ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Буйский техникум железнодорожного транспорта»
СОГЛАСОВАНО:
зав. заочным отделением
_______ Чернявская Н.В.
от «___»___________2016 года
Методические рекомендации
для выполнения контрольного задания
по дисциплине «Информатика»
для студентов заочного отделения
Разработала: преподаватель
_____________ Попова Н.С.
Группа делится на 2 подгруппы по списку - в первую подгруппу входит первая половина группы, во вторую - вторая.
Смотрите внимательно расписание занятий!
ВНИМАНИЕ! Выполнение контрольной работы обязательно для допуска к дифференцированному зачету.
Реферат по теме контрольной работы (задание 1) нужно представить в распечатанном виде. По нему будет проходить собеседование с преподавателем, преподаватель должен видеть объём и содержание материала, по которому следует задавать вопросы.
Контрольная работа сдается подшитой в папку и содержит:
1. Распечатанный титульный лист (образец есть в методических указаниях)
2. Распечатанный реферат по заданию 1
3. Диск (CD или DVD) с презентацией и выполненным заданием 3.
Форма проведения дифференцированного зачета - тест. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету и критерии вывода оценки за дифференцированный зачет смотрите ниже.
Методические указания по выполнению контрольной работы
Общие рекомендации
По последним двум цифрам номера зачетной книжки выбрать из таблицы 1 номер варианта контрольной работы.
Контрольная работа содержит три задания. Задание 1 и задание 2 представляются преподавателю в электронном виде на CD или DVD (сохранять в формате MS Office 2007).
Задание 3 представляется в распечатанном виде. Для каждой задачи приводится формулировка условия (обязательно!), ход решения задачи и полученный результат.
Оформляется титульный лист контрольной работы с указанием ФИО студента, ФИО преподавателя, номера варианта и других атрибутов:
Департамент образования и науки Костромской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта» Контрольная работа по дисциплине «Информатика» на тему: «____» Студент: ____________ Группа: ____________ Преподаватель: _____________ Буй 2016 |
Титульный лист, результат выполнения задания 3 и диск с заданиями 1 и 2 вкладываются в папку и сдаются на проверку преподавателю.
Таблица 1
Две последние цифры номера зачетной книжки | Вариант | |||
Задание 1
Подготовить текстовый документ, содержащий материал по теме, которая выбирается из таблицы 2 в соответствии с номером варианта. Объем документа - 8-10 страниц.
Документ оформляется в текстовом процессоре Microsoft Word и сохраняется в формате Документ Word 2007 (*.doc). Документ оформляется с соблюдением следующих требований:
· шрифт: гарнитура - Times New Roman, размер - 14 пт, цвет – черный;
· абзац: отступ первой строки - 1,25, выравнивание – по ширине, междустрочный интервал – полуторный;
· параметры страницы: ориентация – книжная, поля – 2 см, переплет – 0 см, расстояние от края до колонтитула – 1,25 см, нумерация страниц – внизу страницы справа;
· верхний колонтитул: содержит текст следующего содержания «Контрольная работа по дисциплине «Информатика» студента Фамилия Имя Отчество»;
· текст начинается с формулировки темы, которая оформляется как заголовок: прописными буквами, жирным шрифтом, выравнивается по центру.
Таблица 2
Список тем для Задания 1
Номер варианта | Формулировка темы |
1. | Понятие информации. Свойства информации. Измерение информации |
2. | Представление числовых данных в памяти компьютера |
3. | Представление символьных данных в памяти компьютера |
4. | Представление графических данных в памяти компьютера |
5. | Процессор – устройство обработки информации |
6. | Память – устройство хранения информации |
7. | Классификация программных средств компьютера. Системные программные средства |
8. | Классификация программных средств компьютера. Инструментарий технологии программирования |
9. | Классификация программных средств компьютера. Прикладные программные средства |
10. | Операционные системы семейства Windows: файловая структура организации данных |
11. | Операционные системы семейства Windows: оконный интерфейс |
12. | Стандартные приложения Windows |
13. | Структура магнитного диска. Форматирование диска |
14. | Программы обслуживания магнитных дисков. Проверка и дефрагментация диска |
15. | Программные средства архивации информации |
16. | Программные средства создания текстовой документации |
17. | Электронные таблицы: назначение и возможности, интерфейс программы Microsoft Excel |
18. | Основы компьютерной графики: типы компьютерных изображений |
19. | Программные средства обработки растровых графических изображений |
20. | Программные средства обработки векторных графических изображений |
21. | Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов |
22. | Способы представления алгоритмов. Блок-схемы как средство представления алгоритмов |
23. | Понятие языка программирования. Типы языков программирования |
24. | Технология структурного программирования |
25. | Технология объектно-ориентированного программирования |
Задание 2
Подготовить электронную презентацию PowerPoint, представляющую в сокращенном виде материал по теме задания 1. Объем презентации – 10-15 слайдов. Оформление слайдов выбирается по желанию.
Задание 3
В соответствии с номером варианта выполнить задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую и представлению целых чисел в памяти компьютера. Примеры решения задач приводятся ниже в данных методических указаний.
Вариант 1
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 107 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1110101 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 5041 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -51 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 2
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 89 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 11011010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 352 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -38 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 3
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 41 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101011 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2601 из 8-ричной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -44 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 4
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 67 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1110111 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2D7 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -61 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 5
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 59 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1111010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 3E21 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -39 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 6
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 48 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101101 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 1621 из 8-ричной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -46 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 7
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 92 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1110101 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число A77 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -72 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 8
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 64 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 3735 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -48 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 9
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 71 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101001 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2E1 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -41 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 10
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 80 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1110011 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 8C3 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -63 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 11
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 56 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1011010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 461 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -52 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 12
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 74 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1001011 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2103 из 8-ричной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -55 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 13
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 65 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 10101111 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 1B26 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -71 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 14
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 75 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1111010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 3261 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -58 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 15
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 70 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101100 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2FA1 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -64 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 16
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 57 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1010011 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 506 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -73 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 17
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 60 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101000 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 4105 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -68 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 18
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 82 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1100001 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2124 из 8-ричной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -54 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 19
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 58 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1000111 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2EC9 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -65 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 20
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 77 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1000100 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 4350 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -75 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 21
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 61 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1001010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 620D из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -35 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 22
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 72 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1111011 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 77AE из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -78 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 23
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 79 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1100010 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 4020 из 8-ной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -36 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 24
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 61 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1101111 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2601 из 8-ричной системы счисления в 16-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -34 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Вариант 25
1. Перевести числа из одной системы счисления в другую:
a. число 90 из десятичной системы счисления в 2-ную;
b. число 1111001 из двоичной системы счисления в 10-ную;
c. число 2BC0 из 16-ной системы счисления в 8-ную.
2. Для целого десятичного отрицательного числа -47 записать дополнительный код числа в 1-байтовом представлении.
Примеры решения задач
Наибольшее распространение для представления чисел при их обработке на компьютере получили двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. В двоичной системесчисления для представления числа применяются две цифры: 0 и 1. В восьмеричной системе счисления применяются цифры от 0 до 7. Шестнадцатеричная системасчисления использует для представления чисел цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита – A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15). Запись первых 16 положительных чисел в этих системах счисления представлена в табл. 3.
Таблица 3
Представление чисел в различных системах счисления
Восьмеричная | Двоичная | Шестнадцатеричная | Двоичная | Шестнадцатеричная | Двоичная |
А (10) | |||||
B (11) | |||||
C (12) | |||||
D (13) | |||||
E (14) | |||||
F (15) |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую