Учебно-теоретический и справочный материал.




КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Для дифференцированного зачёта

по дисциплине:

Основы философии

(заочная форма обучения)

ОПОП ППССЗ по специальности

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Группа Э-3

 

Преподаватель: Рыбакова Е.Н.

 

Перечень заданий для студентов группы Э-3 заочного отделения по Основам философии:

Список заданий и учебные материалы для дистанционной самостоятельной работы по теме в период сессии.

Список задания для выполнения домашней контрольной работы в межсессионный период

Список тем, требующих самостоятельной проработки к зачету

Форма контроля: дистанционные работы выполняются в рабочих тетрадях или в виде электронного документа и высылаются на адрес электронной почты: lelyaren@inbox.ru. При выполнении работ сначала указывается тема, затем содержание задания, а затем ответ. Форма ответа (таблица, схема и т.д.) соблюдается, работу завершает вывод. (При выполнении в рабочих тетрадях прописывание работы удобочитаемым подчерком и яркой пастой, высылаем качественные фото работ).

В контрольные даты:

28.09.2020 г.

29.09.2020г.

Источники информации

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. - М.: Изд.центр «Академия», 2014.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.

Интернет – ресурсы

1.Основные этапы становления и развития философской мысли: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infopedia.su/1x4dee.html

2. Основные этапы исторического развития философской мысли: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.ru/2_107109_osnovnie-etapi-istoricheskogo-razvitiya-filosofskoy-misli.html

3. Этапы развития философской мысли: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mystroimmir.ru/filosofiya/etapy-razvitiya.html

Список заданий и учебные материалы для самостоятельной работы по теме.

Тема 1. Философия, её роль в жизни человека и общества. Категории философии

Прочитать предложенный материал, ответить на вопросы и выполнить задания:

1.Дать определения понятиям: мировоззрение, мифология, религия, философия, рациональность.

2.Заполнить сравнительную таблицу исторических типов мировоззрения:

Форма мировоззрения Тип мировоззрения Основные рассматриваемые вопросы Особенности отражения действительности
Мифология      
Религия      
Философия      

В каких отношениях находятся мифология и религия?

3. Определить и выписать предмет философии и разделы философского знания. Как предмет философии меняется по мере исторического развития? Что остаётся неизменным?

4. Выпишите функции философии.

Определите, какое из трех предложений является философским?С какой функцией философии оно связано? Ответ обоснуйте.

· Энергия не исчезает, а сохраняется.

· Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее.

· Делай по утрам зарядку.

5. Что такое категории? В чем особенности категорий философии?

6. Перечислить важнейшие категории философии и дать характеристику одной из них.

Учебно-теоретический и справочный материал.

1. Происхождение и специфика философии как мировоззрения

Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точный перевод как «стремление к мудрости, истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.

Миф, религия, философия - все они являются историческими типами и формами мировоззрения, то есть целостного взгляда на мир и место человека в нем.

Миф, религия - предшественники философии. Особенностью мифологии и религии является их духовно-практический характер. Они тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его, от природы и быта. Отправная точка философии - миф, его осмысление, рассуждение на его тему. Мифология отвевает на вопрос о начале и происхождении мира, философия - о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека.

Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, дискурсивности, системности, опирающийся на четкие понятия и категории. Она возникает как преодоление мифа (путь от мифа к Логосу) и одновременно как преодоление житейской мудрости. Философия максимально постигает бытие рациональными способами, подвергая все сомнению, логическому мышлению, идет к поиску истины.

Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм; теоцентризм;антропоцентризм.

 

2. Специфика философского знания и его функции

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества. Так, например, на первых порах человека интересовали вопросы происхождения всей окружающей природы, конечные основы всего бытия. Теперь же эти вопросы отошли к области научного интереса. Философию же в настоящее время интересуют вопросы смысла жизни, проблемы выживания человека и человечества.

Бесконечное рождение новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано особенностями самой философии, которую всегда интересуют коренные проблемы бытия. Кроме того, философия всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, и в первую очередь, из естествознания.

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Известно, что в условиях античности философия была наукой наук, включала в себя целостную совокупность сведений мировоззренческого характера, унаследованных от мифологии и религии, и ставших теоретическим основанием для формирования естественно-научного и исторического знания. По мере развития наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Это, однако, не привело к уменьшению роли философии в обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета - всеобщих оснований бытия. Кроме того, в отношении всех частных наук философия, освободившись от их непосредственной опеки, стала выполнять несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией - основой основ современной научной методологии.

В сравнении с частными науками предмет философии отличается еще одной существенной особенностью. Он находится и за пределами человеческого опыта. Этот предмет - мир как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии.

Предмет философии - начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания.

Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

- онтология - учение о бытии;

- гносеология - учение о познании;

- социальная философия - учение об обществе;

- этика - учение о морали;

- эстетика - учение о прекрасном;

- логика - учение о законах мышления;

- философская антропология - учение о человеке;

- аксиология - учение о природе ценностей;

- методология - учение о методе;

- история философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

- философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

- философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

- философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

- философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

- философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

- философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

- философия религии - это философия в ее отношениях с религией.

Отношение философии и науки:

1) Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая из него себя самого. Ученый отвечает на вопрос: каковы законы объективного мира?

В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: кто я в этом мире?

2) Функция науки – получить точное знание. Задача ученого – дать объективную картину мира.

Философия осуществляет функцию самосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки.

3) Стоит сказать, что для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает человек в этом мире.

4) Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические и т.д.).

Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.

5) Предметом науки является крайне важное для получения знаний о мире.

Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.

Тем не менее, существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретного научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития.

Философия как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, так называемых «вечных вопросов бытия»:

· Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

· Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?

· Может ли человек познать окружающий мир?

· В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

3. Философские категории

Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. На основании сказанного определение философии может быть следующим. Философия - ϶ᴛᴏ знание об универсальных принципах развития мира.

При этом, все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории - суть понятия, но не все понятия - категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как "атом", "масса", "энергия" и др. Биология использует понятия "организм", "наследственность", "изменчивость" и т.д. Но наряду с этими, люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Поскольку задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышления, то и её категории предельно общие: бытие, материя, причина, следствие, качеств, количеств, форма и содержание, сущность и явление, взаимодействие, развитие и т.д.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное - общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

 

Терминологический словарь

Агностицизм – учение отрицающее возможность достоверного познания мира, его сущностных законов.

Аскетизм – учение рассматривающее человеческую телесность как греховное начало, призывающее умерщвлять плоть, отказываться от телесных желаний ради спасения души.

Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отрицающая религию.

Атомизм – учение об атомах. Впервые было выдвинуто Демокритом.

Бессознательное – некоторые биологические инстинкты, влечения и желания запретного свойства, вытесненные из сознания, «Оно».

Бытие – философское понятие, обозначающее все существующее = Вселенная, Космос.

Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.

Гедонизм – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.

Гелиоцентрическое учение – учение Коперника о строении Солнечной системы, основанное на идее центрального расположения Солнца в системе.

Геоцентрическое учение – разработанная Птолемеем концепция устройства мира, в центре которого располагалась Земля.

Гилозоизм – учение, признающее жизнь неотъемлемым свойством материи во всех её проявлениях, представление о космосе как живом организме.

Гуманизм – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения и основанное на признании центрального места человека в мире, его ценности и права на счастье в земной жизни.

Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности природных, общественных и психических явлений.

Догма – утверждение, лежащее в основе доктрины и принимаемое без доказательств.

Дуализм – философское учение, признающее наличие двух независимых и равноправных начал бытия мира и человека.

Идеализм – направление в философии, считающее первоосновой бытия духовное начало, сознание.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Иррационализм – учение, основанное на приоритете в основаниях мира ив познании неразумных начал: воли, интуиции, бессознательного.

Истина – соответствие мыслей о мире ему самому.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом.

Культура – всё, что создано человеком и человечеством отличное от естественного, природного; «вторая природа».

Личность – уникальный, неповторимы человек как носитель социально значимых качеств и существо, ищущее смысл бытия.

Материализм – направление философии, определяющее первоосновой бытия материю.

Материя – телесное первоначало, объективная реальность, данная в ощущениях и независящая от сознания человека.

Монотеизм – единобожие, вера в единого Бога.

Натурализм – философская установка по объяснению природы из неё самой, основанная на признании природы в качестве единственной реальности и отрицании её зависимости от чего-либо внешнего, надприродного.

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность становится фактором развития природы, сфера разума как этап развития биосферы.

Политеизм – многобожие.

Провиденциализм – истолкование общественного процесса как осуществления замысла Бога.

Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие жизни человека как реализацию предопределения, судьбу, рок.

Футурология – совокупность представлений о будущем человечества.

Эвдемонизм – этическое учение, согласно которому счастье отдельного человека есть основание нравственности.

Эстетика – наука о прекрасном, о законах создания и освоения эстетических ценностей.

Этика – наука о морали.

Особенности западной культуры: индивидуализм, прагматизм, рационализм, ориентация на науку, идеалы свободы личности, демократии.

Особенности восточной культуры: созерцательность, иррационализм, ориентация на традиции, коллективизм, зависимость человека от общества, Бога, кармы.

Особенности русской культуры: иррациональность (ориентация на «авось), монументализм, мессианизм, правовой нигилизм, этатизм, ориентация на духовно-нравственное бытие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: