Материалы для подготовки к тестированию по разделу «История педагогики и образования»
История педагогики и образования как область научного знания.
1. История педагогики и образования – это наука, изучающая историческое развитие педагогического знания и практики образования.
2. История педагогики и образования является научной отраслью педагогики.
3. Современный научный подход к истории педагогики и образования –цивилизационный.
5. Предмет истории педагогики и образования как науки – всемирный историко-педагогический процесс.
6. Всемирный историко-педагогический процесс является частью историко-культурного процесса.
7. Функция истории педагогики, позволяющая интерпретировать значимость историко-педагогических фактов, событий, явлений, – объяснительно-оценочная.
8. Историко-педагогическое исследование базируется на изучении историко-педагогических источников.
9. Наиболее важную и многочисленную группу историко-педагогических источников составляют письменные.
10. Первые работы историко-педагогического характера появились в конце XVII века во) Франции.
11. Крупнейший российский учёный XIX века в области истории педагогики, автор первого фундаментального труда «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней» – Л.Н. Модзалевский.
Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире.
Концепции генезиса воспитания.
· Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.
|
· Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).
· Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:
- наличием социальной формы движения материи,
-самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,
- состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,
- системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.
· Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад.
· «дома молодежи» - прообразов первых школ;
· инициации – процедура посвящения во взрослые.
1. Специфическими особенностями первобытного воспитания являлись
коллективное начало;
полововозрастная дифференциация;
передача жизненного опыта;
2. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождения воспитания объясняют
инстинктивной заботой родителей о своём потомстве;
бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;
объективным характером приспособления детей к жизни;
3. Школа в условиях древнейших цивилизаций Востока стала главным центром обучения и воспитания в связи с…
|
неспособностью семьи дать детям необходимый объём образовательной подготовки;
возникновением письменности;
необходимостью управления процессом образования со стороны государства;
4. Первые школы в странах Древнего Востока возникли…
при храмах;
при царских дворцах;
в семьях писцов.
5. Соответствие между древними государствами и представителями педагогических профессий:
Древняя Греция –дидаскл;
Древняя Индия – гуру;
Древний Египет- жрец;
Древний Рим - учитель
Средства обучения в Египте: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус.
7. Средства обучения в Китае: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.
В целом, для воспитания и школьного образования в государствах Древнего Востока было характерно:
1. соответствие социальной дифференциации общества;
2 практическая ориентированность;
3.относительная самостоятельность школ, их развитие в процессе эволюции общества и влияние на этот процесс;
4.основанность на традициях патриархального семейного воспитания и, одновременно, ремесленного ученичества;
5. обучение преимущественно мальчиков.
6. престижность школы писцов;
7.сочетание общего образования с основами профессиональной подготовки;
8. приобщение к религиозным нормам и философско-религиозным учениям;
9. организация процесса обучения путем устного сообщения знаний, повторения, заучивания, комментирования текстов, беседы.; использование таких приемов воспитания как пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.
|
8. Характерными чертами афинской системы воспитания являлись…
всестороннее развитие личности;
домашнее воспитание девочек;
наличие частных и общественных учебных заведений.
Школы Греции
· Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование (.С 7 до16 лет): шк. Грамматиста и кифариста.
· Абака - доска для упражнений в счете служила доска.
· Палестры- школы физической подготовки (С 12 до16).
· Гимнасии - школы повышенного типа: (для обеспеченных):
Академия Платона; Ликей Аристотеля; Кинасар г Антисфена.
· Эфебия – школа военно-физической подготовки (18 до 20 лет)
· Агеллы –(С 7-18 лет) - государственные школы Спарты.
· Средства обучения в Греции: церы (дощечки, покрытые воском), абак- счеты
Школы Рима
Государственное школьное образование из 3-х последовательных ступеней:
· 1) начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет);
· 2) основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков, дающая углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география, физика, астрономия;
· 3) старшая школа (16-20 лет), где наряду с общеобразовательными предметами изучали право, философию и в последние годы обучения - ораторское искусство (школа ритора).
Педагогическая мысль античности
Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:
· - приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед (Сократ);
· - приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием; (Платон)
· - соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека; (Аристотель)
· - ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания; (Аристотель)
· - единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души; (все)
· - основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.(все)
· - идея трудового воспитания (Демокрит)
9. Древнегреческие мыслители, внёсшие существенный вклад в разработку проблем воспитания и образования –
Платон.
Аристотель;
Сократ.
10. Основные типы школ античной цивилизации – это…
мусические; (Греция,Афины)
школы риторов; (Италия,Рим)
гимнасии.(Греция,Афины)
11. Соответствие между древними школами и целями их деятельности:
Эдуббы в Междуречье – подготовка писцов;
Школа жрецов в Египте, школа Вед в Индии – подготовка жрецов;
Палестры в Афинах – физическая подготовка будущих воинов;
Тривиальные школы в Древнем Риме – получение элементарного образования;
Риторские школы в Древнем Риме – подготовка ораторов.
12. Соответствие между древними школами и государствами:
Эдуббы – Междуречье;
Дидаскалейон – Афины (Греция);
Агеллы – Спарта (Греция);
Дворцовые школы - Египет
13 Наиболее значимые педагогические идеи, высказанные и обоснованные философами античного мира, – …
природосообразность воспитания;
нравственное самосовершенствование на основе самопознания;
всестороннее развитие личности;
14. Среди перечисленных выберите представителей педагогической мысли Древнего Рима…
Катон Старший;
Квинтилиан
Цицерон;
15. Характерные черты метода обучения, предложенного Сократом, – …
беседа учителя с учеником;
возбуждение у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме;
упорядочение достигнутого в беседе знания;
16. Авторские школы, являющиеся разновидностями афинских гимнасий (V-IV вв. до н.э.):…
академия; (Платон)
ликей; (Аристотель)
киносарг. (Антисфен)
17.. Соответствие между философами и вкладом, внесенным в развитие просвещения:
Сократ – методика диалога с учеником как способ нахождения истины;
Платон – создал Академию;
Цицерон – разработал систему подготовки ораторов.
Конфуций – создал первую школу в Китае.