Ребёнку читается рассказ, в котором исследуемые мотивы выступают как личностные позиции персонажей. Прочитав каждый абзац рассказа, педагог выкладывает соответствующий содержанию рисунок, служащий опорой для запоминания. После прочтения текста ребёнку задаётся ряд вопросов. Исходя из содержания ответов, делается вывод об уровне сформированности учебных мотивов.
Цель: определение сформированности мотивов учения.
Возраст: 5-7 лет
Метод оценивания: чтение рассказа в индивидуальном обследовании
Инструментарий: текст рассказа
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не заставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив - рис. 1).
Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка с рис.2, характеризующим учебный мотив).
Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (Карточка с рис.3 - игровой мотив).
Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (Рис.4 - позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (Рис.5 - социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (Рис.6 - мотив получения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.
|
1. Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
3. С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему?
Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.
Оценка результатов.
Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.
Уровни оценивания:
· высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;
· средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;
· низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.
Рисунки к тесту
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:
- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;
- целенаправленность деятельности, ее завершенность;
- степень инициативности ребенка.
Низкий уровень внутренней мотивации (0 – 5 баллов);
Средний уровень внутренней мотивации (6 – 14 баллов);
Высокий уровень внутренней мотивации (15 – 20 баллов).
Степень данных проявлений:
0 - 25% - низкая
30%-70% - средняя
75%-100% - высокая