Дымковская игрушка.
Этот промысел существует более 400 лет. Зародился он в вятской слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистунья», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
Мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.
Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
От лепки и до росписи идет никогда не повторяющийся творческий процесс.
Классические сюжеты дымковской игрушки - свистульки, барыни и кавалеры, индюки, олени. Современные мастерицы создают многофигурные композиции на исторические и сказочные темы.
|
Дворянская игрушка.
Родоначальницей таких игрушек является Нина Михайловна Колчина, проживающая в деревне Дворяне, недалеко от города Яранска, предки которой еще 300 лет назад занимались гончарным ремеслом. Это она на основе дымковской игрушки начала создавать свою. Только роспись у игрушек Нины Михайловны бело-голубая. И игрушки у нее в основном на библейскую тему.
Кружевоплетение.
Кто не слышал о вятском кружеве? Наряду с дымковской игрушкой это один из развитых народных промыслов Кировской области, он является её визитной карточкой. Центр этого промысла находится в городе Советске (бывшей слободе Кукарке Вятской губернии). По художественной значимости, сохранённым традициям и творческим находкам он занимает равное место с другими центрами кружевоплетения России - Вологдой, Ельцом, Михайловым.
Говорят, что знаменитое кукарское кружево появились благодаря Петру I. По преданию в начале ХVIII века один знатный россиянин, изучавший плотничье дело в Голландии, привёз оттуда знания и жену. Вскоре указом Петра I он был направлен строить корабли в Воронеж, но провинился и попал в немилость. Чтобы избежать казни, плотник бежал в вятские леса и обосновался в слободе Кукарке. Здесь он занимался плотничеством, а его жена-голландка плела диковинные кружева и стала обучать этому промыслу местных женщин.
На самом деле кружева на вятской земле плели и раньше. Это было крестьянское кружево, его плели из домашней пряжи самым простым рисунком и украшали таким образом полотенца, которые дарили на свадьбу молодожёнам. В середине ХIХ века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане.
|
Кукарские же кружева были особенными. Первое упоминание о них зафиксировано в 1849 году. Так благодаря истории с плотником кукарские кружева возникли и стали развиваться. К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объёму обогнало вологодское, и заработки кукорянок были выше, чем у вологжанок.
В результате в Кукарке открыли школу кружевниц. Это было больше ста лет назад. Преподавателями стали ученицы Мариинской школы из Петербурга. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии. Например, только в Кукарской волости в 1888 году работали две тысячи кружевниц. По заказам губернатора они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетёные платья (позже такие подарки, говорят, отправляли жене Владимира Ленина Надежде Крупской).
Новое явление заметили на Московской политехнической выставке 1872 года. Спустя десять лет на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве появились разнообразные кружевные изделия из Кукарки: воротнички, галстуки, рукавнички, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево. Плели, кстати, из льняной, а также из чёрной шёлковой нити, которую использовали для создания головных косынок. Из хлопчатобумажной нити плели тоже по желанию заказчика.
|
Купцы активно торговали вятским кружевом на ярмарках, его везли и вниз по Волге, и вверх по Каме. Знали кукарское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге. Через Дальний Восток оно шло в Японию, охотно покупали его также в Англии, Франции, Голландии, Швеции, США. Выйдя на международный рынок, кукарские кружева получали медали на выставках в Атланте, Париже, Брюсселе.
В советские годы кружевной промысел также был на подъёме. Изделия из Советска (бывшей Кукарки), где действовала уже целая артель кружевниц, пользовались спросом и в нашей стране, и за границей, участвовали в крупных выставках. Со временем артель стала фабрикой, а школа - училищем.
Для кукарских изделий было характерно сочетание изящества и строгости использования вятских способов переплетения. Одним из главных отличий вятского кружева считается разнообразие фоновых решёток в одной вещи, которые придают изделию особую нарядность, ажурность, красоту. Используя разные техники плетения, кружевницы создают интересные разработки растительного и цветочного орнаментов. Полёт фантазии мастериц поистине неудержим.
В 1990-е годы кружевную фабрику закрыли, но местные кружевницы сохранили традиции и продолжают радовать своеобразием декоративных решений. Плетут скатерти, салфетки, дорожки, занавеси, панно, а также одежду (жилеты, пелерины, блузки, юбки, шали, косынки, палантины, шляпы) и изделия для её украшения (воротники, вставки, галстуки и т.д.). В местном техникуме учат кружевоплетению.
Ряд кировских предприятий-производителей кружевных изделий поставляет свою продукцию во многие регионы России.
Капокорешковый промысел
На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева. Неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.
Кап, или нарост на дереве, – удивительный материал. Его называют лесным порфиром и деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Она красовалась на царских пирах рядом с золочёной и серебряной.
Кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще на берёзе. Он хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит.
В Вятской губернии был наиболее распространён берёзовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Родоначальником каповых дел на вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствовавших популярному тогда стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
В начале ХХ века более ста мастеров занимались этим промыслом, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе за границу – в Англию, Францию, Германию.
Со временем число вятских каповщиков росло, но это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Появились артели, а заодно и новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация. Эти произведения с успехом экспонировались на престижных выставках в Париже (1936) и Нью-Йорке (1937). В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена Гран-при. Позднее эта артель стала фабрикой.
Сегодня в регионе несколько предприятий специализируются на производстве каповых изделий. Ассортимент продукции широкий: шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов. Художественные изделия пользуются спросом как в Кировской области, так и за её пределами.
Резьба по дереву
Она встречается на элементах домов, мебели и церковных иконостасах в вятских храмах.
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в её основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом.
Ещё в 20-х годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Из простейших элементов мастера научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода.
Самыми распространёнными элементами украшения стали чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключённого в рамку контурной резьбы. Для обогащения художественного образа изделия мастера используют природные материалы - соломку, тиснёную бересту.
Сложная объёмная резьба встречается на элементах домов, вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
Самый ранний из дошедших до настоящего времени - иконостас Успенского собора Трифонова монастыря. Это выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII – начала ХVIII веков. Деревянный, золочёный, в пять ярусов иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».
Кстати, работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком.
На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.
Роспись по дереву
В ней часто встречается изображение дерева – символа энергии, жизни, радости.
На Вятке существовала своя, особая, роспись по дереву. Ею украшали предметы домашнего обихода – прялки, доски, сундуки, бураки и другую деревянную утварь.
Вятская роспись очень символична. Например, часто встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости. Круг олицетворяет солнце, изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников.
Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки различной толщины с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров.
С помощью линейки и циркуля мастера намечали на сундуке тонкими линиями композицию. На поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь одним из участвовавших в росписи цветов.
Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёной краской или голландской сажей под оковку, а затем печатали чеканами разные узоры.
Бурачный промысел
Берестяной бурак был идеальной посудой.
Берестяной бурак пользовался большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах. Сверху он закрывался крышкой и был идеальной посудой для долгого хранения молока или воды, сыпучих продуктов.
В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, жёлтый и зелёный тона. Использовались растительные мотивы (цветы, бутоны, листья), в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.
Изготавливали бураки двумя способами – выворотным и сшивным.
Процесс изготовления вятского выворотного бурака: «Весной – летом в самый сок выбираем прямую березу. Роняем дерево. Потом начинаем отпиливать с вершины, отмеряя размер бурачка на бревне. Убираем снизу кору на 4 см. Затем берем елушку (расколотый пополам ствол небольшой ели) с заточенной вершиной. Этим сочилом обходим по кругу сверху и снизу заготовленное бревно. Затем в руках давим и поворачиваем заготовку, и кора вся снимается. Получается сколотень (берестяной «чулок»). Их заготовляли сразу много. Сколотни закупали даже в деревнях у крестьян. Далее делали дно и крышку из крупнокомлистой сосны. Ручной пилой делили чурбачок на части по 20-25 см и откалывали ножом дощечки по 1,5 см. После чего их сушили под навесом и стругали рубанком до 1 см (12 – 15 мм).
«Замок» – низ бурачка делали также из бересты. Заготавливали заранее и другие материалы. Например, зимой припасали ивовые вички и сосновые корни длиной по 1,5 – 2 м, которые использовали для сшивания бурачка.
Когда всё было готово, начиналась сборка бурачка. Один сколотень вставляли в другой. У наружного сколотня делали шов по 3 см, внутренний сколотень был без шва. Конец сколотня опускали в горшок с кипятком и после распаривания загибали внутренней частью наружу, образуя бортик, так же выполнялся и низ бурака. Ручка (дужка) делалась из сосновой щепы, связывалась в нужной форме и сушилась. Затем вставлялись подготовленные дёнышко (дно) и крышка. Для плотности они изготавливались чуть больше нужного размера. После опускания бурака в кипяток донышко вставляли горизонтально, направляя сверху вниз. Также точно поступали с крышкой. После высыхания береста зажимала деревянные детали. Бурачок был готов».
Такой выворотный бурачок в силу свойств бересты не пропускал жидкость.
Токарный промысел
В Вятке изготовляли игрушки, посуду, ступицы для колёс, прялки, веретёна и многое другое.
Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства.
Главным сырьем для игрушечников в XIX веке была липа – из неё делали разъёмные игрушки: шары, яйца, чашки, матрёшки. Осину, берёзу, клён, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики.
Изготовляли токари и хлебные чашки, деревянные тарелки, ступицы для колёс, прялки, веретёна, балясины и другие изделия.
В одном только Вятском уезде в этом промысле были заняты порядка тысячи семей. А работа действительно требовала коллективного труда. Заготовку дерева вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.
Для производства токарного изделия требовалось осуществить несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер. Болванку долбили, затем выделывали форму изделия на станке.
Токарные станки мастера делали сами. Инструментами были топор, долото, стамеска. Первые станки были примитивными «с очепом» - длинным шестом, с помощью которого приводилась в движение рабочая часть станка. Станок, приводимый в движение с помощью махового колеса и ремня, был внедрён в Вятской губернии в 1860 – 1870-х годах. Токари работали вдвоём. Один приводил в движение станок, вращая маховое колесо, второй обтачивал в это время деревянные заготовки.
Мастеру, точившему различные изделия, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древесины. Занимались промыслом в специально построенных помещениях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраивали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до потолка сооружали нары для подсушивания древесины.
Выточенные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К политуре добавляли разные красители – фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тонким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала изделиям необыкновенный блеск.
Инкрустация соломкой
Она напоминает перламутровое свечение.
Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетёных изделий использовались на Вятке ещё в конце XIX века. Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебли, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложнился. Быстрота работы, несложность приёмов, отсутствие сложных инструментов способствовали быстрому развитию ремесла.
В начале 1960-х годов была популярна инкрустация шкатулок цветной соломкой. В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия кировских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.
Позднее цветную соломку заменили на неокрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Другим новшеством стало расширение форм резаной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Также была изменена и технология крепления соломенных узоров на дерево – вместо клея стали применять нитролак.
Сама же технология инкрустации такова: соломка тонко очищается, отбеливается или подпаливается – от жёлтого до коричневого цвета. Орнамент наносится на тонированное тёмное дерево.
Плетение из соломы
Вся цветовая гамма соломки насчитывает более 90 оттенков.
Ржаную соломку как поделочный материал стали применять на Вятке в XIX веке. Её используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.
Родиной промысла является Унинский район, где изделия из соломы плели уже не от случая к случаю и не только на собственные нужды, но и на продажу.
Ржаная соломка в зависимости от условий произрастания растения, времени её сбора и особенностей хранения приобретает тот или иной цвет. Если растение росло в тени, то его соломка красновато-фиолетового цвета. Соломка, перезимовавшая в стогу, становится коричневой. Мягкие и упругие ржаные стебли, срезанные в период молочно-восковой спелости зерна, имеют зеленоватый цвет. Вся цветовая гамма соломки насчитывает более 90 оттенков.
Кустари заготавливали соломку для промысла серпом перед массовой косовицей хлебов в июле – августе. Сжатый хлеб связывали в снопы и после 1 – 3-дневной просушки снопы аккуратно оббивали для удаления зерна. Со стеблей срезали колоски и листья. У соломки, идущей на изготовление плетешков, удаляли узлы, утолщения между коленами, сортировали по длине, толщине и цвету. Рассортированную соломку хранили в снопиках в сухом затенённом месте.
Соломку, собранную после обмолота зерна, применяли редко, так как она помята и после обработки становится ломкой и хрупкой. Вместе с тем у неё по-своему красивый золотой цвет, который давал дополнительные возможности мастеру. Обычно для получения равномерного золотистого цвета соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до 2 – 3 дней. При необходимости соломку отбеливали, окрашивали, прессовали, потом изготавливали плетешки, из которых и «собирали» готовое изделие.
В XX веке началась история плетёных из ржаной соломки шкатулок. Родиной их стал Оричевский район. В 1960 году было решено качественно изменить технологию производства. Полуфабрикат каркаса шкатулок стали делать в деревообрабатывающем цехе в Кирове, соломку теперь перестали красить и только отбеливали перекисью водорода с нашатырём, обклеенную бумагу заменили на однотонную, выявив, таким образом, естественную природную красоту материала – тёплый золотистый цвет. Изделия стали пользоваться широким спросом.
Плетение из лозы
Вятские кустари переняли европейскую моду.
Плетение из ивового прута как ремесло появилось в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель.
На новую моду быстро отреагировали и вятские кустари, благо сырья у них было в изобилии и уже существовали свои традиции плетения из природных материалов.
Мастера плели ручные корзины и короба для переноски угля, жита, снега, тару для развоза пива и водки, делали рыболовные морды (верши). На высоком уровне было развито производство плетёных кузовов для саней, тарантасов и экипажей. На вятских базарах горожане с удовольствием раскупали удобные кресла, стулья, санки, тележки для детей, дорожные корзины, корзины для белья и цветов, мелкую посуду, разнообразные ширмы. А в конце XIX века начало развиваться производство мебели из белых ивовых прутьев.
Со временем в Вятской губернии открыли несколько корзиночных мастерских. В 1909 году на международной выставке в Казани изделия Вятской корзиночной (плетюшечной) мастерской были отмечены Большой серебряной медалью.
После октябрьской революции. с началом гражданской войны настали сложные времена и для ремесленников. Промысел в массе своей постепенно утрачивался. Однако на крестьянских дворах умельцы продолжали плести для себя корзины, верши, иногда и мебель.
Сохранением традиций лозоплетения занимались в немногочисленных артелях. Сегодня их продолжает ряд предприятий Кировской области.
Плетение из бересты
Бытовал старинный промысел – выделка тонких и толстых тростей для горожан.
Верхний слой берёзовой коры — это прочный и красивый материал для плетения. Поначалу вятские кустари делали из бересты только простые бураки да трости. В конце XIX века начали изготавливатьи другие изделия.
На здоровых взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, смолится, не промокает, оставаясь в воде и в земле, долго не загнивает. Эти свойства бересты и обуславливают её широкое применение.
Для работы из бересты требуется несложное оборудование – ножи, иглы, болванки. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. Раньше пластины бересты смазывали постным маслом и укладывали горизонтально. Потом чистили, разделяли на слои, резали на полоски. Существуют три способа плетения: косое (применяется при выделке вещей с углами, например, чемоданов, шкатулок, коробочек), прямое (при изготовлении цилиндрических изделий) и узорное (при создании орнаментов).
Так в умелых руках мастеров появлялись босяки, плетёнки и короба для хранения муки и крупы, солонки, набирушки, пестерни. Для горожан в начале ХХ века выплетали сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод, портфели для бумаг, ящики для перчаток, различные рамки, карманные портсигары.
Бытовал на Вятке и старинный берестяной промысел – выделка тонких и толстых тростей для горожан. Трость собиралась из берестяных кружочков, плотно надетых на стальной стержень. На верхнем конце закреплялась резная деревянная ручка в виде коня или львиной морды.
С приходом в сельскую местность потока промышленных бытовых товаров берестяное производство оказалось заброшенным, казалось даже, что промысел и вовсе утрачен. Но в конце ХХ века на волне интереса к истории русского народа и его быту плетение из бересты как промысел стало возрождаться. Сейчас изделия из бересты плетут на нескольких кировских предприятиях.
Плетение из соснового корня
В крестьянских хозяйствах часто встречались изделия, сохранившиеся от дедов и прадедов.
Этот самобытный вятский промысел известен с конца XIX века. Центром его стало село Бобино с примыкавшими к нему селениями. Причиной тому послужили наличие необходимого материала в Бобинском бору и близость центра сбыта – города Вятки. На других территориях Вятского края промысел развития не получил.
Плели дорожные корзины (круглые и овальные, с замками и ремнями) с камышовой отделкой, корзины с металлическими шарнирами и петлями (базарницы, клубочницы, сухарницы), дорожные погребцы с прибором.
Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов давали возможность вести работы в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материалами для производства служили сосновые и еловые корни, которые заготавливали сами кустари.
Хорошим корнем считается такой, который при очистке получается длинным, тонким, ровным по всей длине и гибким, как бумажный шнур. Добытый корень сначала очищали от коры, расщепляли на 2 – 4 части. Затем эти широкие и узкие «ленты» замачивали и приступали к плетению.
Плетёные корневые изделия вятских кустарей отличались прочностью. С годами они не теряли своего вида, лишь слегка темнели, приобретая приятный охристо-коричневый оттенок. Крепость и долговечность материала объясняются наличием в корнях сосны смолы, способной отталкивать воду, в результате чего изделия не поддаются гниению. Поэтому неудивительно, что в крестьянских хозяйствах часто встречались изделия, сохранившиеся от дедов и прадедов.
Плетение из лыка
Лапти - отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков.
В вятском крае лыко издавна использовали для плетения лаптей. Самыми прочными считались те, что изготовлены из липы.
Снимали лыко с дерева специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).
Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в тёплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы лапоть был удобным и не имел искривлений на бок. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые верёвки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подмётку (подковырку).
В наши дни лапти – отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый интерес к старинной русской обуви проявляют участники фольклорных коллективов и те, кто занимается реконструкцией старинного быта.
Гончарство
Основным материалом для изготовления изделий служила местная красная глина.
Выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение гончарного круга на Руси, приходится на IX век – эпоху становления и развития городов.
Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием: небольшие горшки и чаши. Порождением быстро вращающегося круга можно считать появление линейного и ленточного орнаментов. Свою посуду вятские мастера клеймили – это свидетельствует о переходе гончаров к мелкотоварному производству.
Деревенская керамика ХIX – ХХ веков почти полностью сохранила характерные черты гончарства ХIV – ХV веков. По составу глиняного теста и по различиям в форме посуда достаточно чётко разделяется на территориальные группы.
Наиболее распространёнными являются горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, сделанные из глины с примесью песка, хорошо обжаренные. Они распространены по территориям, примыкающим к Средней Волге. В северо-западной части Кировской области, соседствующей с Вологодской и Архангельской областями, преобладает посуда открытых чашевидных форм (коллекция Лальского краеведческого музея). До начала ХХ века в северо-восточной части Афанасьевского района сохранилась древняя технология изготовления посуды ленточным налепом.
Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми. Гончары делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молока и сметаны, корчаги для смолы, миски, плошки, тарелки, мерники, рукомойники. Основным материалом для их изготовления служила местная красная глина.
Изделия вятских мастеров по особенностям обработки внешней поверхности подразделяют на чёрные, обварные, муравленые и глазурованные.
Наибольшим спросом у населения пользовалась лаковая посуда. Эффект лаковой поверхности достигался двумя способами – глазурованием и муравлением.
Для получения глазурованной посуды разного цвета мастер использовал металлические порошки и опилки: для красного цвета – свинец и медную окалину, для белого – свинец на белой глиняной поверхности, для зелёного – медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем поверхность изделий перед обжигом.
Для получения так называемой муравленой (блестящей) посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в «обвар», то есть разболтанную в воде прокисшую ржаную муку с добавлением мела или пивных дрожжей. Запёкшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд.
И, наконец, чёрная (задымлённая) поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени.
Сама же технология изготовления гончарной посуды состояла из нескольких этапов. Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Красную глину заготавливали сами, а белую для декора покупали. Глину перебирали и удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем на гончарном круге изготавливали и декорировали изделия, а после сушили и обжигали или в русской печи в избе, или в горне – специальной печи на улице.
При изготовлении посуды использовали разные варианты украшения, которые повышали стоимость изделий при продаже.
Ткачество
Тканьём занимались в каждом крестьянском дворе.
Северные и центральные территории Вятской губернии обладали благоприятными условиями для выращивания и переработки льна, и в конце ХIХ – начале ХХ веков крестьянские семьи активно использовали его для своих нужд.
Технология обработки льна в деревенском хозяйстве не менялась веками. Сначала лён вместе с корнями выдёргивали из земли, то есть «теребили». Такой способ позволял сохранить естественную длину волокна. Затем лён очесывали, с него удаляли семенные коробочки и подвергали стебли первичной обработке, в процессе которой выделяли волокно. Далее лён расчёсывали, пряли льняную пряжу и ткали полотно.
Из чёсаного льна делали более тонкую, лучшую по качеству льняную пряжу, из которой в дальнейшем изготавливали бельевые полотна, простыни, полотенца, скатерти, ткани для одежды, брезенты, парусины, шнуры, обувные нитки и другие изделия. Из очёса (короткого волокна) и луба получалась более грубая, оческовая пряжа, из неё ткали более грубые ткани – холсты, мешковину.
До середины XIX века ткачество на Вятке было занятием семейным. Девочек учили женской работе с пяти-шести лет. В качестве основного материала использовали лён и шерсть собственной выработки, позднее – покупные хлопчатобумажные нити. Холсты ткали с помощью ткацкого стана. Обычно он хранился в разобранном виде в каком-нибудь хозяйственном помещении. Перед тем, как приступить к производству ткани, его заносили в избу по деталям и собирали. Готовили нити для утка, навивали основу, заправляли стан.
На Вятке история развития ручного ткачества на горизонтальном стане берёт начало в раннем средневековье. До середины XIX века ручное ткачество составляло одну из сторон жизни крестьянского хозяйства.
Были характерные особенности, которые отличали тканые изделия вятских мастериц от изделий жителей других регионов: раппорт клетки, ремизные узоры, мотивы рисунков браного ткачества. Изготавливали простое полотно (холст), пестрядь или «серапинку» (клетчатые ткани), были также распространены многоремизное и браное ткачество, тканьё половиков.
Ручное узорно-ремизное ткачество было широко распространено в Вятской губернии. Тканьём занимались в каждом крестьянском дворе. Из льна, шерсти, хлопка хозяйки ткали повседневную и праздничную одежду, половики, полотенца, скатерти, покрывала. Ткали и для себя, и на продажу.
Постепенно ручное ткачество стало промыслом малой доходности, сильно уступая фабричному производству. В XX веке в крестьянском хозяйстве ткаными вручную на стане оставались разве что половики. И всё же ручное узорно-ремизного ткачество не утрачено. Редкие увлечённые специалисты сумели сохранить промысел таким, каким он существовал веками.
Вышивальный промысел
Вятская вышивка всегда отличалась большим разнообразием технических приёмов.
С давних времён Вятка была известна как один из центров вышивки. Богатые традиции сделали возможным превращение этого старинного женского занятия в промысел.