Фомина Д.С. ЗБ-РНО-51
«Лингвистический турнир по русскому языку»
Цели:
- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку;
-развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
-организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.
Задачи:
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура-раунда. В каждом раунде будет разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре «Лингвистический турнир». Сегодня собрались самые умные, интеллектуально развитые ребята, которые хотят блеснуть своим остроумием и эрудицией
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить громко, чётко, выразительно.
|
Правила игры: каждый правильный ответ команда получает определенное количество звездочек. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее их количество. Если команда не знает ответ, то ход переходит другой команде, если и она не знает, то ведущий вам озвучивает ответ. С места выкрикивать нельзя, иначе ход переходит к соперникам, а если он и верный, то не засчитывается.
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими командами. Каждая из команд проговаривает свое название и девиз.
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию. (Представление жюри).
РАЗМИНКА
1 задание. «Эрудит». Угадай слово по его лексическому значению. (2 минуты)
1.Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. (Термос)
2.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3.Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
4.Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)
5.Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
2 задание. «Фонетический разбор». Командам дается одно слово для фонетического разбора. (3 минуты)
1 команда: подъем
2 команда: съемка
Оценивает работу жюри.
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри, общий счет.
3 задание. «Вспомнить народную мудрость». Командам предлагается исправить известные пословицы. (2 минуты)
|
1.Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)
2.Чтение – лучшее мучение. (учение)
3.Одна нога здесь, а другая в гипсе. (там)
4.Друзья познаются на контрольной. (в беде)
5.Мал ноутбук, да дорог. (золотник)
6.Трудно в учении – легко на каникулах. (в бою)
7. После драки шапками не машут. (кулаками)
Задание. «Черный ящик».
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но в нем очень много ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, то есть исправим все ошибки. (3 минуты)
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Серьеза. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Серьеза
Слово жюри. Общий счет
задание. «Скороговорочное»
Задача участника команды: правильно и быстро произнести скороговорку. На подготовку дается 1 минута.
1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.
2 команда: Променяла Прасковья карасят на три пары чистокровных поросят. Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Слово жюри. Общий счет
6 задание. «Шуточные вопросы»
1 команда: Ответьте на шуточный вопрос: «Что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в прилагательные?»
Ответ. Поменять ударение.
2 команда: Ответьте на шуточный вопрос: «Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия помогут в этом?»
|
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
7 задание «Синтаксис» (5 минут)
1. Что такое синтаксис? Дайте определение.
2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.
1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)
2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)
3) Пришло и завтра. (Наречие)
4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)
5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)
3.Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.
Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),
Времени (дополнение) много и мало.
Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),
Если оно миновало.
С. Я. Маршак
Задание. «Историческое»
В этом конкурсе вы должны определить значение старорусских слов:
выя - шея;
десница - правая рука;
очи - глаза;
шуйца - левая рука;
чело - лоб;
уста - губы,
ланиты - щеки.