Глава 1. Политика «взаимного сдерживания» в советско – американских отношениях в начале 70 годов




Содержание.

Введение.

Глава 1. Политика «взаимного сдерживания» в советско – американских отношениях в начале 70 годов

Глава 2. Кризис разрядки и возобновление советско-американской конфронтации во второй половине 70 годов.
Глава 3. Соперничество и сотрудничество СССР и США в конце 70 годов.

Заключение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение

После Карибского кризиса мир вступил в новый этап. Обе стороны вполне отчетливо осознали взаимную уязвимость блоков. Постепенно приходило понимание невозможности использования ядерного оружия в мировой войне, что в ней не может быть победителя. Поэтому основным содержанием начавшегося этапа стало последовательное выравнивание уровня ядерного потенциала между НАТО и ОВД, складывание стратегического равенства СССР и США. Принято считать, что достижение паритета составляло суть процесса «разрядки международной напряженности». Вместе с тем важно оценивать это явление во всей полноте исторического контекста. «Разрядка» - явление гораздо более многоплановое, охватившее не только военно-стратегическую область, но и весь комплекс отношений США и СССР от охраны окружающей среды до культурных связей и внешней торговли, породившее новый климат в международных отношениях. Достижением «разрядки» стали благоприятные советско-американские отношения, впервые после войны вышедшие за рамки сугубо дипломатических контактов.

К концу 1960-х — началу 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Конфронтационная стабильность в международных отношениях выражалась в активизации диалога между СССР и США, сближении их позиций по проблемам контроля над вооружениями и международной политики.

Странам пришлось пройти через ряд серьезных проблем и кризисов, но ядерная война не была допущена. Важно, что между Москвой и Вашингтоном сформировалось определенное взаимопонимание и взаимодействие по контролю над критически опасными международными ситуациями, которые могли бы привести к вооруженным конфликтам между СССР и США. Данный период советско-американский отношений заложил начало процесса переговоров по контролю над гонкой вооружений. Большое значение имеют заключенные договоры и соглашения по ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО и др.

Окончание холодной войны и биполярного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов послужило началом для кардинальных изменений всего мироустройства. Целый ряд идущих сегодня глобальных процессов можно расценить как свидетельство того, что современная международная система имеет переходный характер.

Актуальность данной темы состоит в том, что с 1953 г. начинается особый исторический этап в отношениях двух ведущих стран того времени. В СССР начали происходить важные политические сдвиги, давшие мощный импульс не только демократическому обновлению общества, но и изменению политического климата между непримиримыми противниками. Вместе с тем, помимо инициатив, направленных на сближение с Западом, советским руководством в 1950-е гг. предпринимаются шаги, встреченные внешнеполитическими партнёрами крайне негативно. Несмотря на ряд острейших кризисов, в 1960-е гг. стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость. В 1970-х гг. на международной арене возник целый ряд новых явлений, давших начало процессу улучшения отношений сверхдержав. Процесс разрядки открыл путь к реальному утверждению в международных отношениях принципов мирного сосуществования государств с противоположным социально-экономическим строем, к избавлению человечества от угрозы нового военного конфликта. С данным периодом связаны кардинальные изменения международной обстановки. Происходит выстраивание новой архитектуры европейской безопасности, продолжающее и сегодня оказывать серьезное воздействие не только на взаимоотношения США и России, но и на политический климат в мире в целом. И современное общество все глубже осознает проблемы обеспечения безопасности в мире, как одни из наиболее важных проблем своего существования.

Цель состоит в том, чтобы изучить значение политики разрядки международной напряженности для Соединенных Штатов и Советского Союза в условиях холодной войны в 1970-е гг. В тот период в целом было заключено немало соглашений по разным аспектам двусторонних отношений. Многолетняя работа дипломатии обеих сторон позволила создать базу советско-американских международных отношений, которая помогла не только сохранить мир, но и поднять его на более высокую ступень взаимопонимания.

Известно, что проблема межгосударственных взаимоотношений включает в себя большое число исследовательских аспектов: изучение истории становления взаимоотношений между государствами, сферы и характера контактов, факторов, влияющих на динамику и направления развития отношений.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты и исторические предпосылки разрядки международной напряженности

- проанализировать разрядку как явление в международных отношениях

- провести комплексный анализ становления и развития разрядки

- выявить противоречия разрядки и причины ее кризиса

Степень изученности проблемы.

К первой группе относятся общие работы. Важными при написании данной работы стали труды Аггеевой И.А.[1], Гартхоффа Л.[2], Гордиенко А.[3], Громыко А.А.[4], Егорова Н.И.[5], Г. Киссинджера [6], Кортунова С.В.[7], Матковской О.Н.[8], Нежинского Л.Н. и Челышева И.А.[9], которые характеризуют общую систему международных отношений на период начала политики «разрядки».

Вторая группа – специальные, где история политики «разрядки» детально описывается в работах Т. Николса.[10], Никонова В.А.[11], Фурсенко А.А.[12], Чистова В.[13], Егорова Н.И.[14], которые дают характеристику феномену разрядки как качественно новому явлению в международных отношениях, а также дают характеристику политическим силам в США и СССР.

В соответствии с поставленными задачами в структуре работы выделено введение, 3 главы, заключение и список использованных источников и литературы.

 

 


Глава 1. Политика «взаимного сдерживания» в советско – американских отношениях в начале 70 годов

Позитивные сдвиги в политике Москвы и Вашингтона позволили осуществить в первой половине 70-х годов поворот в двусторонних отношениях в сторону разрядки и нормализации. Он выразился не только в улучшении общего политического климата в отношениях между СССР и США, но и в подготовке и подписании более 60 соглашений по самым различным вопросам, начиная от мер по предотвращению военного столкновения до научно-технических и культурных связей.
Важное значение имело то, что к началу 70-х годов СССР достиг примерного паритета с США по стратегическим вооружениям. Конечно, это не означало симметричного равенства, которого никогда не существовало. В стратегической триаде (межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования — МБР, баллистические ракеты на подводных лодках — БРПЛ, стратегическая авиация) СССР всегда делал особый упор на МБР, а США — наоборот, на два других компонента этой триады. Однако по совокупности ракетно-ядерной мощи обе стороны приобрели возможность «гарантированного возмездия», то есть нанесения даже ответным ударом неприемлемого ущерба потенциальному противнику.
В 1971 г. администрация Никсона активизировала контакты с советским руководством, стремясь подготовить визит президента в СССР. В центре советско-американского диалога находились следующие вопросы: предотвращение ядерной войны; ограничение стратегических вооружений; региональные конфликты, включая положение на Ближнем Востоке; достижение соглашения по Западному Берлину и проведение общеевропейского совещания (по последним двум вопросам подробнее см. следующие главы). При этом Москва оттягивала встречу на высшем уровне, рассчитывая добиться от Никсона дополнительных уступок[15].
Все же в 1971 г. появились признаки некоторого улучшения советско-американских отношений. 30 сентября министр иностранных дел СССР А. Громыко и государственный секретарь (с.196) США У. Роджерс подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между двумя государствами, которое фиксировало договоренности По предупреждению случайного или несанкционированного применения ядерного оружия. Тогда же было подписано соглашение об усовершенствовании линии прямой связи между руководителями СССР и США.
Однако советское руководство продолжало затягивать решение вопроса о визите Никсона в СССР. Подобная тактика привела к решению американского президента посетить вначале Китай. Его визит в КНР состоялся в феврале 3972 года. Вашингтон получил возможность «разыгрывать китайскую карту». Москва вынуждена была считаться с угрозой дальнейшего сближения между США и Китаем. Противодействие подобному развитию событий становилось одной из основных задач советской внешней политики.
В итоге заинтересованности обеих сторон в мае 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Советский Союз. В ходе визита 29 мая был подписан основополагающий политический документ «Основы взаимоотношений между СССР и США». В этом документе была официально зафиксирована общая убежденность сторон в том, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». Различия в идеологии и социальных системах не должны были служить препятствием для развития нормальных двусторонних отношений, основанных на принципах суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды. Руководители СССР и США признали принцип равной безопасности сторон в качестве базового принципа для развития советско-американских отношений. В подписанном документе обе стороны взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военной конфронтации и возникновения ядерной войны; проявлять сдержанность, готовность урегулировать разногласия мирными средствами с учетом интересов обеих сторон; продолжать усилия по ограничению вооружений, прежде всего стратегических; развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры. «Основы взаимоотношений» создавали хорошую базу для развития отношений между СССР и США без ущемления интересов одной из сторон и для позитивного влияния на международную обстановку в целом. Правда, документ представлял собой декларацию принципов, которые требовали наполнения реальным содержанием[16].
Сердцевиной советско-американских отношений были вопросы ограничения гонки стратегических вооружений. Двусторонние переговоры по этим вопросам велись в Хельсинки с ноября 1969 года. В Москве руководители СССР и США впервые зафиксировали договоренности о конкретных мерах в этом направлении. 26 мая 1972 г. Л. Брежнев и Р. Никсон подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
Развитие наступательных и оборонительных систем стратегических вооружений было тесно связано. Чем прочнее становился щит одной стороны, тем более совершенные наступательные системы для его преодоления вводила на вооружение другая сторона, чтобы сохранить способность к гарантированному ответному удару. К началу 70-х годов и СССР, и США овладели технологией систем противоракетной обороны. Эти системы предусматривали своевременное обнаружение запуска баллистической ракеты противника и ее поражение противоракетой на любом участке траектории полета к цели. Сооружение систем противоракетной обороны грозило вывести на новый виток гонку стратегических наступательных вооружений.
К сожалению, советские руководители того периода упустили шанс полного запрещения противоракетных систем, в создании которых СССР опережал Соединенные Штаты. Во время встречи президента Л. Джонсона с главой советского правительства А. Косыгиным в июне 1967 г. американский президент поднял вопрос о системах противоракетной обороны. Советский премьер ответил: «Оборона моральна, а нападение аморально. Противоракетная оборона — это оружие защиты, а не нападения». Только когда американцы и сами заметно продвинулись в разработке подобных систем, в Москве осознали их дестабилизирующий характер.
По Договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) обе стороны взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось разместить системы ПРО в двух районах (прикрыть столицу и одну базу МБР) радиусом не более 150 км с наличием в каждом районе не более 100 противоракет. Позднее, в 1974 г., СССР и США подписали протокол, по которому они согласились на противоракетную оборону лишь одного района. СССР прикрыл Москву, а США — базу для запуска своих МБР в штате Северная Дакота. Договор предусматривал ограничения на строительство радиолокационных станций слежения за пусками ракет: «не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне». Контроль за выполнением принятых обязательств должен был осуществляться с помощью национальных средств. Договор носил бессрочный характер. Договор об ограничении систем противоракетной обороны был заключен весьма своевременно, когда эффективность подобных систем выглядела весьма сомнительной, а стоимость их сооружения — громадной. Договор по ПРО оставался краеугольным камнем стратегической стабильности вплоть до декабря 2001 г., когда американская администрация президента Дж. Буша-младшего заявила об одностороннем выходе США из этого договора.
Одновременно было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Оно предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет наращивать число пусковых установок стратегических наступательных ракет наземного базирования и пусковых установок ракет, размещенных на подводных лодках. Одновременно ограничивалось и количество подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Соглашение не означало сокращения стратегических вооружений: оно лишь устанавливало их согласованные потолки. При этом американцы согласились на количественное преимущество Советского Союза по МБР — 1618 и 1054, по БРПЛ — 950 и 710 (соответственно 62 подводные лодки и 44). Причиной сговорчивости руководителей США было их существенное превосходство по количеству боеголовок, ибо они заметно обогнали СССР в производстве ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). К тому же за рамками соглашения ОСВ-1 оставались стратегические бомбардировщики, по которым преимущество также было у американцев (531 к 140). В целом по количеству боеголовок Соединенные Штаты превосходили Советский Союз более чем в два раза (5700 и 2500).
Соглашение ОСВ-1 явилось лишь первым шагом на пути ограничения стратегических наступательных вооружений. Оно не препятствовало их качественному усовершенствованию в Рамках согласованных лимитов по количеству. В дальнейшем США стремились сохранить свои технологические преимущества, сделали ставку на более эффективные и точные ракеты Советский Союз преодолел отставание по производству ракет с РГЧ ИН и наращивал мощность зарядов, доставляемых к цели[17].
СССР и США создали постоянную консультативную комиссию для содействия осуществлению целей соглашений об ограничении стратегических вооружений.
Позитивная тенденция в советско-американских отношениях получила дальнейшее развитие во время визита Л.И. Брежнева в США в июне 1973 года. Лидеры двух стран подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. В нем фиксировалась цель политики обоих государств — устранение опасности ядерной войны и применения атомного оружия, стремление избегать военной конфронтации. Обе стороны обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны или ее союзников. В случае возникновения обстоятельств, которые выглядели бы как влекущие за собой риск ядерного конфликта, СССР и США обязались немедленно осуществить срочные консультации. Соглашение отражало общее стремление Москвы и Вашингтона отодвинуть угрозу ядерного столкновения, выработать общие «правила игры».
В 1974 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали уже упоминавшийся протокол к Договору по ПРО. Кроме того, было заключено соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (мощностью не более 150 кТ с 31 марта 1976 года). Было также подписано совместное заявление, в котором стороны взяли на себя обязательство устранить опасности использования средств воздействия на природную среду в военных целях.
После подписания соглашения ОСВ-1 Советский Союз и Соединенные Штаты повели переговоры о заключении постоянного договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Переговоры были трудные: необходимо было выработать сложное уравнение с учетом всех компонентов стратегической триады. Тем не менее, стремление к достижению взаимоприемлемых договоренностей позволило выработать общие принципы будущего соглашения, которые были зафиксированы во время встречи Л. Брежнева с президентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. в районе Владивостока. Новый договор должен был установить одинаковые потолки для общего числа носителей стратегических вооружений (с.200) — 2400 единиц с каждой стороны, из них по 1320 единиц с РГЧ ИН. Однако воплощение этих договоренностей в договор ОСВ-2 потребовало существенных усилий с обеих сторон » еще нескольких лет переговоров.
Разрядка в советско-американских отношениях способствовала развитию сотрудничества двух стран по проблеме нераспространения ядерного оружия, переговорам о запрещении противоспутникового и наиболее опасных типов химического оружия. В политической сфере СССР и США успешно взаимодействовали по европейским проблемам, в частности, в проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Руководители обоих государств приложили усилия для развития двусторонних торгово-экономических связей. В октябре 1972 г. было подписано советско-американское соглашение о торговле. Оно предусматривало предоставление другой стороне статуса наибольшего благоприятствования и отказ от какой-либо дискриминации в торговых отношениях. Тогда же была достигнута договоренность об урегулировании расчетов по ленд-лизу. Как известно, США поставляли вооружения, материалы и оборудование по ленд-лизу бесплатно, но при условии, что все это будет использовано в ходе войны. В соглашении 1972 г. удалось согласовать сумму советской задолженности по ленд-лизу (600 млн. долларов) и условия ее погашения. Москва согласилась выплачивать долг, но только после получения режима наибольшего благоприятствования в торговле. К сожалению, реализовать подписанное торговое соглашение не удалось. При прохождении закона о торговой реформе через американский конгресс в декабре 1974 г. было принято положение о предоставлении Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования только при условии либерализации его правил выезда советских граждан на постоянное жительство в другие государства («поправка Джексона — Вэника»). Для советского руководства это условие оказалось неприемлемым, и реализация торгового соглашения была сорвана. Эта неудача стала тревожным сигналом нарастания трудностей в процессе разрядки.
В первой половине 70-х годов успешно развивалось советско-американское сотрудничество в сфере науки и техники, в частности, в области охраны окружающей среды, медицины, сельского хозяйства, транспорта, энергетики. Произошло расширение культурных связей между двумя странами: обмен художественными выставками, организация гастролей известных театральных коллективов и т.п.
Срыв реализации советско-американского торгового соглашения стал одним из показателей трудностей разрядки. Каждая из сторон стремилась в ходе разрядки укрепить свои собственные позиции, добиться для себя некоторых преимуществ. При этом США не готовы были воспринимать Советский Союз как равного партнера. В обмен на признание паритета в области стратегических вооружений между двумя сверхдержавами Вашингтон добивался от Москвы согласия на сохранение социально-политического статус-кво, включая «третий мир». Советское руководство трактовало разрядку совершенно по-другому — как наращивание преимуществ СССР и укрепление позиций социализма. Отсюда возможность конфликтов, и в первую очередь в зоне развивающихся стран, вступивших в новый этап освободительной борьбы. Укрепление влияния Советского Союза в Анголе, Мозамбике, Сомали, затем в Эфиопии болезненно воспринималось в Соединенных Штатах. В связи с событиями в Анголе (вмешательством Кубы и СССР в гражданскую войну в этой стране с участием ЮАР) Г. Киссинджер выдвинул тезис о том, что «советская способность проецировать силу» достигла качественно нового уровня, и призвал конгресс поддержать новые военные ассигнования для отражения советской угрозы.
Разрядка не отменила соперничества двух стран в наращивании ракетно-ядерных потенциалов. При этом США делали ставку на сохранение своего технологического преимущества, на создание новых более совершенных компонентов стратегической триады, на качественное улучшение систем управления войсками. СССР преодолел отставание в производстве ракет с РГЧ ИН и стремился обойти США, разрабатывая новые усовершенствованные ракеты среднего радиуса действия. Завершение подготовки нового договора ОСВ-2 становилось еще более трудным делом.
Разрядка напряженности сопровождалась серьезными сдвигами в международно-политическом положении. С признанием де-факто Китайской Народной Республики в 1972 г. Соединенные Штаты получили возможность разыгрывать против Советского Союза «китайскую карту», что существенно изменило расстановку сил в АТР и на международной арене в целом.
В период разрядки США закончили войну во Вьетнаме, пойдя на заключение Парижских соглашений 1973 года. Тем самым одна из тактических задач Вашингтона была выполнена. Соединенные Штаты могли активизировать свою внешнеполитическую активность по другим направлениям. Совершенно другие выводы сделало советское руководство. Оно сочло фактическое поражение американцев во Вьетнаме свидетельством серьезного ослабления мощи Соединенных Штатов. К этому прибавился Уотергейтский скандал и вынужденный уход Никсона с поста президента в августе 1974 года. США выглядели ослабленными и растерянными. Тем самым Советский Союз, по мнению Кремля, получал возможности успешно конкурировать с Соединенными Штатами в глобальном масштабе. К этому прибавлялись возросшие финансово-экономические возможности Советского Союза в результате нефтяного кризиса 1973 г. и резкого роста мировых цен на энергоресурсы.
Углубление разрядки встречало в Вашингтоне и Москве возраставшее сопротивление ее противников. В обеих странах политика разрядки наталкивалась на противодействие влиятельных группировок: военно-промышленного комплекса, военных, ортодоксальных идеологов. Характерно, что Л. Брежнев с большим трудом уговорил членов Политбюро ЦК КПСС принять его договоренности с президентом Дж. Фордом по принципам договора ОСВ-2, достигнутые во Владивостоке в ноябре 1974 года[18].
Результатом давления сторонников жесткой линии стало решение Форда в 1975 г. заменить в своей риторике термин «разрядка» лозунгом «мир с позиции силы». Дальнейшие переговоры по разработке договора ОСВ-2 фактически были прерваны. С началом в Соединенных Штатах подготовки к президентским выборам 1976 г. разрядка стала объектом все более резких нападок. Так, Дж. Уоллес, добивавшийся выдвижения своей кандидатуры от демократической партии, на одном из предвыборных митингов заявил: «Когда я был боксером, я твердо усвоил: как только устроишь себе разрядку, сразу же оказываешься в нокауте. Пока мы тут с русскими "разряжаемся", они захватывают весь мир». К концу 1975 г. появлялось все больше признаков того, что разрядка в отношениях между СССР и США в том виде, как она осуществлялась, себя исчерпала.
Правда, разрядка не сводилась только к отношениям между двумя сверхдержавами. Она повлияла на ситуацию в ряде регионов, в частности, в Европе.





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: