ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОДРОСТКА




Герасимова Татьяна Александровна,

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета,

Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары,

tatyana.gerasimova.98@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОДРОСТКА

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния эмпатии на социальный статус подростка. Было рассмотрено множество определений и подходов к изучению эмпатии и психологические особенности эмпатии в подростковом возрасте.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатические особенности, когнитивная эмпатия, эмоциональная эмпатия, действенная эмпатия, подростковый возраст.

Одной из важных проблем современного общества является проблема гуманизации отношений человека с окружающими людьми. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование и развитие духовной культуры личности. Неотъемлемой частью данного вида культуры является эмоциональная зрелость, способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другого. Ключевым условием данного процесса является эмпатия. На сегодняшний день актуальным является развитие эмпатийной личности, отличающейся гибкостью в общении, позитивным мышлением, способностью к децентрации и альтруистическому поведению.

Изучению эмпатии посвящено множество зарубежных и отечественных работ. В зарубежной психологии эмпатия понимается как внутренняя активность, результатом которой становится интуитивное понимание чувств другого, способность поставить себя на место другого, сопереживать ему (К. Роджерс, Д. Эберштейн, Д. Бэтсон, Дж. Иган и др). В отечественной психологии понимание феномена эмпатии оказывается в основном сходным с позициями зарубежных исследователей. Эмпатия рассматривается как способность к произвольной эмоциональной отзывчивости и вчувствованию в скрытый смысл слов и действий другого (В. В. Бойко, Н. Н. Обозов, И. М. Юсупов и др).

Изучением эмпатии ученые занимаются уже достаточно долгое время. Существует множество определений и подходов к ее изучению.

Д. Эберштейн указывает, что слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение» [5]. Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение.

С точки зрения К. В. Ягнюка, обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии. К настоящему времени эти проблемы разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии [7].

Большинство отечественных психологов не противопоставляют эмпатию как эмоцию интеллектуальному познанию. Эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Л. П. Стрелкова). Специалисты, изучающие эмпатию, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия (Н. М. Саржвеладзе).

Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (В. А. Петровский, В. В. Шпалинский, П. В. Симонов, П. М. Ершов). В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Н. Н. Обозов).

Н. Н. Обозов определяет эмпатию как отклик одной личности на переживания другой и считает, что без сопереживания, без оказания взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие. Автор обозначает три формы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и действенную. Эти формы эмпатии явились составляющими компонентами иерархической структурно-динамической модели эмпатии, которая включает объект (источник) и субъект эмпатии. Далее, автор описывает три компонента, соответствующих формам эмпатии [3].

В. И. Долгова указывает, что форма эмпатии зависит от типа межличностных отношений: при наличии привлекательности другого человека можно ожидать и большую величину эмпатии во всех ее формах. Эмпатия, таким образом, может иметь избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого другого человека, а только значимого (например, друга, супруга).

А. А. Бодалев рассматривает эмпатию наряду с другими социально-психологическими механизмами (децентрацией, рефлексией, идентификацией) и считает, что эмпатия, аккумулируя в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, является выражением психологического принятия последней этим человеком [2].

В зарубежной психологии понятие «эмпатия» отмечено К. Роджерсом в контексте психолого-терапевтической работы консультанта с клиентом. Основоположник гуманистического направления писал: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». В своих дальнейших исследованиях автор пришел к выводу, что эмпатия – это не состояние, а процесс, одно из базовых условий личностного роста, особые взаимоотношения.

По мнению К. Роджерса, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, сообщение своих впечатлений о внутреннем мире другого, обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. На таком понимании базируется клиент-центрированный подход в психотерапии, впоследствии pacпрoстраненный на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель. Эмпатия в представлении автора означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам едва осознает. Быть эмпатичным трудно, заключает автор. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким.

По мнению В. М. Вартанян, эмпатия – перцептивно-рефлекторная способность, определяющая возможность проникновения субъекта общения в индивидуальное своеобразие личности объекта общения и понимание при этом самого себя. Автор считает, что процесс формирования и становления способности к эмпатии не хаотичен. Существует ряд факторов, способствующих или препятствующих правильному восприятию и оценке людей. Одним из них является влияние индивидуально-типологических свойств личности: высокому уровню эмпатии соответствует высокий социометрический, эмоциональный и деловой статус личности в группе.

Эмпатия в подростковом возрасте имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее.

В онтогенезе личности эмпатия проходит определённый путь развития. Существует множество различных представлений учёных о происхождении и развитии эмпатии в онтогенезе.

Согласно мнению Х. Кохута, эмпатия является универсальной потребностью развития. Переживание младенцем эмпатического отзеркаливания заботящегося лица - необходимая составляющая в развитии связного «Я» и, наоборот, травматические провалы в обеспечении эмпатического отзеркаливания негативную роль в развитии дефектов и патологии «Я».

А. Адлер полагает, что эмпатия объясняется существованием у индивида врожденного чувства общности. По его мнению, это космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воплощено в каждом из нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду. Источник этой способности действовать и чувствовать за другого человека заключается во врождённом социальном чувстве.

По данным Е. Стотлэнда, эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и от количества детей в семье. Первые и единственные дети в семье (ПЕ) более склонны к эмпатии, если люди как объекты эмпатии отличаются от них, если они зависят от них, не соревнуются с ними, обладают более высоким или более низким статусом. Чем больше выражен у ПЕ мотив личного успеха, тем меньше выражена у них эмпатийность. Позднорожденные (ПР) переживают за людей, если они похожи, обладают равным с ПР статусом, если отношения с объектом эмпатии у них взаимны и равно зависимы. В ситуации соревнования ПР проявляют большую эмпатию по сравнению с ПЕ.

Исследования показали, что в семье с одним ребёнком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребёнку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой - сверстник [3].

В. С. Мухина отмечает проявление положительной мотивации в подростковом возрасте. В целом основными мотивами действий подростков являются положительные социальные побуждения, переживания благожелательности к людям, сочувствия их горю и несчастью [6].

Многие исследователи отмечают развитие эмпатии в пубертатном периоде. Рассмотрим особенности развития и проявления феномена эмпатии в младшем подростковом возрасте.

Формирование в школьном возрасте просоциальной мотивации и сочувствия как высшей формы эмпатии связано с развитием познавательных процессов, когнитивизацией и обобщённостью переживаний, расширением сфер общения, усвоением нравственного знания.

По заключению Т. П. Гавриловой, к подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится всё более устойчивым мотивом поведения в пользу другого [4].

Именно в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают всё более явственно обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии. Так, Н. Айзенберг считает, что девочки в возрасте от 10 до 12 лет более проникаются заботой и состраданием, эмпатия у них развивается раньше, чем у мальчиков этого возраста. Это связано, по её мнению, с более быстрыми темпами созревания девочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности.

Половозрастные различия в эмпатии к различным объектам Т. П. Гаврилова объясняет интенсивным половым развитием подростков, формированием специфических психологических особенностей мальчиков и девочек.

Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка. Эмпатия в свою очередь основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, «потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать» [1].

Данные зарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят о глубоких связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Нравственные нормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинают проявляться в поступках и суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, в то время как дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Данные зарубежных исследований позволяют говорить о связи эмпатии с установлением и поддержанием дружеских отношений. Для крепкой дружбы подростков было характерно интенсивное общение и высокий уровень взаимной эмпатии, тогда как нестабильные дружеские отношения были недостаточно близкими.

Таким образом, в период подростничества, во-первых, устанавливается глубокая связь между нравственным поведением и эмпатией. Во-вторых, если на более ранних возрастных этапах эмпатия формировалась в общении со взрослыми и сверстниками, в ролевой игре, в совместной деятельности, то в подростковом возрасте уже сама эмпатия служит основой для формирования дружественных отношений, для интимно-личностного общения, которое является ведущим видом деятельности подростков.

 

Список литературы

 

1. Крайг Г., Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 992 с.

2. Бодалев А.А., Психология общения: Избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии, 2000. 256 с.

3. Обозов Н.Н., Психология межличностных отношений. Москва: Просвещение, 2010. 191 с.

4. Гаврилова Т.П., Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков. Москва: Педагогика, 1981. 139 с.

5. Эберштейн Д., Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.

6. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия, 1997. 456 с.

7. Ягнюк К.В., Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2013. № 1. С. 44–47.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: