Пояснения к методическому разделу программы исследования.




КГБПОУ «Канский библиотечный колледж»

Заочное отделение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Прикладные исследования в области культуры»

для студентов-заочников 36Б, 37Б, 38Б, 39Б, 45Б групп

специальности Библиотековедение

На 2019 – 2020 уч. год

 

 

ЗАДАНИЕ

 

Организация и проведение прикладного исследования.

 

Методические рекомендации по организации и проведению

Прикладного исследования

 

Прикладное исследование выполняется студентами в рамках темы выпускной квалификационной работы.

Выполнение данной работы дает возможность студентам применить на практике знания, получаемые в курсе теоретической социологии, получить навыки самостоятельной постановки цели, разработки программы и инструментария прикладного исследования, сбора и анализа данных. Его выполнение является необходимым условием получения допуска к дифференцированному зачету по дисциплине.

Требования к прикладному исследованию:

 

1. Актуальность исследуемой социальной проблемы. Проблема должна быть интересна исследователям, и они знают, как можно использовать полученные результаты.

2. Обоснованность выбора методов сбора первичной информации и качество разработанного инструментария. Иногда студенты, проанкетировавшие сто человек, бывают обескуражены результатами, вернее отсутствием полезной информации в кипе заполненных анкет. Оказывается, не о том спрашивали…

3. Сбор фактических данных. Проведение анкетирования, наблюдения, контент-анализа и т.д.

4. Оформление письменного отчета.

5. Презентация результатов исследования.

Исследование организуется в три этапа:

1 этап – подготовительный, который включает разработку программы исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ А) и пилотаж инструментария (апробацию и усовершенствование исследовательского инструментария);

2 этап – основной (полевой) этап исследования подразумевает проведение исследования, это может быть распространение анкет и их сбор, проведение интервью, проведение наблюдения и т.д.

3 этап – завершающий. На этом исследователь занимается обработкой, анализом и обобщением информации, составляет отчет по результатам исследования.

Пояснения к методическому разделу программы исследования.

Программа - документ, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска. Разработка программы предваряет все другие процедуры и составляет их методологическую основу. Она содержит теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, методики сбора, и обработки и анализа информации.

Проблемная ситуация - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствие его функционирования потребностям дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: конфликтные ситуации, отличающиеся острым разногласием участников, трудности в реализации намеченных целей, в преодолении недостатков, в создании более оптимальных, эффективных форм и методов работы. Проблемная ситуация - исходный пункт работы.

Цель - модель ожидаемого конечного результата /решения проблемы/, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур. В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать прогнозы развития социального объекта, проекты, программы его совершенствования, отдельные практические рекомендации. Таким результатом могут быть алгоритмы типового решения достаточно изученных социальных проблем. Результаты прикладного исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели - одно из важных методологических требований к программе исследования.

Задачи - конкретные требования, предъявленные к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Специфика задач прикладного исследования состоит в формулировании задач прикладного социального действия. Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуется с гипотезами. Есть основные /общие/ задачи, ориентированные на решение центральной проблемы решения. Основные развертываются с помощью комплекса не основных задач, заданий и требований к этапам и процедурам исследования.

Объект - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Объектом может выступать: область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. Должен характеризоваться:

1. социальной (статусной) принадлежностью;

2. пространственной ограниченностью;

3. определенной временной ограниченностью;

4. возможностями количественного измерения.

Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Предмет исследования чаще всего имеет сложную структуру. Так, изучение социальных факторов текучести рабочих кадров на предприятии в качестве предмета исследования предполагает выяснение объективных и субъективных условий, мотив, ценностных ориентаций, демографических, профессионально- квалификационных групп работников предприятия.

Гипотеза - научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связи между ними, факторов, обуславливающих эти связи. Она является главным методологическим инструментом исследования.

Структура отчета

Объем отчета – до 10 стр. Отчет должен включать следующие разделы:

1. Цели и задачи исследования. Изложение целей и задач исследования. Формулировка проблемы. Актуальность проблемы исследования; цель и задачи исследования; объект и предмет исследования; рабочие гипотезы.

(Краткий обзор литературы по исследуемому вопросу - требование обязательное, значительно влияющее на общую оценку).

2. Основные идеи программы исследования. Определение основных понятий.

3. Сбор данных. Описание основных процедур сбора первичных данных (методики типа выборки). Описание разработанного инструментария (анкет, бланков, планов интервью...); рабочий план исследования.

4. Анализ данных. Изложение и анализ полученных данных по гипотезам (задачам или проблемам).

5. Основные выводы. Теоретические и практические выводы из исследования.

6. Заключение. Постановка вопросов для дальнейшего изучения, выдвижение новых гипотез, которые не могли быть проверены в данном исследовании.

7. Приложения: методики сбора первичных данных, сводные таблицы, основные статистические показатели по ведущим гипотезам (или задачам).

Список использованной литературы.

 

 

Критерии, предъявляемые к исследованию:

1. Данные должны быть собраны из реальной жизни, т.е. получены факты для изучения.

2. Исследование должно быть структурировано, т.е. его можно анализировать по составляющим, по группам фактов.

3. Различия в ответах на анкету, вопросах интервью, мнениях в фокус-группах и п.т. обосновываются с помощью теории.

4. На основе полученных данных проводится анализ социальных отношений, выявляется влияние различных факторов на объект исследования, строится прогноз.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: