Предмет и методы психологии развития




Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития. Проблема детерминант психического развития ребенка. Проблема детерминант психического развития ребенка.

Предмет и методы психологии развития

Возрастная психология — отрасль психологической науки, предметом изучения которой является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных культур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Как известно, психология связана с разнообразными областями науки и культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальном исследовании динамики становления психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием.

Уровень развития теории определяет возможные методы исследования. Из истории развития возрастной психологии видно, что в зависимости от уровня ее развития, от теорий, господствующих на определенном этапе, зависит и выбор стратегии исследования.

Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали основными методами психологии развития. Уже тогда исследователи пытались понять и определить движущие силы развития, но для решения этой задачи не было объективных возможностей. Как правило, длительное систематическое наблюдение за ребенком производят близкие ему люди (родители или те, у кого хороший эмоциональный контакт с ним), что позволяло получить более достоверную и полную информацию. Однако не было единой техники наблюдения, потому дневники часто не просто констатировали сам факт, а содержали отношение к нему — субъективную оценку.

Тем не менее, психология накопила довольно много материала, который можно было систематизировать; выделить этапы и стадии закономерности этого развития, и, конечно, попытаться понять причину развития с тем, чтобы потом выявить основные тенденции.

Следующим шагом в исследовании развития стало использование стратегии естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволял установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Обе эти стратегии широко используются в возрастной психологии и в настоящее время. Заметим, что изучение явлений с помощью этих методов происходит пассивно, поскольку они не оказывают воздействия на процесс развития, т.е. данные методы описывают только само «явление», внешние симптомы развития, а не причины, его вызывающие.

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Метод продольных срезов (лонгитюдный методизучает особенности развития одного человека в течение длительного времени. Данный метод позволяет получить более дифференцированную «кривую развития» изучаемого феномена. Однако он является очень трудоемким, а полученные данные не могут интерпретироваться как общие для всех людей, кроме того он не объясняет механизмов психических явлений.

Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследовании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объективные значения.

Следующим шагом в развитии стратегии исследования явилось появление тестов. В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Метод тестов широко применяется в психологии, но в этих исследованиях всегда представлены усредненные данные, общие для популяции этого возраста. Метод поперечных срезов дает информацию о средних значениях и нормах, но не учитывает индивидуальные особенности детей. Развитие выглядит как равномерная линия, где скрыты все качественные преобразования.

На вопрос о том, как же происходит развитие, позволяет дать ответ метод формирующего эксперимента, предложенный Л.С. Выготским и названный им экспериментально-генетическим методом. В свое время он был использован при изучении формирования когнитивной сферы. Формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых всегда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Стратегия формирования психических процессов интенсивно разрабатывается в настоящее время. Она основана на активном вмешательстве в процесс развития, на построении процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психического процесса приводит к намеченному результату, можно судить о его причине.

Особый способ получения информации о психическом развитии — близнецовый метод. Сущность его — сопоставление в условиях эксперимента психического развития однояйцевых близнецов. Это позволяет, принимая во внимание идентичность их наследственного фонда, вычленить влияние целого ряда факторов среды и воспитательного воздействия.

Методы, используемые в генетических исследованиях (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качества.

К числу наиболее значимых проблем, которыми занимается возрастная психология, относятся:

· научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

· научное прогнозирование развития;

· обоснование роли и значения каждого предыдущего этапа развития для последующего.

Возрастная эволюция психики имеет определенную специфику, которая заключается в следующих ее особенностях:

· возрастная динамика различных форм психики отличается разной интенсивностью и играет разные роли в психическом развитии на каждом этапе человеческой жизни;

· возрастные особенности проявления психических функций взаимосвязаны с индивидуальными особенностями развития каждого конкретного человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную изменчивость с точки зрения нескольких аспектов:

1. Онтологический аспект (закономерности соотношения биологического и социального в понимании возрастных изменений человека).

2. Хронологический аспект (характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека; возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность, направленность (вектор) изменений психических явлений на разных этапах развития. Этот подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики.

3. Структурно-динамический аспект позволяет оценить закономерности качественных преобразований, определить, каким образом на разных этапах осуществляется преемственность и преобразование психических структур (явлений).

4. Каузальный аспект рассматривает проблему детерминации (определяет развитие движущих сил и условий эволюции человека, рассматривая внешние и внутренние факторы).

Разделы возрастной психологии:

· Детская психология

· Юношеская психология

· Психология взрослого человека

· Геронтопсихология

Теория и практика всегда связаны. Практические аспекты диктуют свои требования к теоретическим разработкам. Новое в теории оказывает влияние на практику. Интерес к проблеме психического развития продиктован многими причинами, среди которых:

· связанные с обучением и педагогической деятельностью: (раннее обучение; дифференцированное обучение; профотбор);

· связанные с производством (трудом): (творческий потенциал, работоспособность человека на протяжении его сознательной жизни);

· связанные с практической работой в сфере общения;

· связанные с клинической диагностикой в целях профилактики, лечения, трудовой экспертизы;

· связанные с акселерацией и профилактикой старения, отодвиганием границ геронтогенеза на более поздние сроки.

Выделяют 3 группы задач, решаемых возрастной психологией:

1. Научно-исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и фактов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни.

2. Диагностические задачи заключаются в распознавании и оценке степени зрелости индивидных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека, что позволяет оценивать отклонения в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности.

3. Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение причин, их вызывающих. Осуществляются путем психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций и т.п., и зависят от готовности самих лиц, нуждающихся в помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: