План урока
Тема программы: "Выращивание овощных культур для открытого грунта".
Тема урока: "Пикировка сеянцев капусты".
Цель - овладеть приемами пикировки сеянцев капусты.
Задачи:
дидактические:
освоить приемы пикировки сеянцев капусты,
научиться сортировать сеянцы и рассаду капусты,
воспитательные:
воспитать чувство коллективизма, готовности к общению,
воспитать ответственность, дисциплинированность.
развивающие:
сформировать умение систематизировать материал,
развивать память и внимание.
Тип - урок по изучению трудовых приемов.
Вид - практический: демонстрация приемов работы мастера, самостоятельная работа учащихся.
Методы:
обучения - алгоритмический,
преподавания - инструкционный,
учения - практический.
Дидактическо-материальное оснащение: инструкционные карты, технологические схемы, плакаты, дидактический материал, инструменты (грабли, трамбовка, зубовые маркеры, пикировальные колышки, лейки, рыхлители), мед. аптечка, образцы рассады, эталоны посадочного материала.
План урока
№№ | Структурные элементы | Время, мин |
1. | Организационный момент: проверка явки учащихся, проверка внешнего вида, проверка готовности к уроку (наличие дневников) | |
2. | Подготовка учащихся к изучению учебного материала: сообщение темы программы и урока, целевая установка на урок, мотивация учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений и навыков | |
3. | Вводный инструктаж | |
4. | Текущий инструктаж | 5 часов |
5. | Заключительный инструктаж | |
6. | Выдача домашнего задания |
Итого: 6 часов
План-конспект урока
№№ | Этапы урока | Действие мастера | Действие учащихся |
1. | Организационный момент -3 мин. | Приветствие учащихся, проверка явки учащихся (с отметкой в журнал), проверка внешнего вида, проверка готовности к уроку (наличие дневников). | Приветствие мастера п/о, доклад дежурного о готовности к уроку, выяснение причин неявки учащихся |
2. | Подготовка учащихся к изучению учебного материала - 25 мин. | Сообщение темы программы и урока. Сообщение цели урока. Мотивация учебно-познавательной деятельности путем объяснения значения изучаемых вопросов урока. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (проверка домашнего задания): выдача карточек-заданий, выдача тестовых заданий, выдача кроссвордов, заслушивание рефератов на темы: "Капуста - древний овощ", "Пищевое значение капусты". Дополнения и замечания по проверке д/з. | Внимание на мастера п/о. Выполнение заданий в виде карточек, тестов, кроссвордов. Зачитывание докладов по рефератам. |
3. | Вводный инструктаж - 25 мин. | Объяснение темы урока по плану (план написан на доске). Сообщение правил техники безопасности и организация рабочего места. Задавание вопросов учащимся по т/б. Объяснение неясных моментов по т/б. Демонстрация приемов пикировки с использованием инструкционной карты. Предоставление возможности учащимся выполнить пробные упражнения. Наблюдение за работой учащихся, исправление ошибок и неточностей. | Внимание на мастера п/о, на доску, записывание темы и плана урока в дневник по п/о. Ответы на вопросы по т/б. Выяснение непонятных вопросов по т/б. Роспись в журнале по т/б. Выполнение пробных упражнений (по двое учащихся из бригады). Выяснение неясных моментов при выполнении упражнений. |
4. | Текущий инструктаж - 5 часов | Выдача, объяснение заданий с использованием инструкционной карты. Определение нормы выработки. Целевые обходы, контроль за выполнением заданий. Выявление ошибок, неточностей. | Самостоятельная работа. |
5. | Заключительный инструктаж - 5 мин. | Анализ типичных ошибок, анализ итоговой работы (выполнена ли норма, качество работы), достигнута ли цель урока. Выставление оценки за урок в журнал по п/о. В дневник учащимся. | Вопросы и пожелания мастеру. |
6. | Выдача домашнего задания - 2 мин. | Выдача домашнего задания в виде повторения темы "Уход за овощными культурами капустной группы" по учебнику "Овощеводство" С.Ф. Ващенко. | Записывание д/з в дневник. |
Заключение
ТСО являются надежным помощником преподавателя, эффективность которых зависит от умения применять их в комплексе.
Под комплексным применением ТСО в учебном процессе понимается научно-обоснованное, системное сочетание новой дидактической техники с традиционными формами и методами обучения, которые при активной работе учащихся под руководством преподавателя обеспечивают оптимальное решение учебных и воспитательских задач.
Какое бы место в структуре занятия не занимали бы ТСО, следует помнить, что они должны органически вписываться в систему построения урока.
Анализируя этот момент, необходимо отметить взаимосвязь ТСО с другими средствами обучения, используемыми на уроке, наличие логических переходов от одного средства обучения к другому.
Совместная деятельность преподавателя и учащихся в учебном процессе с использованием ТСО может протекать следующим образом:
ТСО используются в качестве иллюстрации к излагаемому преподавателем учебному материалу - такой метод носит название наглядно-иллюстративного,
ТСО служит источником нового учебного материала. В этом случае преподаватель организовывает самостоятельную познавательную деятельность учащихся - такой метод носит название познавательно-активного.
Тот или иной метод избирается преподавателем в зависимости от ряда факторов: познавательной сложности изучаемого материала, подготовленности учащихся, содержания аудиовизуальных учебных пособий, времени, отводимого на изучение учебного материала.
С методами использования ТСО на учебных занятиях очень тесно связаны приемы.
Прием использования на уроке ТСО - это часть метода, его структурный элемент. Причем одни и те же приемы могут использоваться при применении различных методов.
Аудиовизуальные пособия являются очень гибкими учебными средствами. Их можно использовать на уроке полностью, частями, отдельными кадрами, в сочетании с другими средствами обучения.
Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на занятиях разноплановым, интересным и более эффективным.
Организация познавательной деятельности учащихся на занятиях с использованием ТСО является одним из наиболее значительных факторов, влияющих на эффективность учебного процесса, проводимого в условиях применения ТСО.
При работе с ТСО всегда следует помнить, что сами по себе аудиовизуальные пособия не могут повысить познавательную активность обучаемых, если для этого не будут приложены усилия педагога.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях использования ТСО могут быть самыми разнообразными, но объединяет их одно: необходимость психологической установки на восприятие.
Для ее обеспечения используются следующие педагогические приемы:
внимание слушателей обращают на главное в фильме, радио или телепередаче,
дают указание обучаемым самим выделить главное, существенное в сообщаемой информации,
перед обучаемыми ставят проблемные вопросы, чтобы направить их восприятие в нужное русло,
просят обучаемых обратить внимание на отдельный эпизод или фрагмент, сравнить данную информацию с предыдущей и т.д.,
предлагают им самим сделать определенные выводы, дать рекомендации.
Указанные цели просмотра, постановка определенной задачи, обсуждение просмотренного или прослушанного материала - обязательное условие, обеспечивающее организацию самостоятельной познавательной активности слушателей.
Подбор комплекса ТСО на урок должен производиться с учетом педагогических и выразительных возможностей отдельных видов ТСО, с соблюдением эмоционального ряда.
Под комплексом ТСО следует понимать набор средств, позволяющих наиболее рационально решать образовательно-воспитательные задачи учебного процесса.
Комплекс ТСО - это не простое суммирование специфических особенностей отдельных средств обучения, а новое дидактическое средство, обладающее интегративными свойствами.
Содержание учебного материала не должно дублироваться отдельными элементами комплекса, а должно раскрывать изучаемый материал с разных сторон и точек зрения.
При анализе правильного подбора комплекса средств для проведения занятия необходимо ответить на вопросы:
нельзя ли было достаточно убедительно донести до учащихся изучаемый материал вербальным путем.
не достаточно ли было для решения поставленной проблемы только одного какого-то пособия,
учтена ли при подборе комплекса сила эмоционального воздействия на учащихся,
не перегружено ли занятие ТСО
Немаловажным фактором, способствующим эффективному применению ТСО в учебном процессе являются условия, в которых они используются. Имеются ввиду учебно-материальные, организационно-технические и санитарно-гигиенические условия.
Под учебно-материальными условиями следует понимать учебное оборудование и учебные средства. К их выбору следует подходить из требований оптимальности.
Эти требования предполагают, что при минимальном числе и за минимальное время, а также при минимально необходимых экономических затратах учебно-материальные средства должны обеспечивать максимальную эффективность и качество усвоенного учебного материала.
К организационно-технических условиям относится подготовка к занятию с применением ТСО класса, аппаратуры, средств обслуживания учебного процесса, а также отладка способов управления ТСО.
К санитарно-гигиеническим условиям относится качество демонстрирования учебных пособий и факторы, обеспечивающие наилучшее восприятие экранно-звуковой информации.
Технические средства обучения комплексно воздействуют на такие анализаторы, как слух, зрение. Оптимальное восприятие, переработка информации, а также сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся на продолжении всего урока зависят от ряда факторов: яркости, контрастности, четкости изображения на экране, чистоты, громкости и разборчивости звука, просмотровых зон, продолжительности демонстрации, места урока в расписании занятий, учебного предмета. Все эти факторы должны учитываться при анализе урока.
В заключении анализа урока, проводимого с использованием ТСО, следует сделать вывод о влиянии применяемых аудиовизуальных средств на повышение эффективности урока. Здесь следует исходить из критериев оптимизации учебного процесса, которые сводятся, в конечном счете, к тому, чтобы при минимальных необходимых затратах времени, материальных средств, усилий учащихся и преподавателя получить максимально возможные результаты обучения.
Список использованной литературы
1. Вадюшин В.А. ТСО в профессионально-технических заведениях - М.: Высшая школа, 1983.
2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства - М.: Высшая школа, 1988.
3. Клементьев В.А. Методические рекомендации по применению видеомагнитофона при обучении учащихся в учебных заведениях профтехобразования и квалифицированных рабочих на производстве. - М: Высшая школа, 1981.
4. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 1986.
5. Новиков А.М. Применение ТСО в учебно-воспитательном процессе. - М.: Высшая школа, 1989.
6. Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе с применением ТСО: Методические рекомендации. - Л.: Лен. издат-во, 1989.
7. Шостак Я.Е. Комплексное применение ТСО в учебном процессе. - М.: Высшая школа, 1983.
Приложения
Карточка-задание №1: Назвать, под каким номером находятся бракованные сеянцы.
Эталоны ответов: 5,6.7,8,9.
Карточка-задание №2: Назвать причины брака при пикировке.
Эталоны ответов: б) - перегиб стебля, в) - корень недостаточно обжат землей, г) - завышенная посадка.
Тестовое задание №1 на тему: "Пикировка сеянцев капусты".
Эталоны ответов:
Двулетнее.
10-12 г.
Тепло, свет, вода, подкормка.
Усилить рост кочана.
Светолюбивое.
Амагер, Крюмон, Зимовка, Слава.
Тестовое задание №2 на тему: "Пикировка сеянцев капусты".
Эталоны ответов:
Пикировка.
Капустные.
Холодостойкое.
Усилить развитие листьев.
10-12 дней.
Июньская, Номер первый Грибовский, Казачок.
Кроссворд №1 по теме: "Пикировка сеянцев капусты".
Эталоны ответов:
Подкормка.
Парник.
Капуста.
Посев.
Маркер.
Уход.
Урожай.
Кроссворд №2 по теме: "Пикировка сеянцев капусты".
Эталоны ответов:
Пикировка.
Рассадник.
Полив.
Удобрения.
Рассада.
Трамбовка.
Маркер.