МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С.А. Рогожин
Методическая разработка деловой игры
«Элемент стратегии TQM: Акцент на потребителя»
Всеобщее управление качеством
Наименование направления подготовки
Управление качеством
Наименование профиля (при наличии)
Управление качеством в производственно-технологических системах
Автор(ы) Протасова Л.Г.
Одобрена на заседании кафедры | ||||
Управления качеством | ||||
(название кафедры) | ||||
Зав.кафедрой | ||||
(подпись) | ||||
Протасова Л.Г. | ||||
(Фамилия И.О.) | ||||
20.03.2013 | ||||
(Дата) | ||||
Екатеринбург
Дисциплина | Всеобщее управление качеством |
(название учебной дисциплины) | |
Деловая игра | Элемент стратегии TQM: Акцент на потребителя |
(тема) |
1. Цели и задачи использования в учебном процессе деловой игры по теме «Элемент стратегии TQM: Акцент на потребителя»: освоить методику расчета индекса потребительской удовлетворенности
Внутрипредметные и межпредметные связи.
№ п/п | Наименование дисциплины | Название темы |
1. | Маркетинг | |
2. | Социология |
3. Компетенции, формируемые в результате освоения студентом данной темы:
ПК-1-221400-00 | Способность анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа |
ПК-2-221400-00 | Способность осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества |
ПК-11 - 221400 | Способность участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества |
Этапы деловой игры
· Первый этап. Информационный. Вводная информация об особенностях деловой игры, постановка целей. Продолжительность 5 мин.
· Второй этап. Организационный. Ознакомление с игровой ситуацией (заданиями), с ролями и правилами игры, выбор ролей. Продолжительность 10 мин.
· Третий этап. Интерактивный. Включает в себя обсуждение хода и содержания игры, взаимодействие участников игры. Продолжительность: с момента получения задания до окончания игры.
· Четвертый этап. Подведение итогов. Послеигровой анализ. Выступление и комментарии экспертов. Продолжительность: 20 мин.
Участники деловой игры
- Потребители услуг общественного питания Студенческой столовой главного корпуса УрГЭУ-СИНХ;
- Студенты – 25 человек;
- Преподаватель – 1 человек.
Здания для участников деловой игры
· Составьте анкету для оценки удовлетворенности потребителей.
· Составьте портрет потребителя;
· Проведите оценку удовлетворенности студентов качеством работы студенческой столовой;
· Разработать рекомендации по улучшению качества продукции и услуг студенческой столовой.
Оборудование для проведения деловой игры
№ п/п | Название этапа | Необходимое оборудование |
Первый этап. Информационный. | ||
Второй этап. Организационный. | ||
Третий этап. Интерактивный | ||
Четвертый этап. Подведение итогов | Мультмедийное оборудование, результат, рекомендации |
Методические указания
к выполнению практических занятий
Работа 1. Реализация принципов
всеобщего управления качеством.
Акцент на потребителя
Цель работы: освоить методику расчета индекса потребительской удовлетворенности внешних потребителей.
Задание 1. Провести оценку удовлетворенности студентов качеством работы студенческой столовой по показателям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Индекс удовлетворенности потребителей (J)
Основные показатели работы столовой | I. Важность для потребителя | II. Оценка качества | III. Общая сумма | IV. Средняя оценка | V. Индекс потребительской удовлетворенности | |||||||
Ранг | Оценка | Баллы | Баллы | Ранг | J | |||||||
1. Качество пищи | 4,9 | 9,75 | ||||||||||
2. Размер порций | 3,6 | 6,5 | ||||||||||
3. Набор блюд в меню | ||||||||||||
4. Разнообразие меню | 3,8 | |||||||||||
5. Качество напитков | 4,2 | |||||||||||
6. Чистота в помещении | 4,8 | 9,5 | ||||||||||
7. Работа персонала | 4,5 | 8,75 | ||||||||||
8. Качество обслуживания | 4,2 | |||||||||||
9. Приемлемость цен | 3,9 | 7,25 | ||||||||||
Итог (абсолютное значение суммы чисел в столбце) | 100,0 | ´ | ´ | |||||||||
Окончание табл. 1
Среднее значение чисел, соответствующих компонентам дерева | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | ||||||
Накопленные (интегральные) значения среднего | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | |||||
Среднее значение оценки работы | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | ´ | 4,1 | 7,75 |
Для выполнения задания в графе I «Важность для потребителя» (столбец 2) проранжируйте показатели качества по степени значимости от 1 («очень важно») до 9 («совсем не важно»). В столбце 3 графы I оцените каждый показатель качества по
5-балльной шкале.
В графе II «Оценка качества» (столбцы 4–8) определите количество опрошенных, поставивших соответствующую оценку каждому из оцениваемых показателей качества.
В графе III (столбец 9) общее количество опрошенных, а в столбце 10 – среднее значение оценки по каждому показателю рассчитанное по формуле (1):
|

где Кi – оценка качества в баллах (1, 2, 3, 4, 5) по каждому компоненту; ni – число респондентов, поставивших данную оценку; N – общее число респондентов, участвующих в опросе.
Например, по показателю «качество пищи» его значение будет равно:
В графе V (столбец 11) проранжируем фактические значения показателей качества работы столовой.
Для определения индекса удовлетворенности потребителя Ji воспользуемся формулой (2):
|

где Ki = 1,0; 0,75; 0,50; 0,25; 0 соответственно.
Занесите данные расчета в графу V (столбец 12).
Проанализируйте полученные результаты:
1) указать показатели, получившие наиболее высокие оценки (выше среднего значения);
2) сформулировать предложения по улучшению показателей, получивших оценки ниже среднего значения;
3) сравнить фактический индекс потребительской удовлетворенности с максимально возможным.
Работа 2 (деловая игра).
Определение показателей качества продукции
экспертным методом
Цель работы: изучить основы количественных измерений показателей качества продукции экспертным методом и научиться применять их на практике.
Задание 1. Сформировать экспертную группу из 4–5 чел. Их задача – рассчитать показатели информированности экспертов по данной группе продукции. Заполните табл. 2.
Таблица 2
Оценка степени информированности эксперта
Источник | Весомость показателей Мi | Степень информированности эксперта | |||
Кi = 10,0 | Кi = 7,5 | Кi = 2,0 | Кi = 0 | ||
«Читаю часто и регулярно» | «Читаю часто, но не регулярно» | «Читаю редко» | «Не читаю» | ||
1. Отечественная литература по вопросам производства и потребления 2. Зарубежная литература по вопросам производства и потребления | 0,10 0,20 | ||||
3. Патентная информация 4. Фирменная информация (каталоги) | 0,15 0,10 |
Задание 2. На основе практического опыта работы экспертов с оцениваемой группой продукции оценить степень знакомства с образцами данной продукции. Заполнить табл. 3.
Таблица 3
Оценка степени знакомства с группой продукции
Характер знакомства | Весомость* показателей Мi | Степень знакомства | |||
Высокая Кi = 10 | Средняя Кi = 7,5 | Низкая Кi = 2 | Отсутствует Кi = 0 | ||
1. Знакомство с образцами продукции на выставках, показах, ярмарках 2. Непосредственное знакомство с технологией производства продукции в России 3. Непосредственное знакомство с технологией производства и потребления продукции за рубежом 4. Знакомство с результатами социологических опросов о предпочтениях потребителей по качеству продукции | 0,12 0,14 0,09 0,10 |
Примечание. * Коэффициенты весомости показателей Мi степени информированности и знакомств могут меняться по согласованию экспертов в группе.
Рассчитать коэффициент самооценки компетентности эксперта по формуле (3):
|

где – самооценка j-го эксперта; Мi – весомость показателей информированности и знакомства; Кij – коэффициент компетентности, зависящий от степени информированности и степени знакомства с продукцией, определяемый в соответствии с данными табл. 2 и 3.
Поскольку = 1,00, а 0
то 0
.
Если эксперт набрал коэффициент компетентности более 0,6, то он считается компетентным и может быть допущен к участию в оценке качества продукции.
Затем определите средний коэффициент компетентности экспертов в группе. Величина коэффициента должна быть не менее 0,6, тогда экспертная группа признается компетентной.
Задание 3. Провести непосредственное ранжирование показателей качества продукции.
Пусть имеется n показателей, характеризующих качество продукции. Каждому i-му эксперту предлагается проранжировать (упорядочить) эти параметры, причем наиболее важному показателю присваивается ранг а/ij = 1; следующему по важности – ранг а/ij = 2 и т.д., вплоть до ранга а/ij = n.
Результаты занести в табл. 4.
Задание 4. Провести экспертизу показателей качества керамических изделий.
Оценить качество продукции по единичным эргономическим, гигиеническим и эстетическим показателям.
Для оценки качества продукции эксперты используют
5-балльную систему.
Провести экспертизу качества единичных эргономических показателей керамических изделий.
Провести экспертизу качества единичных гигиенических показателей.
Провести экспертизу качества единичных эстетических показателей.
Результаты занести в табл. 4.
Задание 5. Рассчитать коэффициенты весомости Мi показателей качества.
Коэффициент весомости i-го показателя Мi определяют по формуле (4):
|

где N – общее число опрашиваемых экспертов (j = 1,2,… N); ij – баллы, проставленные i-м экспертом j-му показателю.
Из формулы (4) вытекает условие проверки правильности расчета коэффициентов весомости:
|

Результаты занести в таблицу.
Таблица 4
Оценка единичных показателей качества продукции
Показатель | Ранг теоретический | Эксперты | Коэффициенты | |||||
Мi (коэф. весомости) | Кi (коэф. показ. качества) | Ранг расчетный | ||||||
Группа I. Эргономические показатели, характеризующие удобство пользования изделием | ||||||||
1.1. Соответствие размеров изделия антропометрическим особенностям руки человека 1.2. Соответствие массы незаполненного водой изделия силовым возможностям человека | 9/40 16/40 | 9/16 | ||||||
1.3. Удобство захвата, удержания, переноски изделия к месту выполнения основных функций 1.4. Удобство пользования изделием при выполнении основных функций | 8/40 | 8/16 | ||||||
Группа II. Гигиенические показатели, характеризующие гигиеничность изделий: 2.1. Уровень загрязняемости 2.2. Уровень очищаемости 2.3. Удобство выполнения операций по санитарно-гигиенической обработке изделия |
Окончание табл. 4
Показатель | Ранг теоретический | Эксперты | Коэффициенты | |||||
Мi (коэф. весомости) | Кi (коэф. показ. качества) | Ранг расчетный | ||||||
Группа III. Эстетические показатели, характеризующие художественно-декоративное назначение изделия: 3.1. Совершенство формы 3.2. Совершенство декора Блеск Белизна |
Задание 6. Аналогично проставить оценки по групповым показателям качества, рассчитать коэффициенты весомости групповых показателей качества. Результаты занести в табл. 5.
Таблица 5
Оценка групповых показателей качества
Показатель | Ранг теор. | Эксперты | Мi (коэф. весомости) | Кi (коэф. показ. кач-ва) | Ранг расчетный | |||
Эргономический Гигиенический Эстетитческий |
Задание 7. Проставить расчетные ранги на основе данных показателей качества (каждому единичному, групповому).
При оценке каждого показателя качества Кi составить неравенство, на основании которого сделать вывод о значимости показателей (ранг расчетный). Например:
К4 < К3 < К1 < К2.
При этом следует иметь в виду, что К2 = 1. Одновременно остальные показатели (свойства) следует соотносить с ним (в данном случае – с К2).
Задание 8. Произвести расчет согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента конкордации. Коэффициент конкордации рассчитывается по формуле (6):
|

где S – сумма квадратов отклонений разности оценки по каждому показателю у i-го эксперта от средней суммы; n – количество экспертов; r – количество показателей качества.
Рост коэффициента конкордации W от 0 до 1 соответствует увеличению степени согласованности мнений экспертов. При полной согласованности мнений экспертов W = 1. Если W < 0,5 (мнения экспертов не согласованы), то приступают к обсуждению мнений экспертов и затем повторяют оценку показателей качества.
Задание 9. Рассчитать комплексный показатель качества.
Расчет комплексного показателя качества товара определяется по формуле (7):
|

где Рi – средняя оценка показатель качества; Mi – коэффициент весомости i-го показателя качества.
Задание 10. На основе полученных значений комплексного показателя качества продукции составить заключение экспертной комиссии, высказав мнение о возможности производства анализируемой продукции.