Контрольная работа (тестирование) по дисциплине «Языковая и речевая культура»
Промежуточная аттестация
1 вариант
1. Язык – явление …
а) психологическое; б) общественное; в) индивидуальное; г) биологическое.
2. Звуков больше, чем букв, в словах...
А. Ястреб Б. Авиация В. Единение Г. Абажур
а) А, Б, В; б) А, В, Г; в) В, Г. г) А, Б.
3. Безударная проверяемая гласная пропущена в двух словах:
А. Дв..жение Б. М..ридиан В. Навр..дить Г. Прик..снуться
а) А, Б; б) А, В; в) Б, В. г) А, Г.
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
а) м..тежный, прим..шь, вым..тем; в) пом..ряться (силами), прим..риться, отм..рать;
б) оп..реться, выч..т, упом..нуть; г) расст..лить, ст..реть, неоп..рившийся.
Какое(-ие) слово(-а) пишет(ут)ся с НН?
А. Ю..ый Б. Дли..а (отрезка) В. Нечая..о Г. Сдобное слоё..ое тесто
а) только А; б) А и Б в) только В; г) В и Г.
В каком предложении НЕ пишется слитно?
а) Многие школьники понятия (не)имели о том, что звёзды, так же как и солнце и луна, передвигаются по небосводу.
б) Известно, что взрослые и дети часто (не)допонимают друг друга.
в) Если вы привыкли бросать дело, (не)доводя его до конца, преодолеть эту привычку очень трудно.
г) Основой производства на Севере было (не)пашенное земледелие, как в центральных районах России, а вольное предпринимательство.
7. Все прописные и строчные буквы правильно употреблены в трёх сочетаниях слов:
А. Берингов пролив Б. Уральские горы В. полуостров Таймыр Г. Магелланов Пролив
а) А, Б, В; б) А, В, Г; в) Б, В, Г.
В каком ряду все формы числительного образованы правильно?
а) до ста, до семиста, к семистам; в) в семистах, до семисот, в ста;
б) к ста, в семиста, семьюстами; г) в семистах, до семисот, в стах.
Правильно образована выделенная форма глагола...
а) стеречь – стерегёшь; в) брезговать – брезговает;
б) бриться – броешься; г) беречь – бережёшь.
10. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:
Маша — большая сластёна.
а) мужской; б) женский; в) средний; г) общий.
11. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить.
а) души не чаять; б) яблоку негде упасть; в) положа руку на сердце; г) яблоко раздора.
12. Ошибка в управлении допущена в двух предложениях:
А. Наша семья состоит из четырёх человек. В. Наблюдается тенденция росту успеваемости.
Б. Вошедший в троллейбус оплатили за проезд. Г. Я рад за своего товарища.
а) А и Б; б) Б и В; в) В и Г; г) Б и Г.
13. Ошибка в употреблении деепричастного оборота допущена в предложениях:
А. Мутные потоки, извиваясь и бурля, неслись по улицам.
Б. Прочитав текст Ф. Искандера, меня поразила глубина его мысли.
В. Множество вопросов возникает у людей, глядя на окружающий мир.
Г. Говоря об эпохе Бориса Ельцина, приходит в голову определённый образ.
а) А, Б, Г; б) А, Б, В; в) Б, В, Г; г) В, Г.
14. Тавтология допущена в двух предложениях:
А. Мысль эта оказалась крайне неудачливой.
Б. В наше время образование играет большое значение.
В. В результате этого тренинга выясняется самооценка качеств у самого себя.
Г. Эта книга о тяжёлой судьбе деревенской женщины, в образе которой автор отразил всех русских женщин того времени.
а) А и Б; б) А и В; в) Б и В; г) В и Г.
15. Запятая перед союзом И ставится в предложениях:
А. Самолюбие в нём было огромное () и характер он имел железный. (И.С. Тургенев)
Б. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст () и важная должна быть причина, его к тому побудившая. (М.Ю. Лермонтов)
В. Поравнявшись со мной, она остановилась () и пристально посмотрела мне в глаза. (М.Ю. Лермонтов)
Г. Под берегами в воде зеленел камыш () и среди густой листвы белели большие головки кувшинок. (А.И. Куприн)
а) А, Б, Г; б) А, Б, В; в) Б, В, Г; г) Б, Г.
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.
б) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.
в) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.
г) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.
17. Укажите, что характерно для публицистического стиля (выберите один вариант ответа):
а) сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях;
б) немотивированное использование терминов;
в) отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности;
г) тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения (эллиптичность).
18. Определите стиль данного текста:
Ставя вопрос о взаимодействии двух форм закономерного развития, необходимо условиться об аспекте. Речь может идти либо о развитии биосферы в связи с деятельностью человека, либо о развитии человечества в связи со становлением природной среды: биосферы и костного вещества, составляющего другие оболочки Земли: литосферу и тропосферу. Взаимодействие человечества с природой постоянно, но крайне вариабельно и в пространстве, и во времени. (Л.Н. Гумилёв)
а) научный; б) официально-деловой; в) публицистический; г) художественный.
19. Речевой этикет приветствий предусматривает очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют:
а) женщина – мужчину; в) член делегации – её руководителя;
б) младший по должности – старшего; г) младшие по возрасту – старших.
20. Письменная речь подчиняется … нормам:
А. Орфоэпическим Б. Синтаксическим В. Орфографическим Г. Пунктуационным
а) А, Б, Г; б) Б, В, Г; в) В, Г; г) А, Б, В.
21. В системе русского литературного языка отсутствует… уровень.
а) грамматический; б) фонетический; в) стилистический; г) лексико-семантический.
Ответы к заданиям (промежуточная аттестация)
1 вариант:
1 – б
2 – а
3 – б
4 – б
5 – в
6 – б
7 – а
8 – в
9 – г
10 – б
11 – а
12 – б
13 – в
14 – г
15 – а
16 – г
17 – а
18 – а
19 – а
20 – б
21 – в
Оценка:
«5» – не менее 20 баллов
«4» – не менее 17 баллов
«3» – не менее 11 баллов
«2» – 10 баллов и меньше