Образы водоплавающих птиц




Образы водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей — играют в русской фольклорной традиции исключительную роль. Зачастую именно утица, лебедь или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. Так, "уточка полевая" или "утка луговая" — характерные персонажи песен масленицы — праздника, связанного с культом предков и заклинанием плодородия грядущего земледельческого года. В одной из масленичных песен масленицу называют "белой уткой", в другой, сибирской, "гусляную" масленицу провожают своими криками летящие гуси, в третьей — веселыми криками призывают ее, когда до масленицы остается один день.

Птицы Сирин и Алконост
С востока пришли на Русь древние легенды о сладкоголосых птицах-девах, живущих в мифической стране – Эдеме. Спускаясь на землю, они пленяли людей райским пением. Птицы Сирин и Алконост занимают особое место в мире образов народной фантазии, о них повествуют легенды и древние сказания, их упоминают русские летописи. Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются в резном декоре и крестьянских изб, и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель. В обыденном сознании бытует представление, что Сирин – это птица радости, Алконост - птица печали, русский художник В.М. Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Живописец изобразил двух фантастических птиц: одна из них – черная, печальная, другая – светлая, радостная. В памятниках народного творчества Сирин и Алконост олицетворяют собой всё самое светлое, доброе и радостное.

 

Образ птицы и жилище
Одним из воплощений духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло”. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола. Бог-громовик был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водосток крыши избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Дивные сказочные птицы жили в узорах расписных прялок, блюд, ковшей и прочей домашней утвари.

Птица-талисман и оберег
Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Уточка - символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом. Уткоконь, или птица-ладья, символизирует вечный ход Солнца по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Сам оберег соединяет в себе два могучих символа — коня и утки, а вдвоем их мощь усиливается многократно.

 

Образ птицы в вышивке и одежде
Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым, тканым орнаментом. Одним из самых любимых мотивов вышивки выступает орнамент с птицами. Птицы на вышивках отличаются от своих природных собратьев: они очень декоративны, стилизованы. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья, полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным.
Вышивка в одежде играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю.


Женский головной убор
Названия головных женских уборов, напоминают о птицах: сороке, курице, лебеди. Головные уборы нередко украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов птичьи: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Форма кокошника спереди напоминает корону, а сбоку – утку. Вспомним значения русских слов: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица-наседка.Сорока - головной убор тульской крестьянки напоминает гребень экзотической птицы: она состоит из расшитого золотой нитью очелья и веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками.


Образ птицы в игрушке
Птичка глиняная
А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Практически во всех местах, где делалась игрушка, мастера, лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

Птичка деревянная
Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями. Яркие, пышные цветы росписи, как и цветущие весенние травы и деревья создают настроение радостного праздника.
Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В современном жилище это память о предках и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара-52 слова, неизвестных нам сейчас. Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, это связь с нашими предками и обычаями. С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Поэтому ещё одно название этой птицы - птица счастья.


Образ птицы в народных праздниках
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворон­ки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму. Был обычай, весело закликая весну, петь песенки про птиц. С деревянной ласточкой - символом счастья и благополучия - ходили деревенские ребятишки в пору Красной горки, когда справляли праздник возрождённого солнца.
22 марта – это Весенний Новый Год. И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Бог пошлёт в этот год особую удачу и добрый урожай. В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сороки. «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях». Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…». Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали», звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).


Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

 

Источники информации

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006

2 «Что такое? Кто такой?»,. Энциклопедия. издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1

3. Народные росписи Русского Севера. Ханты-Мансийск, 1999 г.

4. Неменская Л.А. Искусство вокруг нас. М., Просвещение,2000г

Интернет – источники

    • https://mith.ru/alb/slavic/slav3.htm

    • https://www.pewter.ru/rus_obereg.htm

https://www.knt.org.ru/Jarnikova%20Obrazu%20Vodoplavayushih%20Ptici%201.htm

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: