LESSON 2
Task types – Gap completion
Сегодня поговорим о самом коварном задании в IELTS Listening – GAP COMPLETION.
Начну с того, что это задание бывает в разных формах, но объединяет его то, что вам необходимо вписать определенное количество слов и/или цифр. Задание звучит примерно так Write NO MORE THAN THREE WORDS for each answer. Ограничение по словам/цифрам может быть разное. Так как именно в этом задании бывает чаще всего недопонимание, я хочу рассмотреть наиболее типичные варианты, чтобы вы поняли логику формулировки задания.
- NO MORE THAN THREE WORDS. В данном случае, вы можете написать ответ, используя 1, 2 или 3 слова.
Пример:
Questions: The speaker wants to buy ____________________ and a coffee.
Script:
I think I’ll buy a bottle of water and a coffee.
Что мы должны вписать в качестве ответа?
a bottle of water или water или любой из этих ответов?
Правильный ответ WATER, так как a bottle of water превышает установленный лимит в 3 слова.
- NO MORE THAN TWO WORDS AND/OR A NUMBER.
Вот здесь порой начинается путаница. Если у вас ее нет, то отлично. Если есть сомнения, читаем дальше.
В данном случае, вы можете написать ответ, используя
1 слово и 1 цифру – 12 October
2 слова и 1 цифру – on 12 October
Одну цифру - 55
А теперь о том, как правильно посчитать количество слов
- Все слова считаются, в том числе артикли и предлоги.
Например, a bottle of water = 4 слова
- Число засчитывается за одно слово, даже если оно длинное.
Например, 10, 500 = 1 слово
- Даты в цифровом формате и время засчитываются за 1 слово:
Например: 2.30pm = 1 слово, 20.06.2016 = 1 слово
- Даты, состоящие из цифры и слова считаются так:
20th June = 1 слово и 1 цифра.
- Символы, относящиеся к словам не считаются.
Например: 10% =1 слово
Однако если вы напишите % словом percent, то это уже + 1 слово, т.е.
10 percent = 1 слово и 1 цифра.
- Составные слова, написанные через дефис, считаются одним словом.
Например: hand-out = 1 слово
Итак, мы разобрались с формулировкой инструкции к заданию GAP COMPLETION. Теперь самое время рассмотреть, в какой форме встречается данный тип задания.
- Sentence completion. Может встречаться в форме заметок или Summary.
Например:
В таком случе нужно помнить о том, что вас просят заполнить полноценное предложение, с определенной структурой. Вы должны следить за тем,чтобы не нарушить эту структуру и оставить предложение грамматически правильным.
Как отвечать:
- Как обычно перед прослушиванием нужно просмотреть заявленные вопросы, стараясь предугадать, какая информация потребуется. Не забудьте отметить слова-индикаторы, чтобы не потеряться в тексте
- Во время прослушивания фокусируемся на нужном вопросе, но не забываем про следующий. Используем слова-индикаторы, чтобы понять, что пора переходить к следующему вопросу.
- Помним о синонимах или перефразах. Не заменяются обычно только специфические слова и термины, которые как правило встречаются в Section 3 и Section 4.
- Записывайте в ответы только то, что слышите – не додумываете и не переформулируйте.
ВОТ ЭТОТ пункт очень важен. Не пропустите его. Очень часто студенты придумывают свое, хотя в тексте Listening ответ четко звучит. Запомните, что ответ засчитают правильным только в том случае, если он прозвучал в тексте Listening. В противном случае, вас лишат балла,даже если мысль была правильной.
Пример:
Вот задание:
The money was to be spent on improving Sydney’s ___________________ but has been re-allocated.
А вот кусочек скрипта, где дается ответ на вопрос:
Money that was to have been spent on the restructuring of Sydney’s road system has been re-allocated to a more worthy cause.
Правильный ответ конечно же - road system.
Логически правильным может быть еще road infrastructure. Но только логически.Поэтому, когда делаете заметки, пишите те слова, которе слышите, а не перефразы и синонимы. Синонимами пусть занимаются разработчики тестов IELTS J
- Complete the diagram/Label the picture
Здесь уже нужно работать с фразами, а не с предложениями. НО все равно помните о том, что правильная структура фразы должна быть сохранена.
Как отвечать:
Подход тот же, что и в Sentence completion. НО! Один важный момент! При изучении вопросов, ОБЯЗАТЕЛЬНО обратите внимание на их расположение. Наша логика не всегда совпадает с логикой теста IELTS. Я, например, привыкла рассматривать рисунок сверху вниз или слева направо. Посмотрите, что происходит на рисунке выше. Нумерация, не поддается объяснению, когда вы смотрите на рисунок. Только в ходе разговора вы поймете, что к чему, но будет уже поздно. Я специально взяла этот пример, т.к. в свое время сама попалась в эту ловушку.
Еще раз, внимательно смотрите на расположение и порядок вопросов. Можете даже стрелочками нарисовать последовательность.
Вот примерно так:
- Complete the table
Это задание – нечто среднее между Sentence completion и Complete the diagram/Label the picture. В некоторых таблицах нужно заполнить предложения, а в других – только фразы. От задания Sentence completion его отличает именно формат, и тот же самый формат делает это задание похожим на Complete the diagram/Label the picture. Сейчас расскажу, как работать с таким заданием.
- Как и в случае с диаграммой/рисунком, в первую очередь, обязательно обратите внимание на расположение вопросов. Как я уже писала ранее, вопросы могут располагаться в самом неожиданном порядке. Таблица немного предсказуемее диаграмм, но все-таки нет четкого формата расположения вопросов. Некоторые таблицы нужно читать справа налево, а некоторые сверху вниз. Поэтому, еще раз повторюсь, первым делом определите порядок вопросов. Написала я много, но выполнение шага 1 не должно занять у вас более 5 секунд
- Дальше, как обычно перед прослушиванием нужно просмотреть заявленные вопросы, стараясь предугадать, какая информация потребуется. Не забудьте отметить слова-индикаторы, чтобы не потеряться в тексте.
- Готовы к прослушиванию? Тогда фокусируемся на нужном вопросе, но не забываем про следующий. Используем слова-индикаторы, чтобы понять, что пора переходить к следующему вопросу.
- Помним о синонимах или перефразах. Не заменяются обычно только специфические слова и термины, которые как правило встречаются в Section 3 и Section 4.
- Записывайте в ответы только то, что слышите – не додумываете и не переформулируйте.
- Complete the form:
На первый взгляд одно из простых заданий, но без знания некоторых хитростей и без тренировки на нем с легкостью можно потерять баллы. Когда я начинала готовиться к IELTS, у меня отлично получалась Section 3 и Section 4, но я постоянно проваливала заполнение формы в Section 1.
Хорошая новость в том, что это легко исправляется. Навык выполнять такого рода занятия формируется гораздо быстрее, чем все остальные, необходимые для прохождения IELTS Listening.
Этот информационный блок будет длинным, но легким J
Итак, начнем с того, что представляет из себя этот тип задания и как он выглядит. Как я уже сказала ранее, он всегда присутствует в Section 1 и предполагает внесения каких-то личных данных в определенную форму, шаблон.
Что обычно нужно вписать? Имена/Фамилии, номера телефонов, машин, страховки и т.д., возраст, сумму денег, названия улиц, даты. Если обобщить, то от вас требуется умение писать наиболее типичные имена собственные, знание алфавита и умение им быстро пользоваться, узнавание на слух цифр.
Начнем с имен собственных:
К именам собственным чаще всего относятся имена/фамилии и географические названия. В IELTS чаще всего их проговаривают по буквам и студены на это рассчитывают, т.к. с алфавитом у них обычно проблем не бывает. НО! Пожалуйста, обратите внимание на то, что я сейчас скажу. Это действительно важно:
- Далеко не всегда названия проговаривают по буквам. Самые типичные названия/имена вам придется записывать самим. Например, John, Smith.
- Названия, которые не являются именами собственными обычно не проговариваются по буквам. Например, Fountain Road.
- Даже если название/имя проговорят по буквам, оно может оказаться настолько длинным, что при их проговаривании вы просто можете запутаться в буквах. Поэтому, я предлагаю следующий план действий.
- Вы приготовились услышать название.
- Услышали его в полном варианте (не по буквам).
- Напишите его так, как вы услышали. Большая часть букв гарантированно совпадет.
- Когда спикер будет проговаривать имя/название по буквам, вы проверяете написанное. Если нужно, исправляете.
Таким образом, до проговаривания слова, вы уже знаете чего примерно ждать, у вас есть некая структура этого слова, и проверять будет гораздо проще, чем писать с нуля (особенно это касается сложных и/или длинных названий).
- Все студенты знают слово STREET, но не все ожидают другие варианты. Это те слова, которые по буквам не произносятся. Вы должны уметь их правильно записать. Вот самые распространённые из них:
Road
Lane
Street
Avenue
- Двойные буквы произносятся как DOUBLE. Например, LEE = L-double E
Числа и сложности, которые они могу вызвать:
- Почтовые индексы – postcodes – в отличии от российскихсостоят из букв и цифр. Это просто к сведению, чтобы вы знали чего ожидать.
- НОЛЬ. Какой вариант вы готовы услышать?
Их может быть несколько:
Zero
Oh/O
Nought – для дробей. Например, 0,2 – nought point 2
- ТЫСЯЧИ. Как бы вы сказали 1200?
One thousand 2 hundred?
А еще можно так 12 hundred.
- Даты. Например, 20 июня.
В части Speaking, вы используете the 20th of June.
В Listening, часто такой вариант не подойдет, т.к. ест ограничение по количеству слов, поэтому есть 2 других допустимых варианта:
20th June/20 June
June 20
- Двойные цифры произносятся как DOUBLE. Например, 915578 = 9-1-double 5-7-8
- Очередное напоминание о коварстве IELTS.
Стремление разработчиков IELTS запутать сдающих в этом типе задания выражено особенно ярко.
Типичные проявления:
- Спикер исправляет только что сказанное. Например, называя имя PRESCOTT по буквам. It’s P-R-C-S-O-DOUBLE T... Oh, no it’s S-C-O-DOUBLE T
- Есть еще вариант сбить с толку. Второй участник разговора переспрашивает, иногда неправильно. Например:
- … and the registration number of your car?
- It’s LJX 058K
- Right, LJX 508K
- No, it’s LJX 058K
- IELTS заставит вас заниматься математикой J На самом деле, складывать и вычитать не нужно, хотя иногда может показаться обратное. Вы уже помните, что записывать нужно только то, что вы слышите, а не додумываете.
Вот пример для иллюстрации всего вышесказанного:
Спикер начинает рассуждать о цифрах, например стоимости предмета, используя при этом набор цифр, а вам нужно выбрать правильную. Как правило, первая услышанная цифра не является правильной, поэтому слушайте рассуждения до конца и делайте пометки.
Пример:
В задании вас просят написать
Estimated value of lost item: $ ________________________
Вы слышите следующее:
I’m not sure. Well, the briefcase itself is quite new; I bought it last month for $40. I suppose about $65. The contents are worth about 20 or 25 dollars at least.
Что запишем в ANSWER SHEET?
А запишем мы – 65.
Общие рекомендации для GAP COMPLETION:
- Сохраняйте грамматически правильной структуру предложения или фразы.
- Записывайте в ответы только те слова, которе слышите, а не перефразы или синонимы.
- При переносе ответов в ANSWER SHEET, не допускайте повторения слов/символов, который уже содержатся в задании. Самая частая ошибка – перенос значка валюты.
Пример:
The bicycle costs $ _______.
This bicycle in our shop normally costs 300 dollars. But thanks to the season sales you can now buy it now at a reduced price of only 100 dollars.
Что нужно записать в ANSWER SHEET? Правильный ответ – 100. НЕ 100 dollars и не $100. Значок $ уже есть в тексте задания, поэтому ответ его не должен содержать.
Бывает и обратная ситуация, когда при переносе ответов в ANSWER SHEET забывают поставить значок валюты, несмотря на то, что он не указан в тексте задания.
NOTE: это относится не только к значкам валюты, а много еще к чему. Это своеобразная проверка внимательности.
Вот еще примеры ошибок:
The company sells _________million books every years. (Ответ - 2 million, а нужно написать только 2.)
The meeting starts at ________. (Ответ – 5, а нужно написать только 5 pm.)
- Если вы услышите невероятно сложное слово, которое может являться термином или узко-специализированным названием какой-то части предмета, запишите это названия как сможете, но следите за тем, что в ближайшее время его могут произнести по буквам. Да, такое в IELTS тоже бывает в Section 3. Некоторые сложные слова могут назвать по буквам. Это, например, встречается в диаграммах.