Он относится к вокальной музыке, обозначает «пение без слов».
Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?
Да
Сегодняшний урок мы посвятим портрету скрипки в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века.
Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.
Почему Её голос часто сравнивают с человеческим?
Потому что Скрипка может петь, плакать, говорить…
Рассмотрим 3 Картины и определим к какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?
Внимательно посмотрите на первую иллюстрацию – это фрагмент из картины Франческо Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах»
К какому жанру можно ее отнести?
Портрет
Какую музыку можно представить глядя на играющего ангела?
Ангельскую, нежную, Мелодичную, светлую…
Также я предлагаю рассмотреть фрагмент из второй картины Яна Ван Эйка «Музицирующие ангелы»
Здесь чем отличается от предыдущей картины?
Здесь намного больше ангелов
А музыка какая звучит?
Более насыщенная, т.к. инструментов больше
А к какому жанру теперь будет еще относится, не просто портрет, а?
(жанровые сценки с музыкантами)
И последний фрагмент представлен перед нами Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист».
Мы видим что музыкант здесь играет один, его окружают неодушевленные предметы Это…
Растения, стол, футляр, окно…
Если в картине присутствуют растения и другие неодушевленные предметы, значит это какой жанр?
Натюрморт, а в данный момент натюрморт со скрипкой
Музыка здесь звучит более современная музыка верно?
Но мелодичность и нежность инструмента сохраняется?
Скрипка появилась
В Европе в конце 15 века
И.С. Бах
«Чакона»
18 век
величаво, взволновано, торжественно
-Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.
-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога)
-Главный принцып развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.
«чакона »: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения.
П.И. Чайковский «Мелодия»
19 век
мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано
дугообразные линии.
-Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.
-В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности.
-В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой.
-На протяжении всей пьесы - мажорный лад.
-«Мелодию» можно сравнить с картиной Жилинского «Альтист» Есть ли общие черты в музыке и живописном полотоне? Что различает эти два художественных образа?
А. Шнитке«Concerto grosso»
20 век
тревожный, напряженный, отчаянный
ломаные линии
«Concerto grosso №1» - большой концерт - произведение инструментального жанра.
Старинная это музыка или современная?
-Сравните это звучание с главной мелодии «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? (страстность, взволнованность, драматизм)
-Шнитке противопоставляет другой мир - злобный, враждебный. Звучание тембров скрипки воспринимается как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
Лучшие скрипки были созданы скрипичными мастерами Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери
А Знаете ли вы имена великих скрипачей?
Это Антонио Вивальди, Николо Паганини
Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.
(слайд 17)
Родился 27 октября 1782 г. в Генуе в семье мелкого торговца. Отец первый заметил в сыне способности к музыке и стал обучать его игре на скрипке и мандолине. Эти уроки стали для мальчика настоящей пыткой, так как Паганини-старший отличался необузданным характером, Никколо доставалось за малейшую ошибку, и любой другой на его месте возненавидел бы музыку. Тем не менее талант взял своё: в восемь лет Паганини написал первую сонату, а с девяти начал концертировать в Генуе.
С 16-летного возраста, освободившись наконец от опеки отца, он выступал самостоятельно с неизменным успехом как скрипач-виртуоз. Необыкновенный, доселе невиданный талант быстро сделал Паганини знаменитостью.
Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. Такие приёмы, как игра на одной (4-й) струне, техника двойных нот, разнообразные штрихи для создания колористических эффектов, — всё это он не только применял сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.
Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы.
Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А. Страдивари. Свой инструмент работы Гварнери он завещал родной Генуе, где скрипка хранится до сих пор.
Личность Паганини, его необыкновенные способности, считавшиеся «сверхчеловеческими», порождали многочисленные легенды о нём. Так, например, говорили, что свой талант он получил от дьявола в обмен на душу. Паганини не оспаривал эти домыслы и даже сам иногда подпитывал их, что прибавляло некий ореол таинственности к его громадной популярности величайшего скрипача.
Умер 27 мая 1840 г. в Ницце.(во Франции)
На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.
Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.
Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».
(«Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз,).
Давайте послушаем с вами фрагмент этого каприса:
Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах, очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.
Вопросы:
1. О каком величайшем мастере скрипичной игры вы узнали? Как его имя?
2. Что такое каприс?
3. Почему голос скрипки сравнивают с человеческим?