Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг




Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг - одна из главных целей проводимой в России административной реформы. Кроме различных документов стратегического планирования, в этой сфере принципиальное значение имеет Федеральный закон 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Качество государственных и муниципальных услуг должно быть гарантировано стандартами, которые необходимо разработать и утвердить. Актуальной является проблема, связанная с отсутствием единых принципов и методических рекомендаций выделения, классификации и стандартизации муниципальных услуг. В отсутствие таких стандартов на государственном уровне, органы местного самоуправления вынуждены самостоятельно вырабатывать подходы к определению и классификации услуг, что замедляет внедрение нормативного финансирования муниципальных услуг.

Комфортность предоставления услуг зависит, в первую очередь, от оперативности решения вопроса, с которым обращается человек, и от того, сколько времени и усилий затрачивает заявитель на общение с органами власти по этому поводу. В этой связи, во-первых, повсеместно должны быть приняты административные регламенты. В июле 2012 года истек отведенный Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" срок для принятия всех необходимых регламентов, а также для приведения ранее принятых регламентов в соответствие с данным Законом.

Причем речь не о формальном принятии некоего документа – административные регламенты должны устанавливать совершенно четкие нормативы: по срокам рассмотрения вопроса, по нормам времени ожидания в очереди, по порядку взаимодействия разных органов власти. И главное: эти правила должны неукоснительно соблюдаться, должна быть отлажена система контроля и жесткого реагирования на случаи нарушения установленных правил.

Во-вторых, должна быть создана соответствующая институциональная, организационная среда, которая позволяла бы людям не бегать по кабинетам чиновников, особенно если они расположены в разных концах города, а то и в разных населенных пунктах. Для этого нужно активно отрабатывать и шире внедрять модель многофункционального центра.

Правда, для этого необходимо было также устранить ряд законодательных препятствий на этом пути.На решение данных вопросов, в частности, направлен Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна». Его нормами внесены изменения в целый ряд федеральных законов, предоставляющие заявителю право обращаться за предоставлением публичной услуги не только в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно, но и в многофункциональные центры.

Неурегулированным остается вопрос финансирования деятельности многофункциональных центров, которые, как правило, существуют как учреждения субъекта Российской Федерации либо муниципальные учреждения. Соответственно, в законодательстве Российской Федерации необходимы отсутствующие ныне правовые механизмы, обеспечивающие софинансирование их деятельности из бюджетов разного уровня.

Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 года № 1377 был определен рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых по принципу "одного окна", в том числе на базе МФЦ. В этот перечень попали, в частности, муниципальные услуги, связанные с предоставлением земельных участков, выдачей разрешения на строительство, переводом жилого помещения в нежилое помещение и обратно, согласованием переустройства и перепланировки жилого помещения, учетом нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376, наконец, утверждены Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

За многофункциональными центрами - будущее в развитии системы предоставления публичных услуг. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 796 в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек, в многофункциональном центре (МФЦ) должно быть не менее 20 окон для приема и выдачи документов. При этом предусмотрено, что площадь МФЦ в таких городах должна составлять, как правило, не менее 800 кв.м. Однако выполнение данных требований затруднительно для большинства малых и средних городов в связи с дефицитом свободных помещений, находящихся в муниципальной собственности.

В апреле 2011 года Правительство Российской Федерации утвердило перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в электронной форме – в нем содержится 19 пунктов, касающихся муниципальных учреждений. Это различные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ. Например, прием заявлений о зачислении в детский сад, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и др. документов. Закон не устанавливает жестких сроков перехода к предоставлению таких услуг в электронной форме, но требует, чтобы органы местного самоуправления сами утвердили и строго соблюдали планы-графики такого перехода. Безусловно, это должны быть некие разумные сроки.

В то же время для предоставления муниципальных услуг в электронном виде необходим программный комплекс электронного документооборота, внедрение которого, в свою очередь, требует выделение значительных бюджетных средств.

К сожалению, сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в указанный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органом местного самоуправления.

В июне 2011 г. Правительством Российской Федерации утверждены Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности муниципальных и государственных услуг на 2011-2013 гг. и план мероприятий по ее реализации. Там, например, говорится, что к концу 2013 г. в городах (городских округах) и муниципальных районах должно быть создано не менее 1 500 многофункциональных центров. Предусматривается постоянный мониторинг, в т.ч. на местном уровне, качества предоставления публичных услуг, ежегодное формирование перечней услуг, подлежащих оптимизации и формирование планов по решению выявленных проблем с принятием конкретных нормативных правовых актов. В данной Концепции детализируются требования к предоставлению услуг в электронной форме. Например, в ней говорится, что должны быть созданы центры доступа граждан к информации об «электронных» услугах. Причем такие центры должны находиться в шаговой доступности для населения и как минимум по 1 центру в каждом населенном пункте.

Наконец, была введена очень важная новелла: Федеральный закон запретил органам власти требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. Такие документы должны добываться самими органами власти в порядке межведомственного взаимодействия. Также был установлен срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации – не более 5 рабочих дней со дня поступления запроса (Федеральный закон от 03.12.2011 № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действует с 5 декабря 2011 г.). Тогда же Федеральным законом №383-ФЗ был введен оперативный механизм внесудебного обжалования действий (бездействия) органов и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг (действует с 1 января 2012 года). Органы местного самоуправления уполномочены принимать свои правовые акты, определяющие особенности такого обжалования в развитие общих положений закона.

На основании вышеизложенного, предлагается:

- федеральным законом регламентировать общую методику расчета субвенций на осуществление передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий, а также порядок их согласования с органами местного самоуправления;

- привести во взаимное соответствие положения Бюджетного кодекса и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части определения и соотнесения понятий «муниципальная услуга», «муниципальная функция»;

- выработать единые принципы и методические рекомендации выделения и классификации муниципальных услуг, к установлению стандартов оказания услуг и их стоимостной оценки;

- привести перечень муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, в соответствие с полномочиями органов местного самоуправления;

- урегулировать порядок соучредительства и софинансирования МФЦ несколькими органами публичной власти;

- обеспечить государственное софинансирование внедрения программных продуктов, обеспечивающих предоставление услуг в электронной форме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: