Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Поистине Всевышний Аллах наделил людей возможностью слушать и запоминать читать и рассуждать, возвысив их над остальными живыми тварями, и благодаря чему они выделяются среди других творений. Дорогой читатель! Разум и память является одна из самых прекрасных благ Всевышнего Аллаха по отношению к творениям, за что необходимо Его благодарить, используя дарованную нам милость в угоду Аллаху. В данном уроке мы попытаемся научить вас тому, как правильно учить, предоставив вам несколько коротких полезных советов в виде пунктов:
1. "Выбор подходящего времени"
Иногда разум человека может быть охвачен и озабочен, самыми различными мыслями, которые отвлекают и не дают ему возможности, что-либо выучить, и тогда им начинает овладевать печаль, скука и возможно отчаяние. Причина же всему этому неправильный выбор подходящего времени. В таком случае для этого необходимо подобрать такое время, в котором ты будешь незанят и свободен от всяких других мыслей. В пример этому заме,ть как смиренность в намазе несовместима с голодом или желанием исправить естественную нужду. И данный совет является проверенным и известным среди требующих знания.
Однажды Хаммада ибн Зайда да помилует его Аллах, спросили: "Что лучше всего помогает заучиванию?" Он ответил: "Когда ты меньше думаешь, о заботах и это происходит тогда когда твое сердце абсолютно свободно от всего"
|
2. "Выбор подходящего места"
Так же немаловажным считается правильный выбор места для заучивания. Однако требующие знания отличаются в этом друг от друга. Кто- то из них говорит, что в мечети мне дается лучше, чем в доме другой же говорит, что в доме он учит лучше, чем в мечети. Поэтому очевидно правильным будет посоветовать каждому, выбрать соответствующее ему время и место.
3. "Выбор соответсвуещего матна"
Поспешность и стремления узнать многое за короткий промежуток времени является характерной чертой многих начинающих учеников, свои первые шаги они проводят за чтением больших матнов и работ. И только через какое-то время, поняв свою ошибку, он начинает сожалеть о том, что потерял много времени и быть может это, приведет его к тому, что он отчается и окончательно прекратит требовать знания. Поэтому для того кто желает и стремится приобрести полезные знания и закрепить их а так же приучить себя к постепенности, порядку и терпению, необходимо начинать с небольших известных матнов и шархов придерживаясь установленных учеными порядков.
4. "Выбор подходящей позы"
У каждого человека есть удобная поза, благодоря которой он может учить лучше нежели находясь в другой. Поэтому найди для себя более подходящее положение не пытаясь походить на кого-то другого. Так как кому то удобно учить во время ходьбы, другому удобно учить в то время когда он сидит и т.д.
|
Один из них сказал: "Лучше всего я учу тогда когда хожу, передвигаясь с одного место в другое".
Другой сказал: "Я не люблю и мне не по силу учить во время ходьбы".
Некоторые люди говорят: "Чтение Корана, наизусть дается мне Аллахом только в середине ночи и никак днем".
И т.д.
5. "Разделить заучиваемый матн и т.п на части"
Прежде чем приступить к изучению выбранного тобою матна и т.п, советуем поделить его на несколько разделов и частей, и это независимо от его размера строк или страниц. Ученные рекомендуют такой метод обучения желая того чтобы истинные знания были закрепленны подобно твердо построенному зданию и передовались на твердой основе. И не говори, что по данному методу я буду учить намного меньше и медленнее, так как твердое и закрепленное чтение наизусть пускай даже если и медленно считается лучше, чем учить быстро, но не качественно.
6. "Выбор матна одного издания"
Далее постарайся выбрать для себя один экземпляр матна и т.д с которого ты будешь учить и ежедневно или еженедельно повторять. Так как шрифты того или иного издания отличаются друг от друга что естественно будет мешать и задерживать тебя. Шрифт текста, а так же количество и построение строк с постоянным чтением запоминаются человеком, и становится в его уме, так как будто он смотрит в него.
7. "Поставить правильно харакаты"
Следующий совет расставить правильно и верно харакаты. Так как очень часто встречаются матны без огласовок, что в таком случае рекомендуем обратиться к человеку, владеющему арабским языком который сможет вам в этом помочь.
|
Тоже самое касается чтения и заучивания Корана, перед тем как начать учить тот или иной аят или суру необходимо вернуться к тому, кто хорошо умеет читать. Иначе может произойти множество ошибок, исправить которые будет сложно.
Аль-Хафиз ибн ас-Солах да помилует его Аллах сказал:
"Правописание точек над или под буквами ограждает от малопонимания,
Огласовка слов и текстов ограждает от затруднения".
8. "Составить правила или дать термин тому что тяжело запоминается"
Обычным является тот факт, что часто в матне мы находим такие словосочетания или предложения, порядок или звучание которых тяжело запомнить и естественно, что с такими словами у нас регулярно происходят ошибки. Исправить это можно придумав для них определенное название или термин.
Например:
-Буквы идгама которые произносятся с гунной
Для того чтобы их хорошо запомнить не прибавляя не убавляя и не повторяя можно их собрать в следующем слове: "Йармалуун"
И т. д
9. "Приучить себя к беспрерывному чтению наизусть"
Выполняя, какое либо из дел, душа человека начинает к этому привыкать и с легкостью преодолевать, поэтому необходимо регулярно над ней работать, постоянно заставляя себя перебороть лень, не следуя за всякими прихотями и страстями.
Посланник Аллаха СоллаЛлаху алейхи уа саллям сказал: "Знания приходят к человеку с изучением".
Один из ученных сказал: "Ради того чтобы не прекращать учить наизусть в один день я старался учить хотя бы одну строчку".
10. "Повторение"
Одна из основных причин укреплений знаний обязательное многократное повторение. Здесь точно также выбери для себя самый удобный и полезный метод, не оставляя его только если ради более полезного метода, так как кто-то лучше всего повторяет, оставаясь один с самим собой кому то же удобнее делать повторение с другим и т.д.
Один из студентов сказал: "Когда я хочу что нибудь выучить, то записываю свой голос на диктофон, после чего прослушиваю данную запись десятки раз".
Ибн Аббас выходя и направляясь куда-нибудь с Имамом аль-Муджахидом, говорил: "О Муджахид читай мне, и я буду читать тебе".
11. "Исполнение дел"
В первую очередь себе, а так же вам, напоминаем о том, как важно делать в соответствие с тем, что мы узнали и выучили. После каждой полученной или выученной достоверной информации спеша устремись к тому, чтобы исполнить ее в действие, не забывая о том, что суть и цель всех знаний это дела.
12. "Упоминание учеными некоторых видов пищи и напитков помогающих запоминать"
В своих книгах ученные рассказывают о том, что существуют некоторые напитки, и еда которые помогают быстрее учить и ободрять память такие как мед, замзам, черный тмин, финики и т.д.
Однако в любом случае человек соблюдает то, что было сообщено Пророком СоллаЛлаху алейхи уа саллям сделав треть его желудка для еды, треть для питья и еще треть для легкого дыхания и употребляя в пищу только то что полезно для его разума и тела.
13. "Знакомство с жизнью ученых"
Знакомство с выдающимися ученными Ахли-Сунны уа Джамаъа и чтение их прекрасной биографии и жизнеописания, одно из самых полезных вещей. Чтение о том, как они искали знания, учили и повторяли, предает нам силу и желания быть похожими на них и, наверное, если бы не достоверные сообщения о них мы бы не поверили во многие события из их жизни. И хвала Аллаху за то, что есть и остались такие книги и работы в наши дни. Как, например книги имама аз-Захаби «Тазкиротуль-Хуффаз» «Сиар Аъалами ан-Нубала» и т.д.