Глава X. Вселенская Церковь. Оставление грехов. Изменение всего человека в лучшее состояние, совершающееся в воскресении. Воскресение плоти и его исти




Мы также веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники [39] [не принадлежат Ей], так как Она любит ближнего и легко прощает грехи ближнего, потому что сама молит о своем прощении у Того, Кто нас вновь примирил с Собой, предав забвению все прошлое и призвав нас к новой жизни. И пока мы не достигнем этой совершенной жизни, мы не можем быть без грехов. Тем не менее есть разница в том, какие бывают грехи.

22. Впрочем, сейчас не время рассуждать о различии грехов, но следует просто верить, что нам никоим образом не простится то, в чем мы согрешили, если мы будем неумолимы в прощении грехов [других людей] (см. Мф 6:15). Итак, мы веруем и в отпущение грехов.

23. Как известно, человек состоит из трех частей - духа, души и тела (которые также сводятся к двум, поскольку душа часто упоминается вместе с духом; ведь [в этом случае] духом называется некоторая разумная часть той же самой [души], которой нет у животных). Дух - это самое главное в нас; далее идет жизнь, посредством которой мы соединяемся с телом и которая называется душой; наконец, идет само тело, которое видимо и которое есть наша внешняя [часть]. Именно вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22). Дух первый принес плоды, так как он поверил Богу, и это уже свойственно доброй воле [40]. Этот дух также называется моим, о котором говорит Апостол: Умом моим служу закону Божию (Рим 7:25). В другом месте он также говорит: Ведь свидетель мне Бог, Которому служу духом моим (см. Рим 1:9). Душа же называется плотью всякий раз, когда она стремится к плотским благам. В самом деле, некоторая ее часть противится духу не своей природой, но привычкой ко грехам. Поэтому написано: Умом служу закону Божию, а плотню закону греха (Рим 7:25). Эта привычка [людей] превратилась в природу согласно смертному рождению из-за греха первого человека. Поэтому и написано: И мы <...> некогда <...> были по природе чадами гнева (Еф 2:3), то есть наказания, посредством которого стало так, что мы служим закону греха. Но природа души становится совершенной, когда она подчиняется своему духу и следует за ним, а он в свою очередь следует за Богом. Поэтому душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор 2:14). Но душа подчиняется духу для доброго делания не так быстро, как дух [подчиняется] Богу для истинной веры и доброй воли. Действительно, иногда ее стремление, которым она ниспадает к телесному и временному, сдерживается медленнее. Но поскольку и сама душа вновь очищается, обретая неизменность своей природы благодаря владычествующему [над ней] духу, который есть ее глава, а этой ее главе глава есть Христос, то не следует терять надежды, что тело будет восстановлено в своей собственной природе. Но это произойдет, конечно, не так быстро, как у души, так же как и у души не так быстро, как у духа; но в свое время, при последней трубе, когда мертвые воскреснут <...> а мы изменимся (1 Кор 15-52). И потому мы веруем также в воскресение плоти; не только потому, что восстановится душа, которая ныне по причине телесных страстей называется плотью, а потому, что восстановится даже эта видимая плоть, которая по природе есть плоть и название которой душа получила не из-за своей природы, но из-за телесных страстей. Итак, следует верить, что эта видимая плоть, которая в собственном смысле называется плотью, несомненно воскреснет. Ведь кажется, что апостол Павел как будто пальцем на нее указывает, когда говорит: Тленному сему надлежит облечься в нетление (1 Кор 15:53). В самом деле, когда он говорит сему, то как будто палец направляет на плоть. Ведь на то, что видимо, можно указать пальцем. Хотя и душа могла быть названа тленной; ведь она сама растлевается порочными нравами. И когда говорится: И смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор 15:53), этим обозначается та же самая видимая плоть, так как на нее постоянно словно указывается пальцем. Хотя и душа по причине порочных нравов может называться как тленной, так и смертной. В самом деле, смерть души есть отступление от Бога, что и было ее первым грехом в раю, как написано в Священном Писании.

24. Таким образом, согласно христианской вере, которая не может ошибаться, тело воскреснет. Это кажется невероятным тому, кто обращает внимание на то, какая плоть есть сейчас, но не может себе представить, какая же она будет. Ведь во время грядущего ангельского изменения будет уже не плоть и кровь, но просто тело. В самом деле, когда Апостол рассуждает о плоти, он говорит: Иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор 15:39-40). Он не сказал: и плоть небесная; но сказал: и небесные и земные. Действительно, всякая плоть одновременно есть тело, однако не всякое тело одновременно есть плоть. Прежде всего [это так] у земных существ, так как дерево есть тело, а не плоть; тело же человека или скота одновременно есть также плоть. А у небесных существ вообще нет никакой плоти, но есть тела простые и сияющие, которые Апостол называет духовными (1 Кор 15:44), а некоторые называют их эфирными. Поэтому воскресению плоти не противоречит то, что он сказал: Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор 15:50). Этим он скорее предсказал, каким будет то, что ныне есть плоть и кровь. Всякий, кто не верит, что эта плоть может превратиться в такую природу, должен быть приведен к вере постепенно. Ведь если ты спросишь у него, может ли земля превратиться в воду, то благодаря их сходству это не покажется ему невероятным. Опять же, если спросишь, может ли вода [превратиться] в воздух, то он не ответит, что это нелепо, ведь они подобны друг другу. И если о воздухе спросят, может ли он преобразоваться в эфирное, то есть небесное тело, то уже само сходство убеждает [его в этом]. Следовательно, если он соглашается, что постепенно через промежуточные стадии может произойти так, что земля превратится в эфирное тело, то почему же он не верит, что по воле Божией, благодаря которой человеческое тело могло ходить по водам, это может произойти скорейшим образом, или, как сказано, во мгновение ока (1 Кор 15:52), без каких-либо промежуточных стадий, так, как обычно дым с удивительной быстротой превращается в огонь? Хотя наша плоть и [состоит] из земли, но сами философы, доказательствами которых чаще всего опровергается воскресение плоти (а они утверждают, что никакое земное тело не может быть на небе), - [сами эти философы] объявляют, что какое угодно тело может превратиться и измениться в любое другое тело.

Как только воскресение тела совершится, мы будем свободны от условий времени и будем наслаждаться вечной жизнью, невыразимой любовью, неизменностью и нетлением. Ведь тогда сбудется то, что написано: Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Смерть! где твоя победа? (1 Кор 15:54- 55) [41].

25. Вот эта вера, которая в немногих словах содержится в Символе, дается современным христианам для того, чтобы они ее придерживались. Эти немногочисленные слова стали известны верным, чтобы, веруя, они подчинялись бы Богу; подчиняясь, правильно бы жили; правильно живя, очищали бы сердце и чистым сердцем познавали бы то, во что верят [42].

Примечания
1. Текст Августина совпадает с LXX. В Синод, пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. С помощью этой цитаты блаженный Августин обосновывает свое философское учение о соотношении веры и разума. См. Фокин А. Из истории западного богословия: Блаженный Августин Иппонский // Альфа и Омега. 2000. № 2(24).
2. Скорее всего имеются в виду богословы, находившиеся под влиянием платоновской философии, например, Гермоген, против которого еще Тертуллиан написал свой одноименный трактат.
3. Текст блаженного Августина не совпадает с LXX и Синод, пер.: (для всемогущей руки Твоей), создавшей мир из необразного вещества.
4. По-видимому, речь идет об идее мира в Разуме Бога. Подробнее см. об этом указанную статью о блаженном Августине.
5. Отголосок доникейского учения о Слове Божием, ставящего бытие Бога Сына в тесную связь с действием и проявлением Бога Отца в тварном мире.
6. Текст блаженного Августина близок к LXX; в Синод, пер.: Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу.
7. Это обычный аргумент, использовавшийся в полемике с арианами многими святыми Отцами, в частности, святителем Афанасием Великим.
8. Имеются в виду монархиане медалисты. См. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Против Праксея // Альфа и Омега. 2001. №№ 1(27), 2(28).
9. Имеются в виду ариане.
10. Текст блаженного Августина близок к LXX. В Синод, пер.: Господь имел меня началом пути Своего.
11. Выражение, употреблявшееся Отцами I Вселенского Собора и святителем Афанасием, подчеркивающее единосущие Отца и Сына.
12. То есть совершенное во времени.
13. Имеются в виду христологические ереси - докетизм, аполлинарианство, манихейство и др.
14. Блаженный Августин использует здесь известный святоотеческий аргумент: то, что не воспринято, то не уврачевано (спасено). См., напр., Святитель Григорий Богослов. Послание 3 к Кледонию // Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание творений. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 10.
15. Имеется в виду учение Аполлинария.
16. Имеются в виду докеты и манихеи.
17. Имеются в виду манихеи.
18. Учение о посредничестве разумной части души при воплощении Слова Божиего встречается у святителя Григория Богослова, см. его Слово 38 и 45. (Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч. Т 1. С. 526, 667).
19. Чтение из-за своих неправедных дел взято из критического аппарата настоящего издания; в основном тексте: из-за неправедности, <из-за> трудов.
20. Чтение воссияет взято из критического аппарата настоящего издания; в основном тексте: будет.
21. Синод, пер.: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть.
22. Ex Patre per Filium dono Spiritus Sancti. Подобное выражение часто встречается также у Восточных Отцов Церкви и означает единство природного действия всех Лиц Святой Троицы, которое начинается от Отца как от Источника, осуществляется через Сына и доводится до полноты и совершенства Святым Духом (см., напр., 1-е Послание к Серапиону святителя Афанасия Великого (Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 3. M., 1994. С. 41); кн. "О Святом Духе" святителя Василия Великого (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911. С. 607) и др.).
23. Текст блаженного Августина, не считая порядка слов, ближе к греческому, чем Синод, пер.: Ибо все из Него, через Него и к Нему. В Синод. пер.: Ибо все из Него, Им и к Нему. Последнее выражение είς αυτόν ('к Нему') может быть переведено также 'в Него', 'в Нем', поскольку в новозаветном греческом языке различие между предлогами εις 'в, по направлению к' и εν 'в' стирается. Что касается порядка выражений в цитате, то ниже в § 19 Августин дает правильный порядок. Следует заметить, что это место у святых Отцов традиционно рассматривалось как указание на Святую Троицу.
24. Этот же самый "водный" образ использовал в качестве аналогии Святой Троицы уже Тертуллиан; см. указанный перевод его трактата "Против Праксея".
25. Ср. Ин 10:30. В частности, такое разграничение проводил уже Тертуллиан. См. указанный перевод его трактата "Против Праксея".
26. Текст Августина ближе к греческому. В Синод, пер.: От начала Сущий.
27. Ипостасные свойства, перечисляемые здесь Августином, часто встречаются у восточных святых Отцов, в частности, Каппадокийцев, причем основной момент здесь - представление о монархии Бога Отца.
28. Выражение, введенное, по-видимому, святителем Иларием Пиктавийским в качестве латинского аналога греческого понятия ομοούσιος 'единосущный'. Оно тождественно другому латинскому термину consubstantialis, употребляющемуся в Символе веры (см. выше § 16).
29. B Синод. пер. (= греческий): Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
30. То же учение о монархии Бога Отца характерно для Каппадокийцев, см. напр., Святитель Григорий Богослов. Слово 20, 29, 40 // Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч. Т. 1. С. 301-302, 423, 572.
31. В частности, имеется в виду святитель Иларий Пиктавийский. На самом деле в данном месте Апостол говорит о даре благодати Божией, который принадлежит всем Лицам Святой Троицы, а не отождествляется с каким-то одним Лицом.
32. Эти слова блаженного Августина ясно показывают, что в то время (ок. 393 г.) он не допускал двойного источника сущностного бытия Святого Духа, а значит, не допускал и двойного исхождения Святого Духа от Отца и Сына (filioque). Однако впоследствии Августин отошел от этого истинного понимания происхождения третьей Ипостаси Святой Троицы и стал учить о том, что источником сущностного бытия Святого Духа являются как Отец, так и Сын, от Которых Он исходит одновременно (см. его трактат "О Троице" (PL 42, 1057-1098), кн. 15). Следует заметить, что элементы позднего учения Августина заметны уже в этом трактате (см. ниже).
33. A quo est genitus. Слово genitus 'рожденный' здесь, по-видимому, имеет значение 'возникший, происшедший'. Отнести это выражение к Сыну не позволяет грамматическая структура фразы.
34. Данное частное богословское мнение наряду с представлением святителя Илария Пиктавийского о Святом Духе как Даре (munus) заключает в себе предпосылки учения о filioque; см. трактат Августина "О Троице", кн. 15. В трактате "О Символе веры" Августин как будто дистанцируется от этого учения, но на самом деле защищает его, см. далее § 20.
35. Или устойчивости, ad permanendum.
36. То есть блаженный Августин хочет сказать, что подлежащее данного высказывания - Бог, а сказуемое - Дух, а не наоборот, что, по Августину, указывает на Святого Духа как на саму Божественную природу, на самом деле общую для всех трех Ипостасей Святой Троицы.
37. Это представление о Святом Духе как о связи между Отцом и Сыном, подкрепляемое психологической аналогией в трактате "О Троице", чуждо православному учению о Святой Троице и также является одним из аргументов в пользу учения о filioque.
38. Это известное августиновское учение о совпадении в Боге сущности и свойств, субстанции и акциденций также решительно отличается от православного учения по данному вопросу; см. об этом подробнее указанную статью о блаженном Августине.
39. Имеются в виду донатисты, которые, так же как монтанисты и новациане, отрицали возможность покаяния после крещения.
40. Из этого можно заключить, что в то время (ок. 393 г.) блаженный Августин еще не отрицал участие человеческой свободной воли в самом акте веры в Бога, как впоследствии.
41. Так в некоторых ранних греческих рукописях. В Синод, пер.: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?
42. Quod credunt intelligunt. Это одно из основных положений учения блаженного Августина о соотношении веры и разума, перешедшее в средневековое латинское богословие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: