ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. | |
I ГЛАВА............................................................................................................................ КРИПТОГРАФИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ............................. ТАЙНОПИСЬ В РОССИИ............................................................................ ШИФРЫПОДПОЛЬЯ.................................................................................... ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ В ЦИФРАХ............................... | - |
II ГЛАВА................................................................................................. РОЛЬ ЯЗЫКА В СОСТАВЛЕНИИ И РАЗГАДКЕ ШИФРОВ.................. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИПТОАНАЛИЗ......................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... | - |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................... | |
ВВЕДЕНИЕ
Уже неоднократно обсуждалась проблема совмещенного изучения двух, а то и несколько предметов школьной программы. В жизни невозможно обойтись без предметов, которые являются базовыми для школьной программы: элементарных основ физики, математики, химии, литературы, информатики. Изучая каждый предмет по отдельности, трудно понять всю его значимость и роль. Существуют и такие науки, где важен не только математический склад ума и умение использовать законы естественных наук, но и знания в гуманитарной области.
Неоспорим и тот факт, что все наиболее существенные открытия нашего времени происходят не в одной изолированной науке, а при непосредственном взаимодействии с другими дисциплинами. Следствием этого является важность междисциплинных проблем, однако основной акцент пока делается лишь на связях между предметами одного цикла – только естественного или гуманитарного. Между тем наука давно уже осознала и признала необходимость «наведения мостов» между естественными и гуманитарными дисциплинами, такими как языкознание и математика. В связи с введением профильного обучения большое значение приобрела проблема создания такого курса, который бы объединял две центральные дисциплины каждого цикла – языкознание и математику, представляется весьма актуальной. Наука криптология как раз совмещает в себе два этих основных предмета школьного образования.
|
Цель работы: изучив литературу по криптологии, выявить связь между лингвистикой и математикой.
Логичным следствием этого явились поставленные нами задачи:
- выяснить, что включает в себя понятие «криптология»;
- узнать, какие известны способы шифрования;
- изучить сферы использования шифров;
- выявить роль языка в разгадке шифров.
I ГЛАВА
КРИПТОГРАФИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Исторически криптография зародилась из потребности передачи секретной информации. Длительное время она была связана только с разработкой специальных методов преобразования информации с целью ее представления в форме недоступной для потенциального злоумышленника. С началом применения электронных способов передачи и обработки информации задачи криптографии начали расширяться.
В настоящее время, когда компьютерные технологии нашли массовое применение, проблематика криптографии включает многочисленные задачи, которые не связаны непосредственно с засекречиванием информации. Современные проблемы криптографии включают разработку систем электронной цифровой подписи и тайного электронного голосования, протоколов электронной жеребьевки и идентификации удаленных пользователей, методов защиты от навязывания ложных сообщений и т.п. Специфика криптографии состоит в том, что она направлена на разработку методов, обеспечивающих стойкость к любым действиям злоумышленника, в то время как на момент разработки криптосистемы невозможно предусмотреть все способы атаки, которые могут быть изобретены в будущем на основе новых достижений теории и технологического прогресса.
|
Криптоанализ – наука (и практика ее применения) о методах и способах вскрытия шифров. Криптография и криптоанализ составляют единую область знаний – криптологию, которая в настоящее время является областью современной математики, имеющий важные приложения в современных информационных технологиях.
Термин «криптография» ввел Д.Валлис. Потребность шифровать сообщения возникла очень давно. В V – VI вв. до н. э. греки применяли специальное шифрующее устройство. По описанию Плутарха, оно состояло из двух палок одинаковой длины и толщины. Одну оставляли себе, а другую отдавали отъезжающему. Эти палки называли скиталами. Когда правителям нужно было сообщить какую-нибудь важную тайну, они вырезали длинную и узкую, вроде ремня, полоску папируса, наматывали ее на свою скиталу, не оставляя на ней никакого промежутка, так чтобы вся поверхность палки была охвачена полосой. Затем, оставляя папирус на скитале в том виде, как он есть, писали на нем все, что нужно, а написав, снимали полосу и без палки отправляли адресату. Так как буквы на ней разбросаны в беспорядке, то прочитать написанное он мог, только взяв свою скиталу и намотав на нее без пропусков эту полосу.
|
Аристотелю принадлежит способ дешифрования этого шифра. Надо изготовить длинный конус и, начиная с основания, обертывать его лентой с шифрованным сообщением, сдвигая ее к вершине. В какой-то момент начнут просматриваться куски сообщения. Так можно определить диаметр скиталы.
В Древней Греции (II в. до н. э.) был известен шифр, называемый «квадрат Полибия». Это устройство представляло собой квадрат 5*5, столбцы и строки которого нумеровались от 1 до 5. В каждую клетка этого квадрата записывалась одна буква (в греческом алфавит одна клетка оставалась пустой, а в латинском в одну клетку записывалось две буквы: I, J).
A | B | C | D | E | |
F | G | H | I,J | K | |
L | M | N | O | P | |
Q | R | S | T | U | |
V | W | X | Y | Z |
В результате каждой букве отвечала пара чисел и шифрованное сообщение превращалось в последовательность пар чисел.
Например[1]
C | O | G | I | T | O | E | R | G | O | S | U | M |
Шифр Цезаря
В I в до н. э. Гай Юлий Цезарь во время войны с галлами, переписываясь со своими друзьями в Риме, заменял в сообщении первую букву латинского алфавита (А) на четвертую (D), вторую (В) – на пятую (Е), наконец, последнюю – на третью:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z |
D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | A | B | C |
Сообщение об одержанной им победе выглядело так: YHQL YLGL YLFL[2]
Император Август (I в. до н. э.) в своей переписке заменял первую букву на вторую, вторую – на третью и т.д., наконец, последнюю – на первую:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z |
B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | A |
Его любимое изречение было: GFTUJOB MFOUF[3]
Квадрат Полибия, шифр Цезаря входят в класс шифров, называемых «подстановка» или «простая замена». Это такой шифр, в котором каждой букве алфавита соответствует буква, цифра, символ или какая-нибудь комбинация.
К классу «перестановка» относится шифр «маршрутная транспозиция» и его вариант «постолбцовая транспозиция». В каждом из них в прямоугольник [n*m] сообщение вписывается заранее обусловленным способом, а столбцы нумеруются или обычным порядком следования, или в порядке следования букв ключа – буквенного ключевого слова. Так, ниже в первом прямоугольнике столбцы нумеруются в обычном порядке следования – слева направо, а во втором – в порядке следования букв слова «Петербург».
Используя расположение букв этого ключа в алфавите, получим набор чисел
[5 3 8 4 6 1 9 7 2]:
п | р | и | л | е | п | л | я | я |
с | я | п | р | е | м | у | д | р |
у | м | п | р | е | м | у | д | р |
б | у | д | е | ш | ь | а | б | в |
п | р | и | л | е | п | л | я | я |
р | д | у | м | е | р | п | я | с |
у | м | п | р | е | м | у | д | р |
в | б | а | ь | ш | е | д | у | б |
В первом случае шифрованный текст найдем, если будем выписывать буквы очередного столбца в порядке следования столбцов (прямом или обратном), во втором, - если будем выписывать буквы столбца в порядке следования букв ключа. Таким образом будем иметь:
1. прувр дмбиу палмр ьеееш прмел пудяя дуясрб;
2. пммья ррвря мулрр епсуб еееешя ддбил пдлууа.
К классу «перестановка» принадлежит и шифр, называемый «решетка Кардано». Это прямоугольная карточка с отверстиями, чаще всего квадратная, которая при наложении на лист бумаги оставляет открытыми лишь некоторые его части. Число строк и столбцов в карточке четно. Карточка сделана так, что при ее последовательном использовании (поворачивании) каждая клетка лежащего под ней листа окажется занятой. Карточку сначала поворачивают вдоль вертикальной оси симметрии на 180є, а затем вдоль горизонтальной оси также на 180є. И вновь повторяют ту же процедуру:
Если решетка Кардано – квадрат, то возможен второй вариант самосовмещений фигуры, а именно, последовательные повороты вокруг центра квадрата на 90є.
Рассмотрим примеры:
Легко прочесть зашифрованное квадратной решеткой Кардано сообщение:
«вавочс муноти мыжрое ьухсой мдосто яаснтв»[4]
Второе сообщение:
«ачшдеалб еымтяовн лыриелбм
оянгеаюш дтинрент еоеыпрни»[5]
также нетрудно расшифровать, пользуясь прямоугольной решеткой.
ТАЙНОПИСЬ В РОССИИ
Первое известное применение тайнописи в России относится к XIII в. Эту систему называли «тарабарской грамотой». В этой системе согласные буквы заменяются по схеме:
Б | В | Г | Д | Ж | З | К | Л | М | Н |
Щ | Ш | Ч | Ц | Х | Ф | Т | С | Р | П |
(при шифровании буквы, расположенные на одной вертикали, переходят одна в другую), остальные буквы остаются без изменения. Так, известная пословица, записанная этим шифром, выглядит так: «МЫЩАЛ ЧОСОШ ЫСПИЕК»[6].
Образцом алфавита, придуманного во второй половине XVII в. специально для передачи секретных сообщений, может служить тайнопись «уголки» и ключ к ней. Эта тайнопись состоит в замене обычных букв угольниками и четырехугольниками, заимствованными из решетки, составленной из двух параллельных линий, пересеченных двумя такими же линиями под прямым углом. В полученных клетках размещены по четыре и три буквы в порядке следования букв алфавита. В тайнописи буквы заменяются, при этом первая – простым угольником, а следующие – те же угольником с одной, двумя или тремя точками, смотря по месту буквы в нем.
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
Ключ к шифру «уголки»
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
В эпоху Петра I в качестве системы шифрования широко употреблялась «цифирь» или «цифирная азбука». Цифирь – это шифр простой замены, в котором буквам сообщения соответствовали шифрообозначения, представляющие собой буквы, слоги, слова или какие-нибудь другие знаки. При этом использовались и «пустышки» - шифрообозначения, которым не соответствовали никакие знаки открытого текста, то есть передаваемого сообщения. В госархиве сохранились письма Петра, в которых он передавал цифири различным деятелям для корреспонденции (П.А.Толстому, А.Д.Меньшикову и т.д.).
В эпоху царствования Елизаветы Петровны обычным делом была перлюстрация переписки иностранных дипломатов. Результаты этой «работы» несколько раз в месяц докладывались царице. Некоторое время «специалисты» по перлюстрации пропускали те места корреспонденций, смысл которых им был непонятен. В 1742 г. канцлер А.П.Бестужев-Рюмин пригласил на службу в коллегию иностранных дел математика, академика Петербургской АН Христиана Гольдбаха. С этого времени перлюстраторам было дано распоряжение тщательно копировать письма, не опуская при этом кажущихся им мелочей. В результате только за июль – декабрь 1743 г. Х.Гольдбах смог дешифровать 61 письмо министров прусского и французского дворов. В итоге переписка иностранных послов в конце XVIII в. перестала быть тайной для дешифровальной службы России. За свою успешную работу Х.Гольдбах был пожалован в тайные советники с ежегодным окладом в 4500 руб.
ШИФРЫПОДПОЛЬЯ
а) Тюремная азбука – аналог квадрата Полибия.
Она позволяла путем перестукивания сообщаться заключенным разных камер. Эта азбука устроена так: в прямоугольник 6*5 записываются буквы русского алфавита в обычном порядке следования, кроме букв «Ё», «Й» и «Ъ». В результате получается таблица:
А | Б | В | Г | Д | |
Е | Ж | З | И | К | |
Л | М | Н | О | П | |
Р | С | Т | У | Ф | |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | |
Ь | Ы | Э | Ю | Я |
Каждая из основных букв русского алфавита (без букв «Ё», «Й» и «Ъ») определяется парой чисел – номером строки и столбца. Поэтому вопрос: «Кто здесь?» изображается следующим образом:
..........................................................
б) Парный шифр, ключом которого являетсяфраза, содержащая 15 разных букв. Подписывая под этими буквами буквы в алфавитном порядке, не вошедшие в этот ключ, получаем разбиение 30 основных букв русского алфавита на пары. Чтобы получить из сообщения шифрованный текст, заменяют каждую букву сообщения своим напарником. Так, выбирая в качестве ключа фразу «железный шпиц дома лежит», получим разбиение основных букв русского алфавита на пары, как указано ниже:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ЖЕЛЕЗНЫЙ ШПИЦ ДОМА ЛЕЖИТ
Б В Г К Р С У Ф Х Ч Щ Ь Э Ю Я
Таким образом, получаем отображение букв основного алфавита (без букв «Ё», «Й» и «Ъ») на последовательность, состоящую из тех же букв:
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф | х | ц | ч | ш | щ | ь | ы | э | ю | я |
ю | ж | е | л | щ | в | б | к | х | з | г | э | р | ь | ф | н | ы | я | ш | п | и | ч | ц | у | д | о | с | м | а | т |
Поэтому сообщение «Встреча отменяется, явка раскрыта», переходит в следующий шифротекст: «ЕЫЯНВ ЦЮЬЯЭ ВРТВЯ ЫТТЕЗ ЮНЮЫЗ НСЯЮ»
Очевидно, что в качестве ключа можно также использовать любую фразу, в которой имеется не менее 15 разных букв основного алфавита.
в) По стихотворению – вариант шифра «по книге».
Корреспонденты договариваются о достаточно объемном стихотворном произведении, которое заучивают наизусть. Например, роман «Евгений Онегин» или поэма «Кому на Руси жить хорошо». Каждую букву сообщения шифруют парой чисел – номером строки, где встречается эта буква, и номером буквы в ней.
Пусть выбрана поэма «Кому на Руси жить хорошо». Пролог поэмы начинается строфой:
В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, | Из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова – Неурожайка тож, Сошлися и сзаспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? |
Для удобства шифрования (выбранного стихотворения) записывают в виде таблицы нижеследующим способом:
В | к | а | к | о | м | г | о | д | у | р | а | с | с | ч | и | т | ы | в | а | й | ||
В | к | а | к | о | й | з | е | м | л | е | у | г | а | д | ы | в | а | й | ||||
Н | а | с | т | о | л | б | о | в | о | й | д | о | р | о | ж | е | н | ь | к | е | ||
С | о | ш | л | и | с | ь | с | е | м | ь | м | у | ж | и | к | о | в | |||||
С | е | м | ь | в | р | е | м | е | н | н | о | о | б | я | з | а | н | н | ы | х | ||
П | о | д | т | я | н | у | т | о | й | г | у | б | е | р | н | и | и | |||||
У | е | з | д | а | Т | е | р | п | и | г | о | р | е | в | а | |||||||
П | у | с | т | о | п | о | р | о | ж | н | е | й | в | о | л | о | с | т | и | |||
И | з | с | м | е | ж | н | ы | х | д | е | р | е | в | е | н | ь | ||||||
З | а | п | л | а | т | о | в | а | Д | ы | р | я | в | и | н | а | ||||||
Р | а | з | у | т | о | в | а | З | н | о | б | и | ш | и | н | а | ||||||
Г | о | р | е | л | о | в | а | Н | е | е | л | о | в | а | ||||||||
Н | е | у | р | о | ж | а | й | к | а | т | о | ж | ||||||||||
С | о | ш | л | и | с | я | и | з | а | с | п | о | р | и | л | и | ||||||
К | о | м | у | ж | и | в | е | т | с | я | в | е | с | е | л | о | ||||||
В | о | л | ь | г | о | т | н | о | н | а | Р | у | с | и | ||||||||
Пользуясь такой таблицей, нетрудно шифровать и расшифровывать любое сообщение, например:
«14,5 5,5 7,5 5,10 2,5 2,1 2,12 6,3 8,5 15,7 13,2 7,8 14,7 7,6 5,4 6,6 7,2 12,5 5,4 11,3 10,13 5,15 2,1 15,1 1,16 3,3 5,3 6,14 13,1 4,5 8,4 5,4».[7]