Тема 4. Основные ступени развития и социализации детей и подростков при наличии отклонений, задержек развития.
Общие и специфические закономерности психического развития при наличии отклонений и задержек развития.
Запросы практики специального обучения детей с различными нарушениями развития стимулировали изучение этих детей, в ходе чего все яснее становилось, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.
Впервые это было отмечено врачом и психологом Г.Я.Трошиным в его книге «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», вышедшей в 1915 г. в Петрограде. Затем это неоднократно отмечал Л. С. Выготский. В 1923 году он выдвинул тезис об общности основных закономерностей развития ребенка в норме и патологии. Эта общность была выявлена при сравнении результатов исследований ряда смежных наук, занимающихся изучением детей с нарушениями развития. Оказалось, что общие закономерности развития прослеживаются в созревании всех систем организма, в том числе - биологических и физиологических систем, а также в развитии психических функций.
К таким общим закономерностям нормального и отклоняющегося развития прежде всего относятся определенная последовательность стадий развития психики, развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; наличие сеизитивных периодов в развитии психических Функций; роль деятельности в психическом развитии; роль речи в формировании высших психических функций; ведущая роль обучения в психическом развитии; пластичность нервной системы; соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
|
Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Общие тенденции развития нормального и аномального ребенка определяют важное условие коррекци-онного воздействия и механизмов компенсации: аномальный ребенок должен пройти все те же стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся сверстник. Однако средства развития и его темпы будут качественно иными, а результаты работы с аномальным ребенком не будут полностью совпадать с тем, чего достигают нормально развивающиеся дети. Тем не менее, следует стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребенка был максимально приближен к норме,
В то же время аномальное развитие имеет свои общие закономерности и особенности, в условиях дизонтогенеза они обнаруживаются как реакция процесса развития на разные неблагоприятные условия его протекания.
Исследователи выделяют следующие общие закономерности отклоняющегося развития:
1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
В.И.Лубовский (1978) проанализировал исследования по изучению восприятия информации глухими детьми. Оказалось, что у таких детей обнаруживается уменьшение скорости и объема принимаемой информации в осязательном восприятии или при восприятии раздражителей, действующих как на поврежденный (слуховой), так и на другие, сохранные анализаторы (например, зрительный). С возрастом характеристика приема и передачи информации сохранными анализаторами приближается к норме, и в старшем школьном возрасте многие глухие обгоняют нормальных детей по некоторым показателям развития тактильно-вибрационной чувствительности, имеющей значение компенсаторного механизма.
|
По мнению В. И. Лубовского и А. И. Мещерякова (1965), подобное снижение вызвано некоторым общим недоразвитием динамики нервных процессов (в первую очередь - их подвижности), возникающим в связи с дефектом какого-либо анализатора, а также вторичным влиянием межанализаторных связей на работу высших отделов каждого анализатора.
И в том, и в другом случае возможно развитие функций сохранных анализаторов до нормального уровня, но это требует большего времени и специальной организации коррекционной работы. Снижение скорости приема всех видов информации и уменьшение ее объема, поступающего за единицу времени, а также искажение первичной информации особенно часто имеют место при аномальном развитии вследствие поражения центральной нервной
системы.
Общее снижение психической активности аномальных детей, и прежде всего познавательной, становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и себе.
2. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности: или снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружаюшей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы более длительные сроки и специальные методы.
|
3. Трудность словесного опосредования.
Важную роль в осмыслении действительности и собственного опыта имеет процесс вербализации и словесной регуляции деятельности. Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.
Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция (расхождение) невербального и вербального поведения, нарушения в речевой практике и трудности в словесном опосредовании, разрыв между словом и действием, словом и образом.
Недостаточное участие словесной системы обнаруживается как в регуляции произвольных реакций, так и в других видах психической деятельности. Оно оказывает отрицательное влияние на процессы памяти и восприятия: ограниченные возможности словесного опосредования ведут к несовершенству узнавания объектов, а дефекты словесного опосредования обусловливают запаздывание в развитии памяти.
Подобное явление характерно для разных групп детей - например, в исследованиях восприятия слабовидящих детей показано, что непосредственный анализ зрительных сигналов мож^ет страдать меньше, чем словесный отчет о нем.
В некоторых случаях речь теряет или частично утрачивает свою коммуникативную функцию, В исследованиях отмечаются трудности использования детьми недоразвитой речи для организации взаимодействия. Все это сказывается и на структуре общения при нарушенном развитии. Обедненность средств общения и частичное угнетение его функций делает общение неструктурированным и в целом малофункциональным для полноценной социализации детей с нарушениями развития.
4. Наличие потенциальных возможностей развития.
Исследованиями в области специальной психологии показано наличие у всех категорий детей, не имеющих текущего патологического процесса, потенциальных возможностей развития за счет целенаправленного воздействия на формирование высших психических функций. Отклонения в развитии детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживают и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у детей.
Вместе с тем как закономерность выступает и способность совершенствования функций лишь до определенного уровня, часто не достигающего возрастных нормативов, а также длительность коррекции функций. Уровень актуального развития ребенка при атипии развития может быть значительно ограничен рамками его потенциального развития. Обнаружение этой важнейшей закономерности обусловливает необходимость своевременной организованной помощи детям.
Таким образом, отличительной особенностью нарушенного развития необходимо считать нарушение его спонтанности, самостоятельности и возможности повышения статуса психического развития лишь при наличии помощи ребенку со стороны взрослых.
5. Трудности социальной адаптации.
Л.С.Выготский в качестве закономерности психического развития детей с первичными и вторичными отклонениями рассматривал трудности их социальной адаптации, затруднения во взаимодействиях и взаимоотношениях с социальной средой (1934). Любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая как чисто бытовые, например, наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические - готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
Этот параметр стал особенно значимым в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.
Следующая группа особенностей - закономерности, характерные для какой-либо группы дизонтогепетических расстройств, например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожной, двигательной), или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).
И, наконец, последняя группа - специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза. Исследования разных групп детей с нарушениями психического развития показывают, что каждый вид развития имеет свои, обусловленные конкретным дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию таких детей от другой (общее стойкое психическое недоразвитие по типу умственной отсталости, или искаженное развитие по типу раннего детского аутизма, или дефицитарное развитие вследствие недостаточности зрительного анализатора и т.д.).
Правильное понимание общих и специфических закономерностей развития при конкретной форме нарушения зависит от знания характера первичного дефекта и закономерного влияния на образование вторичных отклонений в формировании психики ребенка, которые в совокупности влияют на весь ход психического развития.