семей являются:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться и т.д.;
- создание угрозы жизни и здоровью ребенка вследствие виновного противоправного поведения родителей;
- наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
- вовлечение родителями детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной продукции, употребление наркотических средств без назначения врача и другие);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний вследствие виновного противоправного поведения родителей.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими либо медицинскими проблемами, не повлекшими за собой нарушений прав несовершеннолетних. В такой семье отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит опасность. Родители могут быть мотивированы на решение своих проблем и при необходимой поддержке исполняют свои родительские обязанности.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Семья, нуждающаяся в поддержке – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с педагогической, правовой несостоятельностью родителей (законных представителей). Такие трудности обычно кратковременны, имеют выход. Ребенку в семье ничего не угрожает, а существующие трудности не оказывают на него существенного влияния. Трудности обычно кратковременны, порой достаточного разового вмешательства или помощи.

Критерии определения степени семейного неблагополучия

В процессе первичной диагностики необходимо использовать метод наблюдения, вспомогательным методом является психологическая и социальная диагностика, предполагающая наличие диагностических инструментов. Одним из таких диагностических инструментов является таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия (табл. 1). Таблицу заполняет специалист по результатам бесед, в том числе с членами семьи, анализа документов, наблюдений. Информация может быть получена от работников образовательных, медицинских организаций, родственников, соседей и иных представителей социального окружения семьи.

Таблица 1

Таблица определения обобщенного показателя социального
неблагополучия семьи как института воспитания

Показатели семьи Баллы
1. Состав семьи  
  мать, отец, дедушка, бабушка  
  только мать и отец  
  мать и отчим, отец и мачеха  
  одна мать, один отец  
  нет родителей, дедушка, бабушка, другие родственники  
2. Условия проживания семьи  
  благоустроенная отдельная квартира  
  квартира с родителями супруга (и)  
  более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами  
  комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами  
  комната в общежитии, бараке без удобств  
3. Доход семьи  
  могут практически ни в чем себе не отказывать  
  денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг  
  на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности  
  живут от зарплаты до зарплаты  
  денег до зарплаты не хватает  
4. Социальное самочувствие семьи  
  социально адаптированная семья (семья чувствует себя комфортно)  
  проблемы иногда бывают, но семья чувствует себя в основном хорошо  
  проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно  
  у семьи есть проблемы, семья чувствует себя плохо (например, состояние развода)  
  очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем  
5. Здоровье членов семьи  
  все члены семьи здоровы физически и психически  
  инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности  
  инвалидность одного из детей  
  инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности  
  психическое заболевание одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, шизофрения и т.п.)  
6. Стили отношений в семьи  
  постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия  
  слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость  
  первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям  
  равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни  
  напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям  
7. Уровень социального здоровья семьи  
  атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви  
  здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности  
  в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке  
  судимость родителей, пьянство, руководство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов  
  стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  
8. Ценность детей в семье  
  дети — равнозначимая ценность наряду с супружеством  
  дети — главная ценность в семье  
  дети — способ сохранения супружеских отношений  
  дети — элемент социального статуса «как у всех»  
  дети — обуха, доставляют много дополнительных забот и беспокойства  
9. Отношения семьи с образовательными учреждениями  
  высокая включенность в жизнь учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка  
  обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признания их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях  
  интерес к учебной деятельности и общественной жизни ребенка односторонний, только у одного из родителей  
  критика педагогических методов учреждений, уклонение от посещения родительских собраний  
  отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком образовательных организаций  


Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия как института воспитания


В таблице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Для получения обобщенного результата необходимо сложить отмеченные девять цифр, результат может варьироваться от 9 до 45.

Ниже 25 баллов – семья находится в социально опасном положении (чем меньше баллов, тем выше риск);
От 26 до 38 баллов – семья повышенного риска в пределах допустимой нормы. Такую семью можно отнести к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Более 39 баллов – благополучные семьи либо семьи, нуждающиеся в поддержке, чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.

Таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия ребенка

Показатели неблагополучия ребенка Баллы
1. Внешний вид ребенка  
  соответствует возрасту и нормам развития  
  печальный или уставший внешний вид  
  санитарно-гигиеническая запущенность, неряшливость  
  задержка речевого и моторного развития  
  задержка роста, низкая масса тела  
2. Здоровье  
  ребенок здоров  
  частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания  
  психоз, невроз, энурез, депрессии, гиперактивность, нервные тики, сосание пальца, раскачивание  
  задержка умственного развития, отставание в развитии  
  подростковый алкоголизм, наркомания, токсикомания  
3. Безопасность  
  ребенку ничего не угрожает  
  эмоциональное насилие, унижение достоинства ребенка  
  физическое насилие: синяки, следы от ударов ремнем, ссадины  
  склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания  
  травмы, сопряженные с риском для жизни (ожогами, гематомы, раны, нанесенные колющими и режущими предметами)  
4. Навыки социальной коммуникации  
  соблюдение правил хорошего тона  
  непослушание, упрямство  
  трудности при вступлении в контакт с людьми  
  привлечение внимания любым способом  
  неадекватное поведение  
5. Успеваемость  
  хорошая  
  удовлетворительная  
  пропускает школу, уклоняется от учебы  
  остается на второй год  
  бросил обучение  
6. Внеучебное общение  
  включенность во внеучебную деятельность, посещение кружков, мероприятий  
  несистемное досуговое общение по интересам  
  пустое времяпрепровождение  
  асоциальные группы с ориентацией на выписку и драки  
  криминогенные группы (несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН и КДН и ЗП)  
7. Жизненные цели  
  жизненные планы определены  
  позитивное отношение к будущему, но жизненные планы не определены  
  отсутствие целей  
  цели примитивные, носят негативную окраску  
  асоциальные и низменные цели  
8. Эмоциональное состояние  
  уравновешенность психики  
  личностная тревожность  
  проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией, подавленное состояние  
  склоненные к уединению, состояние аутизма  
  депрессии, суицидальные попытки или угрозы  
9. Отношения в семье  
  постоянная поддержка, разумная требовательность, атмосфера доверия  
  слепая любовь, гиперопека  
  отсутствие совместных занятий с родителями и членами семьи, доброжелательное отношение, однако каждый сам по себе  
  отчужденность, эмоциональная холодность в отношении с родителями, отсутствие привязанности  
  хронические конфликты, различные виды насилия, а также чувство стыда за своих родителей  
10. Нарушения поведения  
  поведение соответствует возрасту  
  удовлетворительное поведение, неадекватные реакции на замечания взрослых  
  агрессивное поведение  
  уход из дома, игромания, курение и прочее  
  правонарушения (хулиганство, кражи, вымогательство проституция и т.п.)  


Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального неблагополучия ребенка

В таблице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 10 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи в соответствии с уровнем выраженности проблемы.

Ниже 28 баллов – предполагает нахождение ребенка в социально опасном положении.

От 29 до 44 баллов – предполагает отнесение ребенка к группе повышенного риска, при этом чем меньше баллов, тем выше риск.

Более 45 баллов – уровень относительного благополучия ребенка, чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.

Таким образом, используя инструменты для выявления неблагополучия семьи и уровня безопасности ребенка можно сделать заключение о категории семьи и степени необходимого вмешательства в решение проблем семьи и ребенка.

Как правило, в неблагополучных семьях присутствует сочетание нескольких негативных факторов, поэтому распределить семьи по категориям очень сложно. Важно помнить, что негативные факторы семьи являются факторами жестокого обращения с ребенком в семье и сочетание нескольких факторов социального риска может спровоцировать причинение вреда ребенку в семье.

Каждая семья и проблемы в ней индивидуальны, поэтому к каждой семей необходим особый подход, понимание и поддержка. Важно не торопиться и выстраивать работу поэтапно, учитывая все тонкости и нюансы семьи. Кроме того, важно отмечать каждый положительный сдвиг ситуации в семье, чтобы семья чувствовала одобрение и поддержку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: