Форма для исследовательской работы
О месяце НОЯБРЕ | |||||||||
Число и народное название праздника | Традиции этого дня | Для чего? | Подлинные тексты (приметы, присказки, заговоры, песни и т.п) | Место бытования данной традиции | Источник | ||||
4 ноября - Казанская | Один из главных женских праздников. | Казанская - Бабья Заступница. Коли на Казанскую небо заплачет дождём, то и то и зима следом пойдёт. | Интернет | ||||||
Начиная с Казанской, зима становится полновластной хозяйкой: Служат по церквам молебен за молебном- все заказные, потовою батрачьей копейкою оплаченные. С давних пор в обычае у нас на Руси заканчивать к назимней Казанской все строительные работы; плотники, каменщики, штукатуры, землекопы,- все к этому времени сдают по подрядам работу, берут расчёту хозяев- подрядчиков- в деревню по дворам снаряжаются. | На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колёсах, а приедешь в пору на полозьях! До Казанской не зима, с Казанской не осень. На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру снег лежит. Еще не зима, но уже и не осень. Бывает, что с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит «Что за осень, коли гусь на лёд выходит!» «Что Казанская покажет- то и зима скажет!». «Помолится батюшка-поп, сохранит и Господь Бог!». «Выйдешь не благословясь- добра не жди!» «На Казанску у хозяев и пузатая мошка худеет, а у работника- тощая толстеет!» «И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанска – на дворе, она Матушка- всей ряде голова!» «Не обсчитывай рядчик, подряженного: Казанска молчит, да всё видит, всё Богу скажет!» Среди свадебных и всяких иных песен, можно в глуши услышать стародавнее песенное сказание о взятии Казанского царства. «Среди было Казанского царства, что стояли белокаменные палаты, а из спальни белокаменной палаты ото сна тут царица пробуждалася, царица Елена Симеону- царю она сон рассказывала…» | А.А.Коринфский «Народная Русь». Н.Гилярова. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Интернет. | |||||||
Мужики возвращались с отхожих промыслов с добычей. | Казанская — гулянская. | ||||||||
Кто на Казанскую женится — счастлив будет. | |||||||||
5 ноября. Яков день | Чем больше ешь мёд, тем больше его соберёшь в будущем году. | Календарь памятных дат от Соломина. | |||||||
7 ноября. День Анастасии | Торгующие хлебом с места на место не переезжают- плохая примета. | ||||||||
8 ноября. Дмитриев день. | Празднуется не только в четь св. Дмитрия Солунского, но и в память великого князя Дмитрия Донского «дедова родительская» кончается через 7 суток) Готовился деревенский люд, как к какому великому празднику: на столах всякой снеди видимо не видимо: пиво, сыта, киселя и т.д. Устраивались попойки- угощения на могилках в особо установленные для этого дни. До сих пор можно услышать по деревенским погостам жалобные причеты. | Поминовение усопших.В этот праздник мёртвых можно наблюдать «радование живых» | «Если по голу (без снега)- Пасха тёплая». «Дмитриев день перевоза не ждёт!» «Дмитрий на снегу- весна поздняя!» «На дедовой неделе и родители вздохнут! «Живы родители- почитай, а умерли-поминай». «Как родители жили, так и нам велели!» «Не всегда поповым детям Дмитриева суббота!» Верования народа были в то, что там- за гробом- радуются все обременённые, недугующие, страждущие в здешней земной жизни, все опечаленные судьбою, все опечаленные в этом бренном мире. | Тульская губерния. Симбирские деревни. Рязанская область. | А.А.Коринфский «Народная Русь», интернет | ||||
9 ноября. Нестор. | Какая живность стойло покине т- дворовой беречь не станет. | Календарь памятных дат. | |||||||
10 ноября Параскева- Пятница и Ненила- Льняница | Девушки думали о женихах. Устраивались «льняные смотрины»: выходили бабы и девки на улицы, выносили напоказ вытрепанный лён («опышки»). Нельзя было прясть, стирать. | Костромская, Тульская области. | А.А.Коринфский «Народная Русь». | ||||||
11 ноября Настасья- Стригальница, Настасья-овчарница и Авраамий-Овчар- праздник овчаров. | Пеклись для пастушьего угощенья пироги с морковью да капустой, а иные и пиво варили. | «Голой овцы не стригут». «Овечку стригут, а другая того же себе жди- поджидай!» «Овца не помнит отца, а сено ей с ума нейдёт!» «Волк и больной овце не корысть!» «Пастухи за чубы, а волки за овец!» | По всей Руси. | А.А.Коринфский «Народная Русь». Интернет. | |||||
12 ноября Зиновий –Синичник (Зинькин день) | Мастерят кормушки для птиц (синичек). Эти зимние гостейки слетаются на облюбованное место целыми стаями и веселятся, оглашая воздух своим пересвистом. | «Невеличка- птичка- синичка, а и та свой праздник помнит!» «Немного зинька ест-пьёт, а весело живёт!» | По всей Руси- Матушки. | Календарь памятных дат. Интернет. | |||||
13 ноября-Юровая- праздник рыболовов и охотников. | Пьют на «юру» иртышские рыбаки - весело гуляют перед отправлением на промысла за красной рыбою. В других местностях праздник охотников, старающихся убить на него(если пороша выпадет) хоть зайца. | Полную неудачу дурной приметою считают для всей охотничьей поры. Недоброе сулит им и встретиться с волком в этот богатый поверьями день. | Сибирь. | А.А.Коринфский «Народная Русь». | |||||
14 ноября-день памяти святых Косьмы и Дамиана. Кузьминки-«курьи именины» девичий праздник | Угощали гостей и играли в «поцелуйные игры» Собираются- готовятся загодя (заранее). Зорко следят за своими куриными насестами да за птичьим хозяйством. Приносили к обедне в церковь кур. К этому дню старались выполнить «обетные» работы. Многие боярыни продавали на Кузьминки сработанное их руками рукоделье Деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим- убогим. Убивали кочета в овине. Старший в доме выбирал кочета и сам отрубал ему голову топором. Ноги кочета бросали на избу, а самого кочета варили и съедали за обедом всею семьёй. Обычай, который положено справлять между Кузьминками и Михайловым днём -«курьи именины».Языческое суеверие приношение петуха в жертву «Лихому». Жертвоприношение происходило на гумне, в овине. Выбирался для этого самый старый кочет и большак(самый старший в доме) отрубал ему голову заржавленным топором и бросал её в сторону. Ребята подхватывали её и начинали, бегая по гумну, подкидывать с припевом. | Припасают припасы на пир- беседу. С давних пор воровской обычай к этой пирушке воровать кур, гусей, уток. Таков обет будет угоден Богу. Как бы следуя святому подвигу святых бессеребренников. Для того, чтобы водились куры. Чтобы ворогу крестьянской худобы не было и повода приблизиться ко двору. | Этого дня заковывает зима и земли и воды: «Кузьма-Демьян- с гвоздём, мосты гвоздить». «Не велика у Кузьмы- Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются!». «Не заковать реку зиме без Кузьмы –Демьяна!» Крылатая молва пьяницам: «Портной вор, сапожник-буян, кузнец- пьяница горькая!», «Не куёт железа молот- куёт кузнецов голод!» Святой кузнец Божий не только плуги да землю- воды куёт, но и свадьбы, недоигранные в октябре- назимнике доковывает. Об этом говорится в стихе: «Там шёл Кузьма-Демьян на честной пир, на свадебку: ты, святой ли, Кузьма Демьянович! Да ты куй ли нам свадебку, ту ли свадебку неразрывную, не на день ты скуй, не на неделюшку, не на май месяц, ни на три года. А на веки вековечные, на всее на жизнь нерасставанную! » «Курица- именинница, ей и Кузьме- Демьяну помолиться надо!» «Батюшка-Кузьма- Демьян- куриный Бог!» В старые годы было в обычае приносить (1-го ноября- по старому стилю) кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей барыне- «на красное житьё».Боярыня одаривала за подарок лентами-«на убрусник». Этих челобитных кур считалось за грех убивать- резать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. А яйца этих кур считались более здоровыми для пищи. Припев: «Вот тебе, Лихой! Чур тебе, Лихой! Ты сердиться- не сердись, Дворовому поклонись, Домовому помолись, Петушиным гребнем подавись!» Вот тебе, Лихой! Чур тебе, Лихой! Ты по гумнам не ходи, В огороде не сиди, Ко двору не подходи, В нашу хату не гляди! К речке- реченьке беги, Прямо в прорубь угоди! Не кузнец реку куёт,- Михалархангел О Козьмодемьяном, Со ангелами…» | Повсеместно. По всей Руси. Селения Мышкинского уезда Ярославской губернии. | А.А.Коринфский «Народная Русь». От осени до осени: Фольклорно- этнографический материал./ Сост.М.Ю.Новицкая Интернет. Календарь памятных дат. А.А.Коринфский «Народная Русь» В.П.Аникин. «Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор» Интернет. | ||||
15 ноября. Акундин разжигает овин, Пигасий-солнце гасит. | Всюду, где уродился хлеб в этом году, в этот день сушат, обминают лён, молотят хлеб. | Календарь памятных дат. | |||||||
18 ноября. Галактион покров. | Девицы молятся о женихах. | Календарь памятных дат. | |||||||
19 ноября. «Павлы исповедники, Варлаамыхутынские». | Если день снежный, то вся зима будет снежной. Если лёд на реке(к этому дню) становиться грудами, то и хлеба будут груды, а гладко- так и хлеба будет гладко. | А.А.Коринфский «Народная Русь», интернет. | |||||||
20 ноября. Федот- лёд на воду ведёт. | Реки покрываются льдом прочно - зима ранняя. | интернет | |||||||
21 ноября. Михайлов день. | К Михайлову дню ублажают, задабривают «Дворового» | «Не ублажи Дворового- уйдёт он со двора, а на воё место пришлёт Лихого!» | Совершался обряд. Старая бабка выносила рано поутру, до белой зорьки, хлебную чашу с пивным суслом в под навес и ставила её на поветь. Перед полуднем большак в доме садился на лошадь и начинал ездить на ней взад и вперёд по двору, в то время как старуха, стоя на крыльце избы, махала во все стороны помелом, приговаривая: «Батюшка Дворовой! Не уходи! Не разори двор, животину не погуби! Лихому пути-дороги не кажи!» После этого помело обмакивалось в дегтярницу и где- нибудь во дворе проводилась дёгтем по стене полоса. Так «отмечали на лысине у дедки- зазубрину» Завидев эту зазубрину, «Лихой» чуть не за версту обходит двор домохозяина. Зима морозы куёт, земля мёрзнет. | Симбирская и другие смежные губернии среднего Поволжья. | А.А.Коринфский «Народная Русь». Календарь памятных дат. Г.М.Науменко «Народный праздничный календарьв песнях, сказках, играх, обрядах» | ||||
22 ноября. Матрёна зимняя- устанавливается настоящая стужа. | «С зимней Матрёны зима встаёт на ноги!»..Иней в этот день – к холодам; туман - к тёплой погоде. | А.А.Коринфский «Народная Русь» | |||||||
23 ноября. Родион- Ледолом. Ераст- настелил наст, на всё горазд. | Лёд может ломаться. | Придёт Родион- возьмёт зима мужика в полон!». «Со святого Ераста- жди ледяного наста!». «Наш Ераст- на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу!» | А.А.Коринфский «Народная Русь» | ||||||
24 ноября. Федор. | Федор- Студит: стужа что ни день, то хуже. «Федоровы ветры голодным волком воют!» «Фёдор- не Федора знобит без разбора!» «Не плачь, что ночь студена- на то она и Студитова!» Звёздное небо-лето будет грибное, ягодное. | А.А.Коринфский «Народная Русь», интернет. | |||||||
25 ноября. Иван Милостливый. | Духовный стих о Иоанне Златоусте: златокованую трубу восхвалим днесь, свирель пастырскую. Низложившего песни мусикийские, орган чудный Духа святого, Иоанна Златоустого…» Дождь или снег стоять оттепели до Введенья. | Записан под Москвой. | А.А.Коринфский «Народная Русь». | ||||||
27 ноября. День святого апостола Филиппа. | Доигрывали последние свадьбы весёлые. | Ели иней изукрасит на Филиппово заговенье серебряной бахромою все деревья,- к богатому урожаю овса на будущий год; вороньё чёрное каркает - к оттепели. | Календарь памятных дат, интернет. | ||||||
28 ноября. Гурий. | Морозы - железные носы- берут с этой поры такую силу- мочь, что даже вся нечистая лихая убегает с земли в свои преисподни. Лежит снег, лежать ему до половодья. | А.А.Коринфский «Народная Русь». | |||||||
29 ноября. Матвей. | Если ветры воют буйные, то быть вьюгам- метелицам до самого Николы – зимнего (до 19 декабря) Зима потеет, оттепели. | Календарь памятных дат, интернет. | |||||||
30 ноября. Григорий- зимоуказчик. | Какая погода в этот день, такая и зима. | Календарь памятных дат. | |||||||