Физические свойства воздуха и их гигиенические нормативы




 

Выполнила: студент(ка) отделения «Сестринское дело», курс 1, группа 116 бригада 1.   ___________________ (личная подпись)   Лапицкая Мария Николаевна Ф.И.О
Проверил: преподаватель теории и практики сестринского дела     ___________________ (личная подпись)     Ямщикова Лариса Николаевна Ф.И.О

 

 

Тюмень, 2020

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

1.Основные физические свойства воздухаи их гигиенические нормативы………...4

2.Гигиеническое значение температуры воздуха…………………………………….5

3. Влажность воздуха……………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………….10

Список источников…………………………………………………………………….11

 

Введение

 

Актуальность темы работы заключается в том, что в последнее время физические свойства воздуха и их гигиенические нормативы играют наиболее важную роль среди факторов внешней среды. Без него немыслимо существование жизни на Земле. Воздух необходим для дыхания и процессов обмена живых организмов. Он играет большую роль в теплообменных процессах организма. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, снижение работоспособности, возникновение инфекционных и других заболеваний. Влияние воздушной среды происходит через действие климатических и погодных факторов, которые могут оказывать и косвенное воздействие на человека, изменяя гигиенические свойства жилищ, одежды, почвы и др. Даже незначительные изменения состава воздуха или его свойств могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организм человека, привести к нарушениям самочувствия и состояния здоровья человека. В результате выброса газов от промышленных предприятий и котельных ТЭЦ возможно образование туманов, смогов, опасных для здоровья человека. Загрязнение воздушной среды приводит в конечном итоге к загрязнению почвы, воды и продуктов питания.

Забота о чистоте воздуха является одной из важнейших общенародных, государственных задач.

Таким образом, целью написания работы является рассмотрение и изучение физических свойств воздуха и их гигиенические нормативы.

Задачами работы, в связи с указанной целью является:

- изучить основные физические свойства воздуха и их гигиенические нормативы;

- рассмотреть гигиеническое значение температуры воздуха;

- охарактеризовать влажность воздуха.

 

1.Основные физические свойства воздуха и их гигиенические нормативы

 

К физическим свойствам воздуха относят температуру, влажность, движение воздуха, атмосферное (барометрическое) давление, уровень и характер ионизации, солнечной радиации, радиоактивности, электромагнитного поля. Эти факторы обладают динамичностью и действуют на организм в основном комплексно[1, с.76].

Температура воздуха непосредственно влияет на тепловой обмен человека. При высокой температуре воздуха возрастает отдача тепла с поверхности кожи, но возможности терморегуляции ограничены и может наступить перегревание. Чаще всего перегревание наблюдается, если отдача тепла испарением затрудняется вследствие высокой влажности воздуха. В условиях низкой температуры воздуха возможно переохлаждение организма. В закрытых помещениях физиологически оптимальной температурой является 18—20°С. При температуре воздуха выше 24—25°С или ниже 15—16°С возможно нарушение теплового баланса организма, что приводит к ухудшению самочувствия, снижению работоспособности. Длительное нахождение в неблагоприятных температурных условиях может привести к тем или иным заболеваниям.

Влажность воздуха влияет на организм человека в комплексе с температурой воздуха. Наиболее неблагоприятной является высокая влажность воздуха, способствующая перегреванию организма при температуре воздуха выше 25°С и переохлаждению при низкой температуре.

Оптимальной для человека является относительная влажность в пределах от 30 до 60%, в зависимости от температуры воздуха. В гигиенических исследованиях степень влажности воздуха характеризуется следующими показателями:

- относительная влажность отражает процент насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения и измеряется отношением абсолютной влажности к максимальной (в %);

- максимальная влажность — количество водяных паров в граммах, необходимое для насыщения 1 м воздуха при данной температуре;

- абсолютная влажность — количество водяных паров в граммах в 1 м воздуха в момент наблюдения.

 

2. Гигиеническое значение температуры воздуха

 

Гигиеническое значение температуры воздуха определяется прежде всего ее влиянием на теплообмен организма, который является одним из видов взаимодействия организма с внешней средой. Благодаря совершенству механизмов терморегуляции, контролируемых центральной нервной системой, человек приспосабливается к различным температурным условиям и может кратковременно переносить значительные отклонения от оптимальных температур[11, с.75].

Основная масса тепла теряется с поверхности кожи путем:

- излучения к более холодным окружающим предметам (около 45%);

- проведения, или конвекции, то есть послойного нагревания воздуха, прилегающего к телу и находящегося обычно в некотором движении (около 30 %);

- испарения влаги с поверхности кожи и слизистых оболочек дыхательных путей (около 25 %).

Приведенные величины теплопотерь являются приближенными и характерны для состояния покоя при комнатной температуре. При высокой или низкой температуре воздуха и во время физической работы эти величины значительно изменяются. Однако, как ни совершенны процессы терморегуляции, при значительных колебаниях внешней температуры они порой не могут обеспечить теплового равновесия организма.

При низкой температуре воздуха вследствие значительной теплоотдачи может возникнуть переохлаждение организма, при котором происходит нарушение кровообращения, снижение сопротивляемости иммунологических свойств организма. Переохлаждение способствует возникновению простудных заболеваний, а также болезней периферической нервной системы, мышц и суставов. Наряду с указанными общими нарушениями могут отмечаться и местные нарушения: отморожение рук, ног, ушей, носа и др. При выполнении физических упражнений в условиях низкой внешней температуры возникает и опасность повреждения мышц и связок, так как при этом уменьшается их эластичность[10, с.81].

В условиях высокой внешней температуры вследствие затруднения теплоотдачи может наступить перегревание организма. У человека, находящегося в покое, нарушения терморегуляции наблюдаются, когда температура воздуха превышает 30-31 °С (при относительной влажности 80-90 %) или 40 °С (при относительной влажности 40-50 %). Естественно, что при выполнении мышечной работы перегревание может возникнуть при более низкой температуре воздуха. Следует учесть, что при температуре воздуха выше 38-40 °С в организме накапливается тепло также в результате нагревающего действия воздуха и окружающих предметов.

В жилых помещениях в зависимости от климатических условий рекомендуются следующие нормы температуры воздуха: для холодного климата - 21 °С, для умеренного и теплого - 18-19 °С, для жаркого - 17-18 °С. Разница в температуре воздуха по горизонтали (от стен с окнами до противоположных стен) не должна превышать 2 °С, а по вертикали (от уровня пола до уровня головы) - 2,5 °С [2, с.74].

Температурные нормы в крытых спортивных сооружениях в соответствии со СНиП 11-76-78 характеризуются следующими величинами. Спортивные залы, рассчитанные на 800 и более зрителей, - + 18 °С в холодный период года при относительной влажности 40-45 % и не выше + 25 °С в теплый период года при относительной влажности 50-55 %. Спортивные залы, рассчитанные на 800 и менее зрителей, - + 18 °С в холодный период года и не более чем на 3 °С выше расчетной температуры наружного воздуха в теплый период года. Спортивный зал без мест для зрителей - + 15 °С. Крытые катки без мест для зрителей - + 14 °С. Стрелковые галереи и огненные зоны крытых тиров, а также стрелковые галереи при открытых тирах при наличии бойниц - + 18 °С. Вестибюли-грелки катков и лыжных баз - + 16 °С.

В крытых плавательных бассейнах температура воздуха следующая: в зале бассейна (с местами для зрителей или без них) на 1-2 °С выше температуры воды в ванне, зал для подготовительных занятий - + 18 °С, вестибюль (для занимающихся) - + 20 °С.

Температура воздуха во вспомогательных помещениях должна быть следующей: в учебных классах, методических кабинетах - + 18 °С, в раздевальнях и душевых - + 25 °С, в массажных - + 22 °С, в санитарных узлах - + 25 °С.

Температурные нормы для занятий спортом на открытом воздухе не установлены, так как на теплообмен организма, кроме температуры воздуха, влияют и другие метеорологические факторы. Нормальная температура тела поддерживается за счет одежды, интенсивной физической нагрузки и зависит от степени закаленности спортсмена.

Тренировочные занятия и соревнования при температуре воздуха выше + 30 °С и ниже - 25 °С проводить не рекомендуется. В случае необходимости проведения занятий следует строго придерживаться гигиенических правил по предупреждению перегревания и отморожений.

 

1.3 Влажность воздуха

 

Из-за испарения влаги в воздухе постоянно находится некоторое количество водяных паров, которые обусловливают влажность воздуха. Степень влажности воздуха изменяется в зависимости от ряда условий: температуры воздуха, высоты над уровнем моря, расположения в данной местности морей, рек и других крупных водоемов, характера растительности и др. Находящиеся в воздухе водяные пары, как и другие газы, обладают упругостью, которая измеряется высотой ртутного столба в миллиметрах[9, с.65].

При повышении количества водяных паров в воздухе их упругость возрастает и достигает определенного предела, при котором пары насыщают пространство. Каждой температуре воздуха соответствует определенная степень насыщения его водяными парами.

Превышение предела насыщения воздуха вызывает выделение влаги в виде тумана, росы, инея и т. п. Влажность воздуха характеризуется следующими основными понятиями: абсолютная влажность, максимальная влажность, относительная влажность.

Абсолютная влажность - упругость (мм рт. ст.) или количество водяных паров (г), находящихся в данное время в 1 м3 воздуха. Максимальная влажность - упругость водяных паров (мм рт. ст.) при полном насыщении воздуха влагой при данной температуре или количество водяных паров (г), необходимое для полного насыщения 1 м3 при той же температуре. Относительная влажность - отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах, иными словами - процент насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения. Относительная влажность воздуха определяется по формуле:

где О - относительная влажность (%), А - абсолютная влажность (мм рт. ст.), М - максимальная влажность (мм рт. ст.)[3, с.56].

От степени насыщения воздуха водяными парами в значительной степени зависят потери тепла. Одна и та же температура воздуха ощущается по-разному в зависимости от степени влажности, оказывающей влияние на процесс испарения с поверхности тела.

Наибольшее гигиеническое значение имеет относительная влажность. Она дает представление о степени насыщенности воздуха водяными парами и указывает на его способность принять дополнительное количество водяных паров при испарении с поверхности кожи. Например, чем ниже относительная влажность воздуха, тем меньше воздух насыщен водяными парами.

Воздействие влажности воздуха на организм главным образом связано с тем, что она существенно влияет на процессы теплоотдачи. Повышенная влажность при высокой внешней температуре способствует перегреванию организма, так как при этом значительно ухудшаются условия теплоотдачи. При температуре воздуха свыше + 25-30 °С основным путем отдачи тепла организмом является испарение пота. Однако организм отдает тепло, только когда пот испаряется с поверхности кожи (при испарении 1 г пота организм теряет 0,6 ккал). При повышенной влажности воздуха испарение пота в значительной мере замедляется, теплоотдача резко снижается. Особенно отрицательно это сказывается при мышечной деятельности, когда организм усиленно вырабатывает тепло, поэтому при выполнении физических упражнений в условиях высокой влажности и температуры воздуха всегда имеется опасность возникновения перегревания организма.

Низкая влажность воздуха при высокой внешней температуре способствует хорошей теплоотдаче и позволяет легче переносить жару (климат Средней Азии, где сухой воздух обеспечивает быстрое испарение пота) [8, с.85].

Повышенная влажность воздуха при низкой внешней температуре способствует охлаждению организма, так как при этом усиливается теплоотдача. Это связано с рядом причин. Прежде всего увеличивается потеря тепла, так как повышается теплопроводность воздуха, ибо водяные пары имеют более высокую теплопроводность, чем воздух. Вместе с тем повышается теплопроводность тканей одежды (воздух, находящийся в парах тканей, становится более теплопроводным), и поэтому тепло быстро покидает пространство под одеждой. Длительное пребывание в условиях высокой влажности воздуха и при температуре воздуха ниже - 10-15 °С может привести к переохлаждению организма и вызвать простудные и другие заболевания (ревматизм, туберкулез легких и др.)[3, с.86].

Норма относительной влажности воздуха для помещений - 30-60 %. Значительный диапазон данной нормы зависит от температуры воздуха и других условий. Для людей, находящихся в покое, при температуре воздуха + 16-20 °С и небольшом его движении влажность воздуха должна быть не менее 40-60 %. При мышечной деятельности, если температура воздуха находится в пределах + 15-20 °С, влажность воздуха должна составлять 30-40 %, а при температуре + 25 °С - 20-25 %. В спортивных залах (при температуре воздуха + 15 °С) и в залах для подготовительных занятий в бассейнах (при температуре воздуха + 18 °С) относительная влажность воздуха должна быть 35-60 %, а в залах ванн крытых бассейнов (при температуре воздуха + 26 °С) - 50-65 %.

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе написания работы можно сделать вывод, что физические свойства - это температура, влажность, подвижность воздуха, барометрическое давление, электрическое состояние. Действие воздушной среды на организм комплексное, но одно из существенных воздействий связано с физическими свойствами воздуха, поскольку они в значительно степени определяют теплообмен организма с окружающей средой.

К основным физическим свойствам воздуха, оказывающим влияние на жизнь человека, его работоспособность и самочувствие относятся:

- температура,

- солнечная радиация,

- влажность,

- скорость движения воздуха,

- барометрическое давление,

- радиоактивность,

- электрическое состояние.

Поскольку эти свойства могут оказывать вредное влияние на организм, гигиена ставит своей задачей изучить оказываемое ими положительное или отрицательное влияние, выработать мероприятия по применению положительных свойств (например, закаливающие процедуры, солнечные ванны, климатическое лечение), и предупреждению отрицательного воздействия (например, перегрев, охлаждение, солнечные ожоги).

 

 

Список источников

 

1. Ажаев, А.Н. Физиолого-гигиенические аспекты действия низких температур на организм человека / А.Н. Ажаев. - М.: Медицина, 2018. - 674 c.

2. Андреева, Е.Е. Гигиена и экология человека: Учебник / Е.Е. Андреева. - Ереван: МИА, 2014. - 600 c.

3. Габович, Р. Д. Учебник гигиены / Р.Д. Габович. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2019. - 412 c.

4. Граевская, Н. Д. Бодрость и здоровье / Н.Д. Граевская. - М.: Медицина, 2015. - 229 c.

5. Григорьев, Ю. Г. Сотовая связь и здоровье. Электромагнитная обстановка. Радиобиологические и гигиенические проблемы. Прогноз опасности / Ю.Г. Григорьев, О.А. Григорьев. - М.: Экономика, 2016. - 576 c.

6. Иванов, И.С. Все, все, все о ваших зубах / И.С. Иванов, Е.А. Иванова. - Москва: Наука, 2015. - 144 c.

7. Куклева, Н. Н. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации. Комментарии специалиста к СанПиН. Шаблоны и презентация в электронном приложении (+ CD) / Н.Н. Куклева. - М.: Учитель, 2016. - 418 c.

8. Лакшин, А.М. Общая гигиена с основами экологии человека / А.М. Лакшин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 418 c.

9. Лаптев, А. П. Береги здоровье смолоду / А.П. Лаптев. - М.: Медицина, 2013. - 144 c.

10. Чижевский, А. В. Как победить остеохондроз / А.В. Чижевский. - М.: Советский спорт, 2019. - 520 c.

11. Чирков, Ю. Г. Стресс без стресса / Ю.Г. Чирков. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 176 c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: