Лекция 9. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ




 

План:

1. Понятие «здоровье сберегающие технологии» в образовательном процессе.

2. Этапы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.

3. Создание ситуации успеха.

4. Характеристика здоровье сберегающего урока.

 

1. а) Концептуальность. Каждой педагогической технологии долж­на быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образователь­ных целей.

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

"Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет:

- Реальной разгрузки содержания общего образования;

- Использования эффективных методов обучения;

- Повышения удельного веса и качества знаний физической культурой;

- Улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

- Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Тем самым, в основополагающих документах Министерства образования РФ сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования.

При выборе форм и методов этой работы школы, как правило, не могут руководствоваться проблемами своего образовательные учреждения в силу ряда объективных причин: материальное обеспечение, неинформированность о состоянии здоровья детей самих родителей, их безответственное отношение к состоянию здоровья детей, даже если они знают диагноз ребенка, невозможность осуществления системного пролечивания детей в силу отсутствия специалистов и др.

«Здоровьесберегающая технология» — это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. Следует заметить, что в данном случае понятие «искусство» обозначает отнюдь не определенную форму человеческой деятельности, отражающей действительность в художественных образах (музыка, театр, живопись, литература), а, скорее, искусное выполнение определенной работы. В этом смысле оно является синонимом слова «мастерство». В массовом сознании мастерство рассматривается как высший, творческий уровень освоения определенной деятельности. В этом значении оно противостоит массовому среднему уровню исполнения. Поэтому термин «технология» можно перевести с греческого языка как «учение об искусном, мастерском выполне­нии какой-либо деятельности».

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся, т.к. направленона решение таких задач, как:

- охрана и укрепление здоровья учащихся;

- создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм;

- формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.

ЗСТ зависят от ресурсов - кадровых (в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических (применение специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.

 

2. б) содержательная часть обучения:

• цели обучения - общие и конкретные;

• содержание учебного материала;

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в два этапа. На первом этапе воплощается фундаментальный принцип «Не навреди!». Реализация рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося — его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.

Таким образом, первый этап с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.

На этом этапе определение здоровьесберегающих образовательных технологий следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у школьников культуры здоровья.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Для создания необходимых условий успешности в обучении учащихся, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи неуспешности каждого ученика в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным учеником.

 

Такое разделение причин помогает не только понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьни­ка, но и определить основные траектории взаимодействия врачей, психологов, педагогов и родителей.

Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в школу учеными и управленцами, является учитель.

Возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной ему задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответ­ственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени. И не помогать им сохранять свое здоровье было бы непрофессионально и бездушно. Во-вторых, определенное воздейст­вие на здоровье ученика оказывает учебный процесс. В-третьих, современная ме­дицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же школы иная — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Что же может сделать учитель для сохра­нения здоровья школьника? Во-первых, обеспечить в школе, в классе наблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах. Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников.

Третье направление касается педагогической техники учителя, стиля и особенности его общения с учащимися. Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного, с позиции здоровьесбережения, расписания уроков, минимизировать объем домашнего задания, но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося отдельных учителей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех этих усилий до минимума. Грамотная, самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике на первое место, окажет нейтрализующее воздействие на многие не­достатки организации образовательного процесса. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников, с одной стороны, а с другой — содержится огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка.

 

3. Создание ситуации успеха как для ученика, так и для учителя — одна из приоритетных задач нашей школы.

Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе. Успешность школьника напрямую связана с его успеваемостью.

Причины неуспешности учащихся можно сгруппировать следующим образом.

1. Педагогические: низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности учащегося, пропуски занятий, отсутствие дифференцированного подхода при обучении учащихся, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании учебного процесса, недостаток заботы и любви родителей.

2. Психологические: несформированность мотивов учебной деятельности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, пробелы в знаниях, пробелы в учебных умениях и навыках, низкий уровень познавательных способностей.

3. Соматические и физические: общая ослабленность организма, хронические заболевания, пропуски по болезни.

4. Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микропоражения коры головного мозга.

 

4. Харак­теристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим.

1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:

• требования к освещенности кабинета, требования к мебели,

• температурный режим помещения,

• проветривание помещения,

• уровень шума,

• место и длительность применения ТСО и др.

2. Динамическая организация урока:

• физкультминутка,

• дыхательная гимнастика,

• глазная гимнастика,

• кинезеологические упражнения,

• поза учащегося во время урока.

3. Психологический подход при проведении урока:

• учет индивидуальных особенностей учащихся,

• учет темперамента учащихся,

• умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),

дифференцированный подход в обучении.

4. Психологический климат урока:

• мажорность урока (эмоциональность),

• проявление доверительного подхода к ученикам,

• наличие на уроке эмоциональной разрядки,

• создание ситуации успеха и др.

5. Некоторые педагогические знания и умения:

• чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),

• количество используемых на уроке методов, чередование методов,

• плотность урока,

• темп окончания урока,

• определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

• умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,

• умение оценить уровень работоспособности.

6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

• включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,

• постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

 

в) процессуальная часть - технологический процесс:

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению процессом усвоения ма­териала;

• диагностика учебного процесса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: