Средства обучения в Египте: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус.




Материалы для подготовки к тестированию по разделу «История педагогики и образования»

История педагогики и образования как область научного знания.

1. История педагогики и образования – это наука, изучающая историческое развитие педагогического знания и практики образования.

2. История педагогики и образования является научной отраслью педагогики.

3. Современный научный подход к истории педагогики и образования –цивилизационный.

5. Предмет истории педагогики и образования как науки – всемирный историко-педагогический процесс.

6. Всемирный историко-педагогический процесс является частью историко-культурного процесса.

7. Функция истории педагогики, позволяющая интерпретировать значимость историко-педагогических фактов, событий, явлений, – объяснительно-оценочная.

8. Историко-педагогическое исследование базируется на изучении историко-педагогических источников.

9. Наиболее важную и многочисленную группу историко-педагогических источников составляют письменные.

10. Первые работы историко-педагогического характера появились в конце XVII века во) Франции.

11. Крупнейший российский учёный XIX века в области истории педагогики, автор первого фундаментального труда «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней» – Л.Н. Модзалевский.

 

Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире.

Концепции генезиса воспитания.

· Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.

· Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).

· Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:

- наличием социальной формы движения материи,

-самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,

- состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,

- системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.

 

· Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад.

· «дома молодежи» - прообразов первых школ;

· инициации – процедура посвящения во взрослые.

 

1. Специфическими особенностями первобытного воспитания являлись

коллективное начало;

полововозрастная дифференциация;

передача жизненного опыта;

2. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождения воспитания объясняют

инстинктивной заботой родителей о своём потомстве;

бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;

объективным характером приспособления детей к жизни;

 

3. Школа в условиях древнейших цивилизаций Востока стала главным центром обучения и воспитания в связи с…

неспособностью семьи дать детям необходимый объём образовательной подготовки;

возникновением письменности;

необходимостью управления процессом образования со стороны государства;

 

4. Первые школы в странах Древнего Востока возникли…

при храмах;

при царских дворцах;

в семьях писцов.

 

5. Соответствие между древними государствами и представителями педагогических профессий:

Древняя Греция –дидаскл;

Древняя Индия – гуру;

Древний Египет- жрец;
Древний Рим - учитель

 

Средства обучения в Египте: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус.

7. Средства обучения в Китае: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.

 

В целом, для воспитания и школьного образования в государствах Древнего Востока было характерно:

1. соответствие социальной дифференциации общества;

2 практическая ориентированность;

3.относительная самостоятельность школ, их развитие в процессе эволюции общества и влияние на этот процесс;

4.основанность на традициях патриархального семейного воспитания и, одновременно, ремесленного ученичества;

5. обучение преимущественно мальчиков.

6. престижность школы писцов;

7.сочетание общего образования с основами профессиональной подготовки;

8. приобщение к религиозным нормам и философско-религиозным учениям;

9. организация процесса обучения путем устного сообщения знаний, повторения, заучивания, комментирования текстов, беседы.; использование таких приемов воспитания как пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.

 

8. Характерными чертами афинской системы воспитания являлись…

всестороннее развитие личности;

домашнее воспитание девочек;

наличие частных и общественных учебных заведений.

Школы Греции

· Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование (.С 7 до16 лет): шк. Грамматиста и кифариста.

· Абака - доска для упражнений в счете служила доска.

· Палестры- школы физической подготовки (С 12 до16).

· Гимнасии - школы повышенного типа: (для обеспеченных):

Академия Платона; Ликей Аристотеля; Кинасар г Антисфена.

· Эфебия – школа военно-физической подготовки (18 до 20 лет)

· Агеллы –(С 7-18 лет) - государственные школы Спарты.

· Средства обучения в Греции: церы (дощечки, покрытые воском), абак- счеты

Школы Рима

Государственное школьное образование из 3-х последовательных ступеней:

· 1) начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет);

· 2) основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков, дающая углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география, физика, астрономия;

· 3) старшая школа (16-20 лет), где наряду с общеобразовательными предметами изучали право, философию и в последние годы обучения - ораторское искусство (школа ритора).

 

Педагогическая мысль античности

Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:

· - приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед (Сократ);

· - приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием; (Платон)

· - соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека; (Аристотель)

· - ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания; (Аристотель)

· - единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души; (все)

· - основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.(все)

· - идея трудового воспитания (Демокрит)

9. Древнегреческие мыслители, внёсшие существенный вклад в разработку проблем воспитания и образования –

Платон.

Аристотель;

Сократ.

 

10. Основные типы школ античной цивилизации – это…

мусические; (Греция,Афины)

школы риторов; (Италия,Рим)

гимнасии.(Греция,Афины)

 

11. Соответствие между древними школами и целями их деятельности:

Эдуббы в Междуречье – подготовка писцов;

Школа жрецов в Египте, школа Вед в Индии – подготовка жрецов;

Палестры в Афинах – физическая подготовка будущих воинов;

Тривиальные школы в Древнем Риме – получение элементарного образования;

Риторские школы в Древнем Риме – подготовка ораторов.

 

12. Соответствие между древними школами и государствами:

Эдуббы – Междуречье;

Дидаскалейон – Афины (Греция);

Агеллы – Спарта (Греция);

Дворцовые школы - Египет

 

13 Наиболее значимые педагогические идеи, высказанные и обоснованные философами античного мира, – …

природосообразность воспитания;

нравственное самосовершенствование на основе самопознания;

всестороннее развитие личности;

 

14. Среди перечисленных выберите представителей педагогической мысли Древнего Рима…

Катон Старший;

Квинтилиан

Цицерон;

 

15. Характерные черты метода обучения, предложенного Сократом, – …

беседа учителя с учеником;

возбуждение у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме;

упорядочение достигнутого в беседе знания;

16. Авторские школы, являющиеся разновидностями афинских гимнасий (V-IV вв. до н.э.):…

академия; (Платон)

ликей; (Аристотель)

киносарг. (Антисфен)

 

17.. Соответствие между философами и вкладом, внесенным в развитие просвещения:

Сократ – методика диалога с учеником как способ нахождения истины;

Платон – создал Академию;

Цицерон – разработал систему подготовки ораторов.

Конфуций – создал первую школу в Китае.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: