Методические материалы
Социальная диагностика уровня семейного неблагополучия
Неблагополучные семьи разнородны также как и различны степень риска угрозы для жизни и безопасности ребенка в неблагополучных семьях. В связи с этим семьи можно условно разделить на семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, нуждающиеся в поддержке.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Критериями при определении данной категории семей являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться и т.д.;
- создание угрозы жизни и здоровью ребенка вследствие виновного противоправного поведения родителей;
- наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
- вовлечение родителями детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной продукции, употребление наркотических средств без назначения врача и другие);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний вследствие виновного противоправного поведения родителей.
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими либо медицинскими проблемами, не повлекшими за собой нарушений прав несовершеннолетних. В такой семье отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит опасность. Родители могут быть мотивированы на решение своих проблем и при необходимой поддержке исполняют свои родительские обязанности.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
Семья, нуждающаяся в поддержке – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с педагогической, правовой несостоятельностью родителей (законных представителей). Такие трудности обычно кратковременны, имеют выход. Ребенку в семье ничего не угрожает, а существующие трудности не оказывают на него существенного влияния. Трудности обычно кратковременны, порой достаточного разового вмешательства или помощи.
Критерии определения степени семейного неблагополучия
В процессе первичной диагностики необходимо использовать метод наблюдения, вспомогательным методом является психологическая и социальная диагностика, предполагающая наличие диагностических инструментов. Одним из таких диагностических инструментов является таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия (табл. 1). Таблицу заполняет специалист по результатам бесед, в том числе с членами семьи, анализа документов, наблюдений. Информация может быть получена от работников образовательных, медицинских организаций, родственников, соседей и иных представителей социального окружения семьи.
Таблица 1
Таблица определения обобщенного показателя социального
неблагополучия семьи как института воспитания
№ | Показатели семьи | Баллы |
1. | Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка | ||
только мать и отец | ||
мать и отчим, отец и мачеха | ||
одна мать, один отец | ||
нет родителей, дедушка, бабушка, другие родственники | ||
2. | Условия проживания семьи | |
благоустроенная отдельная квартира | ||
квартира с родителями супруга (и) | ||
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | ||
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | ||
комната в общежитии, бараке без удобств | ||
3. | Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать | ||
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг | ||
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | ||
живут от зарплаты до зарплаты | ||
денег до зарплаты не хватает | ||
4. | Социальное самочувствие семьи | |
социально адаптированная семья (семья чувствует себя комфортно) | ||
проблемы иногда бывают, но семья чувствует себя в основном хорошо | ||
проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно | ||
у семьи есть проблемы, семья чувствует себя плохо (например, состояние развода) | ||
очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем | ||
5. | Здоровье членов семьи | |
все члены семьи здоровы физически и психически | ||
инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности | ||
инвалидность одного из детей | ||
инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности | ||
психическое заболевание одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, шизофрения и т.п.) | ||
6. | Стили отношений в семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | ||
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | ||
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | ||
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | ||
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | ||
7. | Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви | ||
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности | ||
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | ||
судимость родителей, пьянство, руководство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов | ||
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | ||
8. | Ценность детей в семье | |
дети — равнозначимая ценность наряду с супружеством | ||
дети — главная ценность в семье | ||
дети — способ сохранения супружеских отношений | ||
дети — элемент социального статуса «как у всех» | ||
дети — обуха, доставляют много дополнительных забот и беспокойства | ||
9. | Отношения семьи с образовательными учреждениями | |
высокая включенность в жизнь учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка | ||
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признания их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | ||
интерес к учебной деятельности и общественной жизни ребенка односторонний, только у одного из родителей | ||
критика педагогических методов учреждений, уклонение от посещения родительских собраний | ||
отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком образовательных организаций |
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия как института воспитания
В таблице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Для получения обобщенного результата необходимо сложить отмеченные девять цифр, результат может варьироваться от 9 до 45.
Ниже 25 баллов – семья находится в социально опасном положении (чем меньше баллов, тем выше риск);
От 26 до 38 баллов – семья повышенного риска в пределах допустимой нормы. Такую семью можно отнести к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Более 39 баллов – благополучные семьи либо семьи, нуждающиеся в поддержке, чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
Таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия ребенка
№ | Показатели неблагополучия ребенка | Баллы |
1. | Внешний вид ребенка | |
соответствует возрасту и нормам развития | ||
печальный или уставший внешний вид | ||
санитарно-гигиеническая запущенность, неряшливость | ||
задержка речевого и моторного развития | ||
задержка роста, низкая масса тела | ||
2. | Здоровье | |
ребенок здоров | ||
частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания | ||
психоз, невроз, энурез, депрессии, гиперактивность, нервные тики, сосание пальца, раскачивание | ||
задержка умственного развития, отставание в развитии | ||
подростковый алкоголизм, наркомания, токсикомания | ||
3. | Безопасность | |
ребенку ничего не угрожает | ||
эмоциональное насилие, унижение достоинства ребенка | ||
физическое насилие: синяки, следы от ударов ремнем, ссадины | ||
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания | ||
травмы, сопряженные с риском для жизни (ожогами, гематомы, раны, нанесенные колющими и режущими предметами) | ||
4. | Навыки социальной коммуникации | |
соблюдение правил хорошего тона | ||
непослушание, упрямство | ||
трудности при вступлении в контакт с людьми | ||
привлечение внимания любым способом | ||
неадекватное поведение | ||
5. | Успеваемость | |
хорошая | ||
удовлетворительная | ||
пропускает школу, уклоняется от учебы | ||
остается на второй год | ||
бросил обучение | ||
6. | Внеучебное общение | |
включенность во внеучебную деятельность, посещение кружков, мероприятий | ||
несистемное досуговое общение по интересам | ||
пустое времяпрепровождение | ||
асоциальные группы с ориентацией на выписку и драки | ||
криминогенные группы (несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН и КДН и ЗП) | ||
7. | Жизненные цели | |
жизненные планы определены | ||
позитивное отношение к будущему, но жизненные планы не определены | ||
отсутствие целей | ||
цели примитивные, носят негативную окраску | ||
асоциальные и низменные цели | ||
8. | Эмоциональное состояние | |
уравновешенность психики | ||
личностная тревожность | ||
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией, подавленное состояние | ||
склоненные к уединению, состояние аутизма | ||
депрессии, суицидальные попытки или угрозы | ||
9. | Отношения в семье | |
постоянная поддержка, разумная требовательность, атмосфера доверия | ||
слепая любовь, гиперопека | ||
отсутствие совместных занятий с родителями и членами семьи, доброжелательное отношение, однако каждый сам по себе | ||
отчужденность, эмоциональная холодность в отношении с родителями, отсутствие привязанности | ||
хронические конфликты, различные виды насилия, а также чувство стыда за своих родителей | ||
10. | Нарушения поведения | |
поведение соответствует возрасту | ||
удовлетворительное поведение, неадекватные реакции на замечания взрослых | ||
агрессивное поведение | ||
уход из дома, игромания, курение и прочее | ||
правонарушения (хулиганство, кражи, вымогательство проституция и т.п.) |
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального неблагополучия ребенка
В таблице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 10 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи в соответствии с уровнем выраженности проблемы.
Ниже 28 баллов – предполагает нахождение ребенка в социально опасном положении.
От 29 до 44 баллов – предполагает отнесение ребенка к группе повышенного риска, при этом чем меньше баллов, тем выше риск.
Более 45 баллов – уровень относительного благополучия ребенка, чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
Таким образом, используя инструменты для выявления неблагополучия семьи и уровня безопасности ребенка можно сделать заключение о категории семьи и степени необходимого вмешательства в решение проблем семьи и ребенка.
Как правило, в неблагополучных семьях присутствует сочетание нескольких негативных факторов, поэтому распределить семьи по категориям очень сложно. Важно помнить, что негативные факторы семьи являются факторами жестокого обращения с ребенком в семье и сочетание нескольких факторов социального риска может спровоцировать причинение вреда ребенку в семье.
Каждая семья и проблемы в ней индивидуальны, поэтому к каждой семей необходим особый подход, понимание и поддержка. Важно не торопиться и выстраивать работу поэтапно, учитывая все тонкости и нюансы семьи. Кроме того, важно отмечать каждый положительный сдвиг ситуации в семье, чтобы семья чувствовала одобрение и поддержку.