Культовые товары и услуги




Жизнь православной церкви. О налогах, доходах и махинациях

РПЦ и налоги — злободневная тема, если судить по тому, сколько внимания ей уделяется. Некоторые противники РПЦ заявляют, что церковь налоги не платит, а сторонники РПЦ доказывают, что исправно платит[1]. Проблема в том, что ошибаются обе стороны.

Людей, которые считают, что церковь вообще не платит налоги, не так уж и много. В то же время сторонников церкви, которые полагают, что РПЦ не обманывает государство, немало. В действительности дела обстоят так: некоторые налоги церковь платит, но не все, причем есть налоговые махинации. И государство не против этого обмана.

Содержание

РПЦ: налоги

Культовые товары и услуги

Государство поможет

Доходы духовной скрепы

Налоговые аферы РПЦ

Православный кидок

РПЦ: налоги

О том, как все должно быть, что, как всегда, противоречит практике. Сразу надо сказать, что РПЦ должна платить налоги, и платит, но не все. РПЦ (некоммерческая организации) свободна от налога на землю, имущество, а также от налога с доходов от продажи культовых товаров. Каждая точка, где продаются культовые предметы и оказываются магические услуги, зарегистрирована как юрлицо, а это означает, что торговые точки религиозной организации не выше всех остальных в юридическом смысле, налоги они платить должны, но не все.

Помимо государственного налога в РПЦ есть налог внутрицерковный. Прямо как в пирамиде: мелкие торговые точки отдают определенную сумму раз в месяц (или полгода, или год) структуре повыше, а та, в свою очередь, переправляет сумму тем, кто еще выше. И так доходит до патриархии.

Характерный пример:

«Хотел бы дополнить картину Красноярской епархии. После прихода митрополита Пантелеимона были сильно подняты сборы, к примеру, обычный красноярский храм в спальном районе платит 2 500 000 + постоянные сборы на дни ангела рождения, хиротоний и т. п. в среднем по 500 тыс. + конверты при служении, минимум 200 тыс. + его окружению по 70 тыс. Сборы бешеные, после прихода Пантелеимона убрали всех нормальных настоятелей и поставили своих, с Орла. Задача у них простая — сбор денег»[2].

Но статья не об этом, а если данный вопрос интересен, то можно ознакомиться с публикацией «Социальный портрет служителя культа», где об этом написано подробно.

Государство рассматривает РПЦ, как и любую другую официальную религиозную организацию, в качестве некоммерческой организации. Формально каждая организация должна отчитываться:

1. «основные виды деятельности в отчётном периоде в соответствии с уставом»;

2. «источники формирования имущества» (надо указывать поступления как от российских, так и иностранных юридических лиц);

3. «сведения о расходовании денежных средств, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства»;

4. «средства об использовании иного имущества».

РПЦ лоббировала принятие поправок, упрощающих жизнь для местных религиозных организаций, которые, однако, усложняют жизнь иностранным организациям[3].

Хотя церковь и некоммерческая организация, отчетность у нее упрощенная. Светские некоммерческие организации должны указывать все доходы и расходы в отчетах и подробно все описывать, церковь — нет. Что особенно радует служителей культа — отсутствие контроля со стороны антимонопольных и многих других государственных органов.

РПЦ не платит налоги за продажу культовых товаров, а это свечки, иконки, елей, миро, лампадное масло, ладан, кадила и др., а также за литературу и аудио- и видеоматериалы. Формально серебряные и золотые побрякушки в этот перечень не входят, однако в церковных лавках они распространяются точно так же, как и остальные товары. Неизвестно, платят ли за них налог и в достаточной ли мере платят.

Законы позволяют религиозной организации как производить предметы в своих учреждениях (например, свечных заводах), так и покупать на стороне. Никакого значения нет[4].

Есть нюансы по поводу некоторых льгот. Религиозные организации, в том числе РПЦ, не освобождены от транспортного налога. А вот с имущественным налогом все сложнее. РПЦ не платит налог только тогда, когда речь идет о местах, где отправляют культ либо обучают будущих попов/богословов. Имущество религиозных организаций, которое не используется для отправления культа, облагается налогом. Однако есть послабления, так как закон позволяет регионам устанавливать налог для религиозных организаций, и часто все имущество (или почти все) освобождается от налога. Главное, чтоб была правильная религиозная организация. Где-то это ислам, а где-то православие.

По поводу налога на землю было сломано немало копий, так как формально от налога освобождены учреждения «духовные», но церковники желают, чтобы и прочие объекты от налогов освобождались. Как они обходят налог, если там объекты, принадлежащие религиозной организации, но не молельные дома: церковники просто размещают это на земле, которая расположена рядом с храмом. Налоговики какое-то время полагали, что налог церковь в таком случае платить должна, но Минфин поставил точку:

«От налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения»[5].

Официальная позиция РПЦ:

«Церковь заявляет, что если тот или иной её доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом» [6].

Культовые товары и услуги

Культовый товар не облагается налогом, это же относится к услугам, коих немало в церкви. Чем сегодня торгует РПЦ? Посмотрим в интернет-магазине «церковная лавка»[7]. Ассортимент приличный. Можно заказать православное кольцо по распродаже за 1500 рублей, а можно, если дух жаждет, купить православное кольцо «Спаси и сохрани золотое» за 48 тысяч рублей, а в придачу «Браслет православный» за 103 тысячи рублей.

В общем, товар есть на любой вкус и цвет, а главное — кошелек. Есть и гарантия качества — товары «освящены». Большой ассортимент православных драгоценностей, например православные колье, серьги и прочее. С виду православное колье выглядит обычно, там никаких крестов вроде нет[8].

Довольно широкий ассортимент для «оздоровления» — различные гели, масла, бобровый жир и монастырский чай. А в разделе «эксклюзив» товар для обеспеченных клиентов — золотые иконы с ликом от 8 до 156 тыс. рублей.

Как можно заметить, ассортимент в православных лавках постоянно увеличивается. Не исключено, если сегодня торгуют всякими жирами и чаями с вином, завтра будут уже продавать обычные продукты питания, точнее расширят в этом плане ассортимент. Если есть православный, или монастырский, чай, то почему бы со временем не продавать православный кофе?

Едва ли можно предположить, что это не коммерция в чистом виде. А ведь товары, что продаются в этом интернет-магазине, частично или полностью есть в церковных лавках. В мелких товара меньше, в больших — больше. Тем более что у РПЦ есть отдельные магазины, где продаются только культовые товары, но не проводятся богослужения, например торговый дом «Софрино» (в крупных городах).

Так как сеть развивается, можно предположить, что это выгодный бизнес. Поэтому РПЦ пыталась сделать православие своей монополией, то есть запретить использовать это слово другим религиозным организациям. В России немало религиозных объединений, которые считают себя православными — от оппозиционных РПЦ групп до языческих культов. РПЦ МП заявила, что необходимо запретить использовать в названии слово православный, если организация не имеет никакого отношения к РПЦ[9].

Пока что вряд ли у РПЦ будет монополия, такое возможно со временем. Но в рамках РПЦ монополия есть на продажу культовых товаров. Это, конечно, «Софрино». Епархии обязаны закупаться именно там, хотя, возможно, есть более выгодные предложения.

Главным товаром церкви являются свечки. Это давний бизнес, особенно в годы Российской Империи, когда свечи использовались просто для освещения помещений. В церквях их продают поштучно, но всегда можно найти оптовые решения. А там, как правило, расклад довольно интересный — свечки самые дешевые продаются от 300 до 450 рублей за 500-1000 штук. Представим, что свечки, которые продают по 15 рублей за штуку, можно купить за 400 рублей 700 штук. Причем только в открытых источниках. Цена для сотрудников РПЦ намного ниже. Плюс использованные церковные свечи переплавляют.

Исследователь РПЦ Николай Митрохин подчеркивает:

«Деньги собираются с прихожан: они что-то покупают, им оказываются различные услуги. Если говорить о доходах прихода, на 70% он складывается из доходов от продажи свечей, где-то 15% составляют продажи всяких товаров, и 15% — продажи услуг» [10].

Как можно понять, большинство верующих не так охотно расстаются с деньгами, и поэтому приобретают свечки, которые по сравнению с остальными культовыми товарами недорогие.

Отдельные торговые точки, которым другие культовые товары не приносят особого дохода, завышают цены на свечки, что уж совсем странно. В Сахалине прихожане жаловались СМИ, что раньше дешевые свечки стоили 5 рублей, а теперь 10, а свечки, которые стоили 80 р., теперь стоят 100[11]. Предприимчивые попы из Сахалина также решили, что каждое имя из молитвы за здравие стоит 10 рублей. Вот такое «добровольное пожертвование».

История конфликта завершилась комментарием попа-предпринимателя:

«Настоятель Воскресенского собора отец Василий в ответ на вопрос о 2380%-ной рентабельности свеч объяснил автору, что матушкам, торгующим церковной утварью, тоже надо платить ("хотя бы по 25-35 тысяч в месяц"), и рассказал о проблемах церковных служителей с жильем».

Такой аргумент могут использовать любые торговые точки, даже несвязанные с религией. Ведь и продавцам нужно платить, и охране, и грузчикам, и менеджерам и много кому еще. Однако их государство не освобождает от налогов.

Государство не только игнорирует тот факт, что на верующих наживаются, но даже игнорирует сверхприбыль религиозной организации. Ведь цена за одну свечку, как признается служитель культа:

"Себестоимость свечи на порядок меньше копейки. А средняя стоимость в храме — от пяти до десяти рублей" [12].

По поводу вина — разговор особый. Формально вино нужно для отправления культовых обрядов (причастие), но фактически вино продают точно так же, как в алкогольных отделах. Как правило, на это просто закрывают глаза, однако известен один конфликт в Свердловской области. Суть: в местных церковных лавках продавали кагор (церковное вино), а цену называли жертвоприношением.

За сбыт алкогольной продукции РПЦ должна платить налоги. Но часто не платит. Налоговая подобное игнорирует, но однажды на РПЦ подал иск гражданин. Далее формально чиновники начали разбираться:

«Епархия не имеет лицензии на розничную торговлю, однако реализация вин, в частности кагора, осуществляется любой церковной лавкой. При этом, как заявила министр, непонятно, какого оно качества, а потому было принято решение выяснить, откуда поступает в церкви и приходы алкоголь» [13].

Налоговики скоро отступили, потому что формально церковь не является торговой точкой, а еще и отделена от государства. Проверяющим достаточно обещания со стороны РПЦ, что такое больше не повторится. И вскоре все претензии с РПЦ сняли[14]. Причем церковь отказалась сообщить налоговой, откуда вообще вино взялось.

Логика министерства торговли:

«Мы не знаем, торгует ли вином наша епархия, так как не вмешиваемся в дела Русской Православной Церкви. РПЦ не имеет своих магазинов, а церковные лавки не являются магазинами. Таким образом, действие закона о лицензировании на них не распространяется. Получается, что вопрос о лицензии для екатеринбургской епархии отпал сам собой».

Не так давно стало известно, что вскоре церковь начнет производить собственное вино на 70 га сельскохозяйственных угодий недалеко от резиденции патриарха в Краснодарском крае. Интересно, что эту землю приобрели Банк Москвы и Столичный торговый банк, а затем сразу передали московской патриархии. Банкиры назвали это подарком[15].

Сбыт золотых и серебряных изделий под эгидой РПЦ — также отдельная тема. Формально продажа побрякушек не освобождена от налогового обложения, но их всячески маскируют, чтоб выдать за религиозный символ. Хотя, казалось бы, с чего это вдруг религиозному человеку так уж необходим товар именно из серебра или золота? Там, где махинации возможны, о качестве особо не беспокоятся. То есть многие безделушки продают без пробы. За качество никто не отвечает.

Удивляться тут нечему, поскольку если такую продукцию купили в храме, то нет никаких гарантий. И вы вообще не купили это, а «пожертвовали деньги», ну а взамен — подарили какой-то культовый товар. Хоть это свечка, хоть кольцо за 20 тысяч рублей.

Иногда РПЦ даже не продает что-то с накруткой от 500-1000%, а получает деньги за так. Во-первых, это обычные подношения верующих. В храмах есть специальные ящики для пожертвований, а во время службы периодически пожертвования собирают (тарелочно-кружечный сбор). Именно в этот момент принято пожертвовать хотя бы гроши.

На этом поприще фантазия безгранична, и зависит во многом от церковных глав. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим составил список услуг, где, в частности, имеется отпевание самоубийц и развенчание[16]. Остальные услуги тоже интересные — освящение машины стоит «от 1000 рублей». Видимо, все зависит от того, какой марки машина. Для святого духа и прочих евангельских персонажей это важно не меньше, чем для трудолюбивых попов, которые зарабатывают таким образом.

Цены на другие услуги подобного толка в рублях:

  • Венчание — 3500
  • Крещение — 5000
  • Отпев очный/заочный — 2000
  • Освящение квартиры — от 1000
  • Освящение офиса — от 2000

Ну а отпевание самоубийц стоит всего 5500. Не стоит думать, что такие услуги доступны во всех храмах, это не так. Но везде могут быть свои причуды. И не стоит забывать об услугах, которых нет в официальном перечне, тем более что за дополнительную плату любой обряд организуют.

Услуги подобного толка доступны не только в храмах. Сейчас немало сайтов, где требы и отпевания онлайн. На сайте указано: «Подайте записку в любой православный храм мира всего за несколько минут»[17]. Естественно, это платная услуга, а проверить выполнение невозможно. В последние годы эта сфера развивается. Например, просто записка в храме стоит не очень дорого, зато молитвы каких-нибудь монахов — дороже. Естественно, за качество услуг РПЦ не отвечает.

Эта сфера относится к рядовым попам, для которых заработок — главная задача жизни, так как в противном случае, как говорит священнослужитель:

«Каждое епархиальное собрание у нас начинается с того, что приходам объявляют: не соберете нужную сумму, настоятеля поменяют. Никого не волнует, исполняет ли священник пастырские обязанности — гораздо важнее, сможет ли он собрать деньги. В год мы собираем до 8 млн руб. пожертвований, платим в епархию 30%, но каждый визит архиерея сопровождается дополнительным сбором денег в конверте»[18].

Для матери-церкви самое главное — рентабельность попа, а не какие-то его «духовные» качества.

Государство поможет

Государство не только игнорирует тот факт, что церковь зарабатывает большие деньги, порой занимаясь махинациями с вином и сбытом серебряных и золотых изделий, но еще и вливает деньги в эту структуру. Оснований формально нет, зато есть набившее оскомину «возрождение духовности». Оно продолжается со времен распада СССР и неизвестно, когда власть решит, что «духовность» возродилась. Возможно ли такое вообще?

По поводу денежных вливаний: либо государство оплачивает определенные нужды церкви, либо отдает деньги. Что очевидно — государство заинтересовано в строительстве православных храмов и делает все для того, чтобы храмов было больше. Именно православных храмов, а не других «духовных» учреждений.

Причем не только в России. Например, Яков Перкаль-Проворный — член партии «Единая Россия» — построил православный храм в Майами[19]. А «Программа-200» поддерживается властью. Формально деньги на строительство всех храмов власть не выделяет, однако за свой счет оказывает информационную поддержку, а также занимается сбором средств, в том числе среди бизнесменов, которые после акта неслыханной щедрости тут же получают контракты от правительства. Помогать церкви — продемонстрировать лояльность.

Часто деньги выделяют правительственные компании, вот как патриарх радовался по поводу строительства очередного храма:

«Чем динамичнее развивается жизнь, чем стремительнее развиваются научные и технические достижения. Чем большую роль в жизни людей играют машины, автоматы и прочие бездушные системы, тем важнее для человека укреплять свой дух, чтобы никогда не стать рабом внешних обстоятельств, сохранить Богом данную свободу, а вместе с этой свободой и подлинное человеческое измерение своей жизни. Пусть Господь благословит строителей, жертвователей, всех тех, кто трудится для созидания этого Божиего храма. Я хотел бы выразить особую благодарность Николаю Токареву, руководителю «Транснефти», который вместе со своими сотрудниками от лица возглавляемой им организации принял решение содействовать строительству этого святого храма» [20].

Самое примечательное то, что чиновники всегда контролируют строительство храмов, потому что им нужно, чтобы храм был построен. Им это нужно больше, чем РПЦ. Дело в том, что в 90-е годы прошлого века РПЦ деньги давали на строительство храмов. Однако эти деньги исчезали, а попы приобретали иномарки и коттеджи.

Знаменитый пример — строительство храма в честь Николая II в Екатеринбурге (храм на крови). Задумали там строить храм еще в 1990 году, а открылся храм только в 2003 году. Это был важный для правительства проект, выделялись крупные суммы.

Был создан фонд, который собирал деньги на строительство. В его совет входили крупные предприниматели и чиновники. Каждый коммерсант, который там состоял, внес пожертвование — 100 тысяч долларов. Через несколько месяцев попы собрали 2 млн долларов[21]. А затем руководитель фонда поп Иоанн Горбунов решил на 165 миллионов рублей купить полуфабрикатов изумрудов. Естественно, Горбунов затем скрылся, а остальные попы, которые участвовали в переговорах либо подписывали контакты, все отрицали.

Но поживился не только Горбунов. Уже в 1993 году прошла ревизия. И вот что было на счетах: 416 911 рублей и 3015 долларов. Это не все. Попы набрали кредитов на десятки миллионов рублей. А за все это время было хоть что-то построено? Конечно нет.

Строительство в дальнейшем контролировалось правительством, а попам если деньги и доставались, то незначительные. Главное — построить храм любой ценой. Это означает только то, что правительство действительно ставит на РПЦ и хочет воцерковить население, следуя заветам Наполеона Бонапарта:

«Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных»[22].

Аналогичных идей придерживались и некоторые противники религии, например Вольтер:

«Если бы бога не существовало, его надо было бы придумать, иначе как бы богатые могли защищать свои богатства от бедных?»[23].

Религия в классовом обществе является символом стабильности одних и рабства — других. Поэтому противники такой стабильности отвечали Вольтеру: «Если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его»[24].

Не стоит недооценивать этот фактор, церковь воспринимается чиновнической кастой как нечто приоритетное. А вот развитие космоса, например, — скептически. Так, помощник Путина Андрей Белоусов заявил по поводу космических исследований:

«Из 90 организаций примерно две трети это научные конструкторские организации. И вот эта огромная масса людей ни фига не может заработать деньги. Это нормально?».

И завершил мысль:

«Я все жду, когда Роскосмос придет и скажет: давайте ФЦП (федеральную целевую программу развития космоса) закроем, дайте деньги в капитал, я буду зарабатывать. Вот это будет действительно поворот!»[25].

Чиновник настолько деградировал, что уже даже не понимает, что прогресс — дело затратное, которое не приносит сиюминутную выгоду, а иногда и не приносит вовсе (только убытки). В развитых странах полно нерыночных сфер подобного толка, куда вкладывают деньги, но которые практически не приносят доход. В противном случае не было бы ничего, кроме производства пищи, одежды и еще какой-нибудь мелочевки. Хотя неизвестно, как при таком раскладе создавать средства производства. Они, по логике чиновника, видимо с воздуха появляются.

Почему никто из бюрократов такого ранга не говорит, что церковь не приносит дохода, что помогать РПЦ не стоит? Таков приоритет.

Вспомним о благотворительном Фонде возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря. Туда входят российские чиновники и министры, в частности глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Фонд регулярно накачивается деньгами, суммы от 100 млн рублей. В храмы вкладывают деньги все олигархи, которые спаяны с властью, причем не обязательно православного вероисповедания. Вклады, как правило, немалые — сотни миллионов рублей.

РПЦ свои средства редко вкладывает в строительство храмов, поэтому точки если и будут построены, то только на «пожертвования», причем в основном не прихожан, а различных олигархов. Во-первых, прихожане не дадут много денег, во-вторых, эти средства никто не контролирует, следовательно, их с большей вероятностью служители культа потратят на собственные нужды. Конечно, некоторые попы сожалеют, что деньги им не попали в руки, но на эти деньги все-таки открыты объекты, при помощи которых они заработают.

То же можно сказать и о реставрации храмов. Храмы, объекты культурного наследия, реставрируются за счет государства. Говорят, что это норма, однако стоит отметить, что если объект культурного наследия приобретает в собственность бизнесмен, то реставрировать его он должен за свой счет. Тем более что теперь таких предложений полно — продают некоторые объекты культурного наследия за 1 рубль, лишь бы купили и отреставрировали за свой счет — у государства денег нет[26].

Церковь способна реставрировать объекты за свой счет. Но не хочет, так как может этого не делать. А к чему лишние траты? Вместо этого церковь просит у государства почти 14 млрд рублей[27]. Причем финансовое управление РПЦ отмечает:

«Конечно, итоговая сумма, которую запросят, будет чуть ли не в 100 раз меньше. Из всех объектов для реставрации будет выбрано несколько храмов».

То есть в будущем церковь хочет выклянчить у государства в сто раз больше 14 млрд рублей только на реставрацию объектов, которые находятся у нее в частной собственности. И естественно, это далеко не все, что хочет от государства церковь, формально отделенная от государства.

Власть часто помогает церкви и тогда, когда уж точно все должна оплачивать РПЦ. Иногда простит долги, иногда оплатит газ. А в Московской области (Сергиево-Посадский район) она подсветит здание РПЦ за 20 млн рублей[28]. Вряд ли власть вообще адекватно распоряжается деньгами, раз просто на ветер готова выкидывать такие значительные суммы. Понятно, что другие религиозные организации обойдутся без подобной поддержки, такова свобода вероисповедания.

Как-то раз патриарху Кириллу взбрело в голову посетить Антарктиду, чтобы сфотографироваться с пингвинами. Осуждать причуды патриарха негоже, однако тут есть важный момент, мимо которого не пройти — за чей счет патриарх летал туда. Это было турне главы церкви, он побывал в Латинской Америке и заодно заглянул в Антарктиду. Бюджету эти перелеты обошлись в 20 млн рублей[29]. Патриарх Кирилл летал как российский чиновник и на встречах с государственными и религиозными деятелями представлял интересы России. Еще один пример отделения церкви от государства.

А в 2014-15 гг. РПЦ получила от государства почти 2 млрд рублей вообще просто на нужды — карманные расходы. Получила церковь эти деньги за: «Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России»[30]. Каким образом религиозная организация, представляющая интересы только одной части общества в многонациональном и многоконфессиональном государстве, может укреплять единство нации — загадка. Тем более если учитывать, что даже во время праздников церковь посещает в лучшем случае 2% населения.

Очевидно, что за «духовные» учебные заведения должна платить сама церковь, однако это не совсем так. Только в 2015 году власть выделила 112 млн Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, а еще почти 200 млн досталось Центральной клинической больнице Святителя Алексия при Московской патриархии. В общем, попы могут создать некий проект, а власть под это дело выделит денег. РПЦ еще создает каждый год НКО, чтобы получать президентские гранты. Эти НКО нередко — однодневки, созданные специально для получения грантов.

Например, НКО «Вера и дело» получило 2 млн рублей на формирование православных блогеров[31]. Странная цель. Но если суммировать гранты, то каждый год выделяется десятки или сотни миллионов православным структурам на самые странные цели. Бывший редактор журнала московской патриархии Сергей Чапнин, ныне опальный в церковной среде, поделился, каким образом попы получают деньги:

«Я долгое время сидел в экспертной комиссии. Могу сказать, что заявки на гранты, как правило, пишутся неаккуратно — из них непонятно, что люди хотят и могут. Каждый второй обязательно предлагает делать сайт, не очень хорошо понимая, как делают сайты»[18].

Отношение государства к РПЦ сформулировал Путин:

«Русская Православная Церковь — это великий проповедник любви к Отечеству, его мощная нравственная защитница, она всегда отстаивала принципы добра, правды, верности нашей стране» [32].

Тут вопрос — какого отечества. РПЦ отстаивала интересы монгольского ига, даже немецких оккупантов на захваченных территориях. Форма им не важна, они готовы служить всем. Для них это не вопрос любви к Отечеству, а обычная практика. В то же время, раз она всегда отстаивала принципы добра и правды, то хочется узнать, что же было во времена раскола, а также крепостничества. Добро, любовь и правда? Когда с благословения этих самых служителей культа торговали людьми, причем в этой торговле церковь также участвовала.

Доходы духовной скрепы

Как мы видели выше, у церкви приличные доходы — и от продажи воздуха, и от президентских грантов, на что можно жить. Но это далеко не все доходы, ясное дело. РПЦ как корпорация стремится к максимальной прибыли и экспансии, это стремление никуда не денется до тех пор, пока государство его не пресечет, а оно не собирается этого делать, лишь потакает РПЦ.

Для бизнеса у РПЦ есть все условия, потому что часто эта духовная организация приватизирует доходы и национализирует расходы. То есть получает торговый дом, который реставрирует правительство и выделяет регулярно на него деньги. РПЦ остается получать прибыль и ни с кем ее не делить.

Рассмотрим официальные доходы РПЦ. Это доходы только от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения». Причем тот факт, что они официальные, говорит скорее о том, что сумма занижена. Итак, доходы (в рублях) в 2011 году — 1,47 млрд; в 2013 — 4,6 млрд[33]; в 2014 — 5,6 млрд[34].

Предприятие «Софрино» вероятно, частично или полностью включено в эту официальную систему доходов. А вот гостиница «Даниловская» — нет. Это гостиница при монастыре, которая построена "для приема путешествующих". Гостиница ничем не отличается от прочих. Несмотря на духовность, там есть бар и прочее:

«В отеле есть все, чтобы гостям столицы было максимально комфортно работать и удобно отдыхать:

  • шикарный ресторан и бар,
  • бассейн,
  • 2 современные сауны,
  • большой и стильный конференц-зал,
  • отличная спутниковая телефонная связь,
  • быстрый беспроводной Интернет WiFi,
  • компьютерная и офисная техника,
  • бесплатная удобная парковка и круглосуточно охраняемая автостоянка,
  • а также парикмахерская, химчистка, прачечная и многое другое.

В гостиничном комплексе вы сможете провести любое деловое или торжественное мероприятие, заказать увлекательные экскурсионные программы. Этот благоустроенный отель относится к категории «3 звезды», и располагается всего в сорока километрах от международного аэропорта “Шереметьево” »[35].

В 2014 году доход гостиницы — 112 млн рублей[36].

Особенно РПЦ интересует сфера ритуальных услуг, так как светские организации нередко обращаются к попам, а попы осознают, что могут с этого мероприятия получить куда более ощутимую выгоду. Конечно, там, где присутствует название «православная» нередко РПЦ имеет долю. Например, в «Ритуальной православной службе», чей ежегодный доход около 50-70 млн рублей.

Разные епархии имеют подобные источники дохода. У них либо есть акции в известных предприятиях, либо даже они являются владельцами той или иной фирмы. Например, Кемеровской епархии РПЦ принадлежит «Кузбасская инвестиционно-строительная компания». Многие схемы закрыты от общества, потому что оформляются не прямо через РПЦ, а через посторонних лиц, связанных с РПЦ. Это говорит о том, что точных доходов РПЦ определить не получится. Вероятно, не получится определить даже церковной верхушке, так как попы пониже заинтересованы в том, чтобы хотя бы часть прибыли от нее скрывать, иначе им будет не так выгодно. Практически у каждой епархии есть свои отдельные доходные сферы. Это могут быть заводы, лавки, акции в той или иной компании.

Нельзя не вспомнить о благотворительной деятельности церкви, чем всегда бравируют апологеты религии. В случае РПЦ это, конечно, «помощь» сиротам. Помощь в том, чтобы создавать приюты вместо государства. Со стороны может показаться, что это достойная деятельность. Однако не стоит забывать, что за каждого сироту РПЦ получает деньги от государства.

О деньгах: за ребенка до 12 лет — 15 тыс. после 12 лет — 20 тыс. + единовременная выплата около 15 тыс.[37]. Понятно, ради чего РПЦ этим занимается. Но проблема в том, что надзиратели в этих приютах, как правило, — православные фанатики, изуверы. Поэтому часто дети содержатся в ужасных условиях, и периодически все доходит до убийств[38]. Избиения в таких условиях — норма жизнь, потому что «Домострой» в закрытом сообществе важнее законов РФ.

Пример из жизни:

«Кошмарная история плохого обращения и жестоких наказаний девочек в детском доме, расположенном приблизительно в 200 км от Москвы и управляемом монахинями, вызвала в эти дни взрыв негодования в России, стране, где насилие против несовершеннолетних и огромное число детских домов с плохим содержанием, - это язва, которую пока не могут излечить. Десятки ударов ремнем, изматывающий труд, непрерывные наказания, до шестнадцати дней на воде и хлебе. Это рассказ трех девочек-подростков, сумевших убежать из детского дома при монастыре во Владимирской области» [39].

Сбежавшая девочка утверждает[40]:

«В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, 1000 без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем, пряжкой до синяков...».

«Когда утром наш детский хор пел службу, а потом сразу два акафиста (это около 4 часов. - Авт.), я и одна девочка, Света Кузнецова, присели... они решили нам за это отрезать волосы».

«Летом мы работали на поле с 6 утра до 8 вечера. А перерыв был маленький, один час и 30 мин. Или 2 часа. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились...».

И эти люди учат других морали. К слову, все подобное происходит только по одной причине: государство избавляется от лишних трат на тех же сирот. За дополнительную плату (что выгоднее, чем содержать за свой счет и обеспечивать все государственные стандарты) готовы раздавать сирот кому угодно — хоть престарелым шизофреникам, которые регулярно общаются с Христом, хоть каким-нибудь уголовникам, пьяницам или мошенникам. Главное, чтоб ювенальная юстиция не действовала!

РПЦ отметилась и в банковской сфере. Несколько банков принадлежало частично или полностью церкви. Самый известный — банк «Пересвет», который считался «стабильным», даже участвовал в рейтинге банков. Однако в один момент банк не смог расплатиться с вкладчиками и лишился лицензии. В последние дни банка РПЦ «неожиданно» пропали 5 млрд рублей[41]. Подробнее об этом банке есть статья — «Банк РПЦ «Пересвет»: духовный кризис».

В банке хранили деньги интересные клиенты: администрация Санкт-Петербурга, государственные корпорации. В данный момент банк церкви больше не принадлежит. Но доверие к нему со стороны чиновников — сознательная глупость, так как прошлые банки РПЦ точно так же ликвидировались. Например, у банка «Софрино» отозвали лицензию за потерю средств. Точно так же «неожиданно» пропадали деньги.

Если человек заботится о своих средствах, вряд ли станет вкладывать деньги в банки, где имеется доля у Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви.

Но главное — скрытые доходы, о чем никогда в отчетах не будет ни строчки. Участие отдельных деятелей РПЦ в коррупционных схемах — очевидный факт. Пример из жизни: в Воронежской области чиновник получал взятки через РПЦ[42]. У него была договоренность со служителем культа, что все деньги, которые идут «на храм» от определенных людей (суммы значительные — сотни тысяч рублей и миллионы) — его. Часть какая-то, конечно, доставалась попу.

Схема простая — бизнесмен приходит к чиновнику и говорит, что ему надо. Чиновник отвечает, что ради решения проблемы нужно пожертвовать на храм определенную сумму и определенному попу ее вручить. Схема идеальная и применяется явно не только в Воронежской области.

Поэтому удивляться, что церковь — скрепа для чиновников-коррупционеров, не стоит. В церковном кругу налаживаются связи, это среда «своих». В крупных храмах часто собирается вся политическая элита. Многие коррупционеры, находящиеся ныне в тюрьме, имели церковные награды. Например, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин был арестован через 4 месяца после получения церковной награды от патриарха[43] за то, что был взяточником.

Церковь, где собираются чиновники, представители госкорпораций, судебной и правоохранительной систем, — неплохое место для обретения связей и для неформальных договоров. Более того, церковь в то же время служит некой идентификацией. Так что большинство чиновников, которые замешаны в этих делишках, по-настоящему верят, так как эта вера олицетворяет их положение и закрепляет возможности, помогая еще сколотить состояние. А возле чиновников в элитных храмах нередко можно встретить олигархов, а в прошлом представителей криминалитета. Бандитские группировки нередко помогали строить храмы[44]. Не только грехи прощают, но еще и позволяют заработать и наладить связи — просто идеально.

Олигарх, который не вливается в эту среду, теряет возможность дополнительно заработать. И Потанин, и Абрамович, а в прошлом и Бе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: