Тема 2.
Что изучает семиотика? Дайте определение знака и приведите примеры знаков и знаковых систем из разных областей культуры. Что их сближает между собой?
Семиотика – наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем.
Знак – совокупность означающего (акустического или зрительного образа) и означаемого (понятия), его чувственно-предметный представитель, носитель некоей информации о нем.
Слово «стул» - знак в знаковой системе (языке), обозначающее понятие о предмете мебели
Одежда как знак в любой культуре.
Обряды как знаки чего-либо в соответствующей знаковой системе определенной религии.
Геральдика
(Знаковые системы: «языки» науки, техники, искусства)
Любой знак и знаковая система повсеместны, в них реализуется человеческая способность целенаправленного проникновения в окружающий мир, его познания, изменения и приспособления к нему. Любой знак несет в себе информативную функцию, а также упорядочивают наше восприятие окружающего мира.
Какие свойства слова-знака выделил Соссюр? Поясните его оппозицию «синхрония-диахрония» применительно к естественным языкам. Почему этот принцип важен и при изучении литературного процесса, например жанров и жанровых систем?
Произвольность слова-знака, коллективность и традиционность его использования, функционирование в системе, линейный характер знаков.
Охарактеризуйте три аспекта, в которых изучается знак: семантику, синтактику, прагматику, с опорой на работу Морриса «Основания теории знаков»
Семантика – отношение знаков к обозначаемым объектам и их содержанию, т.е. значение единиц языка. К таким знакам относятся иконические знаки, в них означающее похоже на означаемое.
|
Синтактика – отношение знаков друг к другу в системе; имеет значение даже если слово не несет смысла (Глокая куздра)
Прагматика – изучение отношений между знаковыми системами и теми, кто их использует.
Знаки и знаковые системы («коды») в художественной литературе. Приведите примеры знаковости («готового языка») в художественной речи, предметной изобразительности (имена персонажей, развязка сюжета, типы пейзажа, портрета и т.д.), композиционных приемов
Жанрово-стилистические пародии как показатель исчерпанности того или иного литературного «кода»
Повторяясь много раз, код приводит к автоматизму восприятия, надоедает, поэтому появляются пародии, свидетельствующие об исчерпанности кода. Знак превращается в штамп, перестает передавать что-то новое, свидетельствует либо о низком качестве произведения, где использован, либо о пародийности, либо иногда служит строительным материалом для характеристики персонажа («Мороз крепчал» в «Ионыче» Чехова).
Структура знака и мифотворчество с целью манипуляции массовым сознанием
Любой знак – корреляция (взаимосвязь двух и более случайных величин) означающего и означаемого (роза означает любовь – это знак).
Суть мифа – на первую знаковую систему наслаивается другая, которая и творит миф, внушающий нам некие идеи. Восприятие мифа может быть разным: циничным (неверие мифу), рассматриваться в качестве алиби чему-то (оправдание действий власти), наивной верой в миф, на что он, собственно, и рассчитан.
|
Миф не скрывает ничего и не демонстрирует – он деформирует. Его правда – отклонение (а не правда/ложь). Миф вырабатывает вторичную семиологическую систему.
Главная функция мифа – превращение истории в природу.
Для читателя мифа образ несет за собой понятие; означающее обосновывает собой означаемое.
Цель мифа – произвести впечатление. Означающее мифа – смысл и форма.
То, что в первичной системе было знаком, в мифе становится лишь означающим.
7) Роль знаковых систем в традиционалистских литературах. Приведите примеры использования аллегорий, устойчивой символики из произведений средневековых авторов. Описание жанров (жанровых «инвариантов») в поэтиках классицизма
В традиционалистских литературах устойчивые знаковые системы, коды очень важны, они выражают преемственность данного вида литературы. Так, в произведениях средневековых авторов мы найдем много символов, аллегорий, которые могут быть не очень понятны из-за наложения одной знаковой системы на другую.
Так, дремучий лес в «Божественной комедии» Данте – символ жизненных сложностей. Нам он ни о чем не говорит.
Красный цвет – символ Солнца, огня, могущества.
Змея – символ добродетели благоразумия.
Башня в куртуазной лирике – символ неприступности возлюбленной
Полиглотизм (память о старых знаках искусства) знаковых систем. По 1 признаку можно домыслить всю знаковую систему. Например, говорящие имена – классическая комедия; умолчания и многоточия – романтизм. Традиционалистская литература изобилует кодами.
Жанровый инвариант – ментальное произведение, несущее в себе пример, образец для подражания.
|
Классицисты: Буало – «Поэтическое искусство», Сумароков – «Эпистола о стихотворстве». Традиционализм ограничен классицизмом и барокко, но существует и позже. У романтиков – преемственность не СЛОВА, но ДУХА.
Декодирование», сопутствующее литературоведческому анализу. «Код» как ограничитель интерпретации (привести пример). Несводимость образа к знаку. Многозначность произведения как результат использования нескольких знаковых систем.
Декодирование – процесс расшифровки информации, переданной автором в произведении. Вовлекает в себя как автора, так и читателя, хотя читателя в большей степени. По определенным знакам (жанровый подзаголовок, символы, тропы) мы прочитываем смысл, заложенный автором.
Название произведения – тоже код à мы готовимся к тому или иному действию. (притча «Много ли человеку земли нужно?»)
Художественный образ можно определить как иконический знак. Он не повторяет реальность. Художественный образ также является многозначным и сопротивляется дешифровке.
Код как ограничитель интерпретации:
Чтобы декодировать произведение, образ, нужны определенные знания со стороны читателя о самих кодах. В то же время расшифровка по одним кодам ограничивает субъективность интерпретатора. Например, в романах Толстого современники видели традиции сентиментализма и натуралистической школы + много чего еще. Если судить о произведении, извлекая из него черты того или иного жанра, сложно воспринять все это целостно.