Опросные листы (Методика М. Ступницкой)




Диагностика

Уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

М. Монтень

Что происходит, если человек употребляет в пищу самые разнообразные и полезные продукты, но при этом у него не вырабатываются ферменты, необходимые для их переработки и усвоения? В лучшем случае он ощущает, говоря словами рекламы, «дискомфорт и тяжесть в желудке».

Эта аналогия приходит в голову, когда думаешь о сегодняшней школе. Каких только кушаний (учебных предметов, спецкурсов, профилей, факультативов) она не предлагает учащимся! А вот ферментов для усвоения такого изобилия нет — нет необходимых способов усвоения знаний, которые помогли бы насладиться всем этим разнообразием.

Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота.

Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Полу­чив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить. (Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. М., 2003).

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки, без которых невозможна успешная учеба. Это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.

Общеучебные умения и навыки (ОУН) потому и на­зываются общеучебными, что являются универсаль­ными для большинства школьных предметов спосо­бами получения и применения знаний, в то время как предметные знания, умения и навыки (ЗУН) являются специфическими для каждой учебной дисциплины. Проще говоря, если ЗУНы — это цель обучения, то ОУНы — его средства.

Предметным ЗУНам учителя традиционно уделяют весьма пристальное внимание. Это и понятно — все проверочные, самостоятельные, контрольные работы, да и итоговые экзамены направлены на проверку предметных ЗУНов. О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине. Большинство учебных программ не позволяет тратить драгоценное время урока на специальные упражнения для совершенствования ОУНов. Поэтому они чаще всего формируются в ходе учебной работы стихийно.

Попробуем разобраться, можно ли придать этому процессу целенаправленный характер и для начала осуществить диагностику того, как формируются ОУНы у наших учащихся.

Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?

«Словарь практического психолога» (сост. СЮ. Головин. Минск, 1997) предлагает такие формулировки: «Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык — автоматизированное действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение, то есть навык первичен по отношению к умению.

Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык — это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение — это способность выполнять действие, еще не достигшая наивысшего уровня сформированности, осуществляемая полностью под контролем сознания, то навык — это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня сформированности, осуществляемая автоматически, без контроля со стороны сознания. То есть способность выполнять какое-либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг. В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.

Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий — написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.

Таким образом, связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием — «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По-видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.

Существует множество вариантов классификации ОУНов. Нет смысла перечислять и описывать все. Мы выделяем три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные.

В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики ОУНов, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. Любой школьный психолог хорошо представляет себе, как относятся учителя к предложению провести дополнительную проверочную работу по своему предмету.

Предлагаемые нами диагностические мероприятия не потребуют от детей никаких усилий. Учителям же предлагается принять участие в экспертном опросе, который не потребует много времени. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психологом.

Данную диагностику уровня сформированности ОУНов имеет смысл проводить начиная с 5-го класса. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» школьника, основные способы его учебной деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы.

В опросе принимают участие 6-8 учителей, ведущих уроки по основным предметам и работающих в данном классе не менее 2-3 месяцев. Лучше, если это будут опытные педагоги, у которых вся процедура займет не более часа.

Каждый учитель получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняет в соответствии с инструкций. Ниже предлагается текст опроса, ключ для обработки полученных данных, описание результатов диагностики и рекомендации для учителей по использованию этих результатов.

Опросные листы (Методика М. Ступницкой)

Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные (интеллектуальные, организационные, коммуникативные) Умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.

Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые Вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Спасибо!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: