Вопрос 4. Социальные функции религии. Роль религии в современном обществе.




Тема 1. Введение в историю мировых религий

 

Задание 1. Заполните таблицу: «Социальные функции религии»

 

Функции религии Содержание и роль в общественной жизни
1. …  

 

Задание 2. Проанализируйте данные социологических опросов и отрывок из статьи И.Г. Каргиной «Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах».

1. Выделите общемировые тенденции развития религиозности.

2. Выделите особенности характерные для религиозной ситуации в современном российском обществе. Отметьте общие с другими странами черты и отличия.

 

Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 52 – 62.

«Исследования в различных частях мира демонстрируют все более усложняющуюся структуру религиозного поля… Современные христианские общества, прежде всего европейские, которые служили образцами для… тезиса об “упадке” религии, демонстрируют неоднородные процессы и состояния религиозной сферы.

Например, в ряде европейских стран на фоне ослабления традиционного христианства сохраняется довольно высокий уровень религиозной самоидентификации – 72% жителей Западной Европы считают себя христианами. Более того, религиозная палитра западноевропейских стран становится насыщенней и разнообразней под влиянием различных факторов, в том числе религиозной культуры иммигрантов…

Религия также процветает в тех западных обществах, где речь идет о сохранении национальной идентичности, когда действия религиозных институтов выступают гарантом национальной или этнической идентичности в ответ на внешнюю угрозу… По результатам исследований британского социолога религии Дэтлефа Поллака в 2006 г. 84,4% населения Ирландии верили в Бога, причем 95,6% верующих – это католики, 54,4% которых еженедельно посещают церковь и активно участвуют в ее делах – это самый высокий показатель религиозной практики в Европе. В Польше – 88% населения – верующие, подавляющее большинство которых составляют католики – 96,7%, их них половина еженедельно посещает церковь.

Наконец, признаков коллапса религии мы не найдем, если рассмотрим религиозную карту мира, которая остается многообразной и демонстрирует любопытные изменения. Так, по данным Всемирной христианской Энциклопедии, в мире к концу XX столетия оформилось около 10 тыс. самостоятельных религий, из которых 150 имеют миллион и более последователей. Причем только в пределах христианской религии создатели энциклопедии насчитали 33 830 деноминаций по всему миру…

На основе анализа информации, за многие десятилетия Барретт делает значимые выводы. Он отмечает, что в период между 1900 и 2000 гг. произошли глобальные изменения в различных религиях и долях различных вер глобального населения, но самые показательные изменения связаны с христианством. Барретт выделяет три тенденции. Во-первых – это некоторая потеря христианством своей доли в последние десятилетия XX столетия за счет роста влияния других мировых религий – ислама и индуизма. Наряду с тем, что христианство, став первой универсальной религией, по-прежнему остается самой многочисленной религией (33,3% населения планеты – около 2 млрд. последователей)…

Вторая глобальная тенденция, связанная с христианской религией, заключается в возникновении с начала 80-х годов прошлого столетия, главным образом в развивающихся странах, так называемых “независимых” (“Independents”) церквей. По оценкам Барретта, к концу XX столетия число “независимых” верующих достигло 386 миллионов человек, по численности они превзошли протестантов и находятся на втором месте после католиков. Барретт полагает, что рост “независимых” церквей представляет собой столь же важное явление как распространение протестантизма и рост числа его последователей в XVI столетии. Сами “независимые” церкви обозначают себя как “пост-деноминационные”, они не имеют формальных связей ни с одной из мировых христианских религий, в то же время они заимствовали у традиционных церквей технологии формирования сетей, что позволяет им развиваться и распространяться…

В-третьих, Центр христианской популяции перемещается в Южное полушарие, в то время как ислам “продвигается” на Север. Если в начале прошлого столетия доля “белых” христиан составляла 81%, то в конце – снизилась до 45%...

В настоящее время под влиянием глобализации и рыночных экономических процессов контакты между различными группами не имеют формальных границ, они также не ограничены социальными нормами и обычаями, нет канонизации представлений, единых для всех. Информация доступна индивиду в той степени, в какой он в ней нуждается…

Следствием плюрализации и возрастающего числа возможностей для индивида реализовать свои духовные потребности в современных условиях является то, что по словам К. Доббелара и В. Ягодзинского, “все возрастающее количество людей будет демонстрировать их собственную, приватную религиозную и моральную систему, больше похожую на лоскутное одеяло”…

Как отмечено выше, типичной чертой современности является то, что модель производства и распределения религиозных представлений соответствует модели открытого “рынка”, где нет цензуры и “созданы” условия свободного индивидуального выбора. Диверсификация возможностей, предоставляемых современными обществами, стимулирует религиозные сообщества в выборе средств по расширению своего влияния и сохранения паствы. Мы порой являемся очевидцами того, как традиционные религии дублируют успешные образцы привлечения интереса к себе, выработанные коммерческим рынком. Типичным примером тому может служить превращение храмов и монастырей в культурно-религиозные и туристические центры, совмещающие религиозную, культурно-просветительскую и коммерческую деятельность».

 

Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят // Известия. 24 декабря 2013.

ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Изменения за последние десять лет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/11-03-2014/izmeneniya-za-poslednie-desyat-let

Согласно опросу, проведенному «Левада-центром» в ноябре 2013 г., 68% россиян причисляют себя к православным. За 10 лет их количество в стране выросло на 12% (в 2002 г. к православным себя относили 56% участников опроса). Второе место по численности верующих в России традиционно занимает ислам. К его приверженцам себя относят 7% жителей нашей страны. С начала века их стало почти вдвое больше (4% – в 2002 г.). По 1% россиян принадлежит к западным христианским конфессиям – католицизму и протестантским деноминациям. И почти столько же представителей иудаизма. Неверующими себя считают 19% (32% – в 2002 году).

Несмотря на рост числа людей, которые причисляют себя к какой-либо религии, доля активно верующих остается незначительной. Раз в месяц и чаще посещают церковные службы лишь 14% респондентов. За последние годы их число уменьшилось (в 2007 г. таких было 20%). Большинство верующих предпочитает заходить в церковь один (16%) или несколько раз в год (17%). 13% прихожан бывают на службах раз в несколько лет. Никогда не посещают церковь 35% россиян.

Еще меньше людей принимают участие в церковных таинствах. Среди российских православных и католиков 62% никогда не ходят к причастию. Тем не менее за 10 лет их число сократилось на 14% (76% – в 2002-м). 22% причащаются раз в год и реже, а несколько раз в год и чаще – 14% российских христиан.

14% – это примерное число людей, которые действительно верят, а не относят себя к той или иной конфессии по принципу культурной принадлежности, не будучи при этом воцерковленными людьми. Даже эту цифру, по мнению замдиректора «Левада-центра» А. Гражданкина, можно считать завышенной. Тех, кто постоянно участвует в жизни своей религиозной общины, поддерживает регулярные контакты с другими верующими и сверяет свои действия с конфессиональными требованиями, на его взгляд, у нас процентов пять-шесть.

При этом сами жители России склонны полагать, что за последние десять лет религиозность и вера в обществе усилились (по опросу «Левада-центра» от 21 – 25 февраля 2014 г. так считают 60% россиян, для сравнения, в августе 2010 г. таких было 54%).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: