Сплав. 71 квартал - Вишерогорск

«Путешествие по Вишере»

Индивидуальный сплав для семейной пары – такого в моей практике еще не было. Но надо же когда-то начинать!

Сплавляться решили с самого севера Виширы, с 71 квартала, по нескольким причинам: во-первых, ребятам хотелось какого-то уединения, а сплавщиков в здешних местах мало (заброска – не близкая); во-вторых, можно сделать восхождение на хребет «Чувал» (920 метров), в–третьих, природа здесь шикарнейшая («следов» цивилизации не так много), в-четвертых, хотелось посмотреть места, где еще не были. В общем, как-то все складывалось один к одному.

Едем от Красновишерска до места заброски на ПАЗике. Миша, – водитель ПАЗика, работал когда-то инженером энергосетей, интеллигентнейший человек, рассказывает по пути байки о здешних местах, горах, людях. Отведали его чая из Родиолы розовой, - «зачетная» такая штука, вмиг тонус поднимает. (Один из рецептов такой: засушить корни растения, мелко натереть и залить 100 гр. «продукта» 0,5 л водки, настоять 3 недели, затем добавлять в чай 2 чайный ложки на 1 л. чая.)

Ехать до места примерно 8 часов. Коротаем время за игрой в карты. Миша периодически останавливает автобус и показывает красивые пейзажи гор.

Близится вечер. Приехали. На берегу реки 2 турбазы: государственная и частная, с банями и домиками. Дальше дороги нет, выше по реке, до Вишерского заповедника можно добраться либо пешком, либо на лодке. На базе стоит куча машин, в основном «Нивы» и «УАЗики». Не совсем уж «дикие» места. На берегу стоит палатка, без людей. От местного робинзона (так Миша называет местного человека по имени Аршак, который ушел в здешние места от цивилизации) узнаем, что люди из палатки ушли на «Чувал» и должны вот-вот вернуться. Разбиваем палатку недалеко от них. А вот и «соседи» вернулись с «Чувала», расспрашиваем их о маршруте, координатах, времени прохождения, - в общем, всю информацию, которая нам так или иначе может помочь осуществить восхождение. Выяснили, что заход на «Чувал» начинается с поляны, которая находится в 5 км вниз по течению. Затем необходимо обогнуть «Чувал» с обратной стороны и непосредственно восхождение на хребет делать с более пологой, восточной стороны.

Темнеет. Подъезжает на «Камаз-вахте» очередная группа сплавщиков, по символике понимаем: «Солана»; быстро собрали каты и куда-то отплыли.

На берег опустилась прохлада, а вместе с ней – комарье. В такие минуты понимаешь истинную ценность репеллентов. Один из членов моей «команды» по имени Дмитрий, как суперспециалист «по связям с общественностью», пошел «наводить мосты» со всеми «соседями». Стоит отметить, что «налаживание контактов» у него здорово получается, так как у нас появляется не только нужная информация, но и дрова, телефоны нужных людей, да и просто сами «нужные» люди, не замечая того, появляются у нас в лагере. Вот такой он, Дмитрий!

Как нетрудно предположить, после «обхода» Димой территории в нашем лагере появился Аршак - местный робинзон. В результате на пол ночи нам были обеспечены байки, стихи, философские разговоры. От него же мы получили более точную информацию по Чувалу. Забегая вперед скажу, что от жителей п. Вая мы узнали, что как-то Аршак «в одного» ходил от 71 квартала до Печерского заповедника, поставив в тупик и тех и здешних сотрудников. Кто-то называет его странным, кто-то отшельником, а мне кажется, что он просто любит природу и, особенно, - горы. По его мнению Чувал - это не природное творение, а цивилизационное и что-то есть такое в Чувале, что пока его не отпускает и он здесь пытается найти ответы на некоторые вопросы.

Мы отметили, что нам стали встречаться интересные люди. Первым был Миша, вторым был Аршак. Утром попрощались с робинзоном и по GPS стали отмерять 5 км вниз по течению и искать ту самую поляну для захода на Чувал. Не доплывая примерно 1 км. до предполагаемого места увидели чей-то лагерь и вроде как на описанной Аршаком поляне. Подплыли поближе. Лагерь оказался «Соланы». Нам подсказали, что здесь же начинается заход на Чувал. Мы «припарковали» свой кат рядом с ихними. Мужики из лагеря спросили есть ли у нас бензопила и можем ли мы помочь напилить им дров, а то их пила вышла из строя. Мы с радостью согласились, распилили несколько бревнышек, дали им инструменет для ремонта бензопилы. Они же нам подсказали куда пошла их группа на восхождение. И мы двинулись навстречу приключениям, – покорять Чувал.

Путь начался с небольшой топи, затем дорога шла по руслу какой-то то ли бывшей, то ли пересохшей реки, о чем свидетельствовала каменистая «дорожка», находящаяся по уровню ниже лесополосы вокруг. Где-то через пол часа вышли на поляну-развилку, с которой тропинка налево вела до противоположного берега 71 квартала, а тропинка прямо – на Чувал. Самое удивительное, что дорога еще долгое время была достаточно пологой. Шли километры, а наклон не менялся, - мы «огибали» хребет с обратной стороны.

Включил шагомер, решили через каждый километр останавливаться. «Жители» местной фауны, видимо уже привыкли к туристам и особенно птицы «подходят» достаточно близко. Через 4 км. наклон подъема увеличился, отдыхать стали сперва через 500 шагов, затем через 300, затем через 150. По пути встретились 2 горные речушки. Последний раз пополняем запасы воды, отдыхаем и идем выше. Густая растительность и высокие деревья сменяются кустарниками и низкорослыми деревьями. Рельеф стал более пологим. До вершины Чувала предстояло пройти по дуге. На вершине стали видны силуэты людей, видимо «Солана» довела своих. Нам предстояло «пилить» еще километра три. Встретили женщину, которая ждала своих из группы «Соланы», так как не смогла подниматься выше. В километре от тропы стал виден желтый домик оленеводов. Говорят, что это домик бывших оленеводов Бахтияровых, но сейчас они уже не держат оленей, а домик пока стоит. Под ногами стал попадаться ягель и какие-то растения, характерные для тундры. Пошли места с курумником (вулканическими камнями). И тут тропинка, по которой мы шли, сменилась кучей маленьких. Не зная четкого пути, пошли в сторону, где были люди, до конца не понимая как они туда добрались, так как впереди был склон полностью «усыпанный» курумником. Такой «путь» я уже преодолевал на марафоне в гору «Конжак», а вот для моих друзей это было неожиданностью. Не зная другой дороги, пошли по курумнику, покачиваясь и перескакивая с одного камнях на другой. В это время люди из «Соланы» пошли от пика горы куда-то в сторону и исчезли. Мы пребывали в некотором замешательстве, подозревая, что пошли не по тому пути. С большим упорством, оставив много сил, мы дошли.

Это нечто! … Такая … (неприличное слово) «красота», это «творение», вдохновение, это то, что обязательно надо увидеть всем, кто живет в нашем крае. Такое чудо прямо там, где мы живем, и не надо никуда ехать, все здесь, все рядом. Вокруг множество горных вершин, все разные и много, много, много гор, уходящих за горизонт во все стороны.

Мы просто сели и смотрели вдаль. Так хорошо, спокойно. Полный релакс И уже позабыты усталость и трудности. Мы – КРАСАВЧИКИ!!!

Путь наверх занял пять с половиной часов, время 19-00. Пошли обратно. Решили еще немного подняться на соседний холм и обогнуть отрезок с камнями, пройдя по травке. Из-за сменяющегося рельефа периодически делали остановки. Путь обратно занял 3 часа. Мы понимали, что когда мы придем и сядем на кат, то надо очень быстро будет искать на реке стоянку, поставить палатку и, судя по всему, ужинать придется только бутерами, так как сил на готовку еды уже не просто осталось. Вернувшись в лагерь я напилил группе «Соланы» еще дров и они совершенно искренне предложили поужинать горячей едой с ними и поставить нашу палатку у них в лагере. Мы были не просто рады тому, что можем перекусить горячего и восстановить силы, мы даже были больше обрадованы тому, что в наше время еще встречаются такие добрые и искренние люди. Навернув миску борща, миску макарон с тушенкой и капустный салат каждый из нас «вернулся к жизни» и стал называть окружающих очень просто, по-душевному: «добрые люди». «Спасибо, вам, добрые люди» - просто сказали мы. Я был так растроган, что расцеловал женщину-повара.

Мои друзья решили все-таки вставать на ночлег на отдельной стоянке, чтобы и утром поспать подольше, ну и, чтобы меньше суеты ощущать. Все-таки индивидуальный отдых мне заказывали.

Попрощались с «Соланой» и полетели на своей четверке (4-местный кат) с мотором по водной глади Вишеры. Через пол часа нашли хорошую стоянку. Моментом поставили палатку, вскипятили чай, выпили коньячку и баиньки. Утро вечера мудреннее.

Утро … Так хорошо …, не надо никуда спешить. 8-00, а у нас никакого кипиша. Только вот жарковато в палатке становится. Вылезаю из спальника, открываю «окна» …, все-равно жарко. Слышу, и ребята в соседнем отсеке «зашевелились» от жары.

В палатке скопилось небывалое количество слепней и комаров. Когда Оля собралась выходить из палатки, то, по ее словам, стая комаров просто вынесла ее на улицу.

В лагере все чинно, важно, размеренно. Сходил за дровами (поваленными деревьями). А вот и первый сюрприз: прямо рядом со стоянкой растут грибы сыроежки, - для завтрашнего рагу «самый самолет».

День решили посвятить отдыху. Ребята нашли на берегу местечко с тенью, кинули туда надувной матрас и «вырубились» на целый день, периодически опрокидывая в рот семечки. День прошел «в расслабоне» и вечерний плов окончательно «полирнул» завершение релаксного дня. Только вот одна вещь стала настораживать: еще утром появилось большое количество слепней, которые до самого вечера никуда не делись, весь день «покусывая» нас.

Утром спереди катамарана установил сиденье из матраса, усадил на него ребят, весь инвентарь положил посредине, а сам сел на бочонок с водой сзади.

Заведя мотор, мы двинулись навстречу приключениям.

Просто афигительная природа: широкая водная гладь Вишеры, горы, тайга, утки, белки и даже лебеди встречаются. Сплавщиков нет, лишь рыбаки то тут, то там, свидетельствуют о незаброшенности здешних мест. Солнце палит нещадно. Слепни атакуют каждую секунду, репиленты помогают слабо, - и это немного напрягает.

Добрались до п. Вёлс. Ребята из «Соланы» сказали, что здесь есть красивая пещера с озером. Занялись поисками. Пошли через поле. О! Этот запах луговой травы …! И сразу я вспомнил как приезжал на каникулы в деревню бабушке, как ребенком бежал по полю с нескошенной травой, мокрой от росы, как косил с отцом, метал стога сена, как ночевал на сеновале, вспомнил запах деревенского дома, вспомнил то, как он был сделан, как и что в нем было расположено, соседей бабушки, все вспомнил … И так захотелось вернуть все это …

Пещеру нашли достаточно быстро. Итак Вёлсовская пещера 220 м в длину, 20 – в ширину и 6 в высоту.

В пещере темно, поэтому пришлось сбегать на кат за фонариками. Вошли в пещеру и перед нами открылось все ее величие: арочные небосводы, сталактиты, белесые наплывы на стенах, - и путь уходит куда-то дальше, и конца не видно. Идем дальше. Температура наверху (на улице) +30, а здесь где-то около +5+7, прохладно. И вот доходим до конца и видим озеро, которое лишь сверху на 2 см. оттаяло, а ниже – лед. Пещера уходит вдоль озера куда-то еще дальше.

Выйдя из пещеры на улицу, было такое ощущение, как будто зашли в парилку.

Перекусили рожками с тушенкой. Весь день прошел на воде.

Стоянки по берегам реки встречаются крайне редко, - отсюда сделал вывод, что «Солана» останавливается на ночевки на островах, устанавливая небольшие палатки на гальке.

Уже начало темнеть. Мы увидели рыбаков и хорошее место для стоянки. Спросили, рыбаки сказали, что место не занято. «Пришвартовались». Уже на автомате, за час разожгли костер, Оля приготовила ужин, мы с Димой установили палатку и заготовили дров.

Один из рыбаков ловил рыбу сидя в лодке, а второй ходил вдоль берега. Как обычно, Дима начал «наводить мосты» и заговорил с рыбаком на берегу. Он оказался жителем поселка Вая, что находился в 20 км. ниже по течению, а в лодке рыбачил его сын. На наше предложение перекусить с нами мужик ответил отказом, дескать «рыба не ждет». Правда от кипятка для чая, закончившегося у него в термосе, не отказался. Сказал, что в этом месте ходит мишка, который считает это место своей территорией и периодически выходит к реке и гоняет людей. Мужик спросил: есть ли у нас на такой случай оружие. Оружия у нас не было. Тогда мужик сказал, что он будет неподалеку и если мишка близко подойдет, то «шуганет» его. Мужик был с простой русской душой, когда-то работал в Вишерском заповеднике, следил за вырубкой леса, знает Бахтияровых, а сейчас занимается охотой и рыбалкой. Позже, в п. Вая, нам сказали, что имени у этого мужика не знают, но все зовут «Пухач».

Легли спать, не особо «грузясь» по поводу сказанного мужиком. Но ночью услышали выстрелы: сперва одни, потом еще три, очередью. Мужик, видимо, про мишку не шутил. Но мы продолжали дрыхнуть без «задних ног».

Это был третий интересный человек, встретившийся нам на пути.

На следующий день запланировали добраться до камня Писанный. Место было очень живописным и не хотелось его покидать.

На реке встречалось много плоскодонок (рыбацких лодок) на моторе. Многие из них просто стояли на берегу без хозяев. Люди здесь другие, не как в городе, простые, размеренные, ближе к природе, что ли.

Приплыли в п. Вая около двух часов дня. У нас закончились репелленты и расстояние оказалось чуть больше, чем планировали поэтому необходимо было прикупить еще немного бензина для мотора. Проблема с бензином была решена, а вот на счет репеллентов получилась «накладка»: во всех магазинах обед до 16-00. Пришлось ждать. Ровно в 16-00 ни один из продуктовых магазинов не открылся, - в деревне свои особенности по времени открытия (когда сможет продавец, - тогда и открывает). Первые продавцы стали «подтягиваться» где-то через 10 минут. Обойдя все 7 магазинов мы не нашли средств от слепней, пришлось брать то, что есть: средство от комаров, - в надежде, что они хоть чуть-чуть остановят слепней.

На реке началась просто «засада», причем чем дальше мы плыли, тем в плане количества слепней становилось все хуже и хуже. Подплывая к п. Акчим, их стало столько, что мы, стоя посредине реки не могли накинуть на себя куртки и штаны: не успевали отмахиваться, просто черная туча летала возле нас и каждый удар рукой сокращал количество слепней на 5 штук, но это не особо спасало. Они садились и кусали, не обращая внимания на наши телодвижения. Со стороны могло показаться, что мы на кате занимаемся аэробикой: скачем, машем руками, стукаем себя по все частям тела приседаем … С трудом накинув на себя никидки, накомарники и штаны, мы облегченно вздохнули.

Пристаем к стоянке напротив камня Писанный. Рой слепней кружит над водой. Понимаем, что без «защиты» делать нечего. Экипированные накидками и накомарниками все разгружаем на берег. Опять все на автомате: костер, палатки, ужин, спать.

Утром, учитывая непрекращающуюся с насекомыми ситуацию, решено, по-возможности, дойти в течение дня до Вишерогорска и сократить наш вояж на 1 день. Сказано – сделано. День провели в пути, лишь однажды остановившись перекусить внутри камня Дыроватый.

Погода на протяжении всего маршрута была просто отменная: жара +28, ни облачка, ни дождичка. Супер!!!

К 7 вечера добрались до Вишерогорска, - чему, особенно Дима, были очень рады.

Сейчас нам необходимо было на чем-то доехать от Вишерогорска до Красновишерска, где мы оставили свой авто.

Наш доставщик Миша был «не на связи», поэтому по старой доброй традиции Дима пошел наводить мосты с группой недавно прибывших на берег сплавщиков. Через пару минут я уже звонил человеку который их сюда привез. Еще через 20 минут к нам подъехал УАЗик, а еще через 10 минут мы уже сидели в машине и ехали в Красновишерск.

В общем, как-то так …, зачетненько так попутешествовали.