Пояснительная записка: Несложная творческая подвижная игра для детей 1-5 лет.
Уровень сложности зависит от возраста детей. Малыши могут прохлопать или протопать ритм, а дети среднего и старшего дошкольного возраста могут повторить заданный ритм на музыкальных инструментах.
Цель: Развитие чувства ритма.
Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах, передачу смены характера музыки с помощью движений.
Актуальность: Возможность применения игры в разных местах (в детском саду или на улице, на прогулке) и разными педагогами. Возможность изменения данной игры в зависимости от возраста, создание небольшого детского оркестра.
Ресурсное оснащение: Кукла для педагога, музыкальные инструменты по выбору педагога (бубны, деревянные ложки и так далее).
Ход игры:
Звучит любая русская народная мелодия.
Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Машей. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.
Игра «Прыг, прыг, скок».
Пояснительная записка: Подвижная творческая игра с элементами хоровода для детей 3-5 лет. Игра может проходить в групповом помещении, в любом зале или на улице в тёплое время года. Лучше, если игру проведёт музыкальный руководитель, так как во время игры можно пронаблюдать уровень развития ритма и творческих способностей у детей.
Цель: Развитие ритмической памяти, метрического чувства.
|
Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, передавать смену характера музыки с помощью движений.
Ресурсное оснащение: маска зайчика, барабан.
Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».
Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!
Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!
Текст можно произнести без пения, если проводит игру не музыкальный руководитель.
Игра «Три медведя».
Пояснительная записка: Настольная игра для детей 3-6 лет. В данную игру можно поиграть в музыкальном зале или в групповом помещении при наличии музыкальных инструментов. Игру может провести музыкальный руководитель или воспитатель.
Цель: Развитие ритмической памяти, метрического чувства.
Задачи: Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках или на музыкальных инструментах.
Элементарное музицирование
Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для речевого и интеллектуального развития речевые упражнения важно проводить через музыкальное сопровождение или собственное пение, прежде всего потому, что музыкальный слух развивается во взаимосвязи с речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста, ритмической основой для которых служит ритм модели. Для озвучивания используются сначала звучащие жесты, потом музыкальные инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
|
Для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры
- Пальчиковая “азбука” (“Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы танцевать”)
- Пальчиковый аккомпанемент
- Пальчиковые игры - песни
Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки поочереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.
- Позиционные пальчиковые игры
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое ИНТЕГРИРОВАННОЕ занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра, упражнение может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!