ПРЕДИСЛОВИЕ
Любознательный студент задает вопрос: «Что такое философия?». Прагматичный студент спрашивает: «Зачем нам это нужно?». Весь курс должен быть ответом на первый вопрос, и если это удастся, то второй вопрос отпадет сам собой.
Семинарские занятия – творческая форма учебного процесса. Активно участвуя в работе семинаров, Вы развиваете свои способности к теоретическому мышлению, обогащаете язык, совершенствуете культуру мышления и речи. Формы участия на семинаре могут быть различными: сделать доклад, выступить с этюдом (эссе), задать вопрос докладчику, сделать дополнение к докладу, дать тематическую справку и т.п. Вся работа студента на семинаре отмечается преподавателем, и, как правило, учитывается на и экзамене.
Эссе (франц. Essei – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, литературно-критической, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением. Так в энциклопедическом словаре.
Эссе представляет собой небольшую (не более 5 – 6 страниц в рукописи, 3 – 4 страницы печатные) самостоятельную письменную работу. Содержанием этюда могут быть размышления о прочитанном, как результат понимания (а может быть, и непонимания и сомнения, что тоже интересно) смысла текста. Темы для эссе даны в приложении 1. Тему эссе Вы можете найти и сами, читая художественную или научно-популярную литературу, философскую классику, публицистику и пр. Идеи, мысли, образы, знания рождаются только при чтении. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», предупреждал Д. Дидро, французский философ-просветитель. Эссе свидетельствуют о знании студентов и о понимании ими, о чем идет речь, а также об умении философствовать. С эссе можно выступить на семинаре или студенческой теоретической конференции.
|
Образец оформления этюда (эссе)
|
|
Первая страница эссе Последняя страница эссе
Написание эссе не является обязательным, но весьма желательным и полезным, тем более, если есть интерес и желание поразмышлять. Эссе формирует культуру письменной речи. Выбрав тему, следует посоветоваться с преподавателем о содержании, литературе и оформлении.
Поучение студентам. Учитесь учиться. Учитесь мыслить. Развивайте ум. Стремитесь не к многознанию, «многознание не научает быть умным» (Гераклит), а к пониманию. Багаж знаний, конечно, важен. Но он не самое главное. Самое главное – умение мыслить, добывать знания и отстаивать свои убеждения. «При изучении наук следует стремиться к разумному пониманию и познанию, а не только к накоплению знаний» (Гегель).
Не ленитесь заглядывать в энциклопедии и словари, листать журналы и просматривать книги. Ничто не развивает философское мышление так, как размышление над прочитанным, или по поводу неожиданных, иногда странных и даже наивных, на первый взгляд, вопросов. Запомните, ни одно учебное пособие не выполнит своего назначения без Вашего личного желания знать, понимать и уметь.
|
Библиография
Учебная литература
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. –
Ч. 1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.;
Ч. 2/Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. –
Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.;
Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 624 с.
Философия: Курс лекций./Под ред. А. Радугина.– М.: Центр, 2004. – 336 с.
Кузнецов В.Г. Философия: Учебник/ В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецов, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФА, 2000. – 519 с.
Основы современной философии: Учебник для высш. учеб. заведений. Изд. 3-е. – СПб.: Изд-во Лань, 2001. – 384 с.
Философия: Учебник для студентов техн. вузов/ И.Я. Копылов, В.В. Крюков, Г.А. Антипов и др. Под ред. И.Я. Копылова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск, изд-во НГТУ, 2002. – 256 с.
Мартынов М.И. Философия: Вопросы и ответы/ М.И, Мартынов, Л.Г. Кравченко, С.А. Киселева. – Минск, Тетра Система, 2002. – 272 с.
Философия: Учеб. для вузов. 7-е изд./ Отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 576 с.
Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. 2-е изд./ Е.Е. Ермакова. – М.: Высш. шк., Изд. Центр Академия, 2004. – 406 с.
Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 5-е изд./ В.А Канке. – М.: Логос, 2004. – 376 с.
Философия (полный курс): Учебник/ Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. – 704 с.
Философия науки: Общий курс/ Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Проект; Трикста, 2004. – 736 с.
Словари. Энциклопедии. Справочники
Философский энциклопедический словарь. – М.,1999. – 576 с.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 511 с.
Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. – М.: ТОН - Остожье, 1998. – 544 с.
Русская философия: Словарь/ Под ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995. – 655 с.
Философия: Справочник студента. – М.: Акт, 1999. – 374 с.
Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник / Л.В. Блинников. – М.: Логос, 1997. – 432 с.
Философский словарь: Основан Г. Шмидтом – 22 изд./Пер. с нем. Общ. ред. В.А. Малинин. – М.: Республика, 2003. – 575 с.
Примечание: Вся указанная литература имеется в читальном зале и библиотеке института.