Протокол исследования по методике «Угадайка»




Методика на исследование прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).

Методика исследования прогностической деятельности позволяет выявить качественно-количественные характеристики прогностической деятельности и определить информативные показатели для оценки ее особенностей у детей в норме и с трудностями обучения. В процедуре проведения обследования используется ситуация, в которой испытуемый должен самостоятельно выявить порядок чередования двух событий с учетом правильности или ошибочности своих предсказаний.

Материал: три набора карточек размером 4х4 см с написанными на одной стороне геометрическими фигурами «Круг» или «Квадрат». Размер фигур 2-2,5 см.

— I набор имеет 20 карточек с последовательностью фигур "КрКвКрКв...", повторяющихся в 10 циклах;

— II набор - 60 карточек с последовательностью букв "КвКвКрКр...-.", повторяющихся в 15 циклах;

— III набор - 60 карточек с последовательностью букв "КрКвКв... ", повторяющихся в 20 циклах.

С оборотной стороны мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки. Нумерация каждого набора начинается с единицы. Перед предъявлением I набора экспериментатор показывает ребенку две карточки с написанными на них фигурами "Круг" или "Квадрат". Эти карточки дополнительные и не входят в состав основных наборов.

Проведение

Ребенку сообщается, что фигуры «Круг» и «Квадрат» в наборе, который держит в руке экспериментатор, чередуются в определенном порядке. Нужно догадаться, в каком порядке чередуются буквы. Затем ребенку предлагают угадать, какая фигура нарисована на верхней карточке (на стороне, невидимой ребенку) I набора. После того, как ребенок назовет фигуру, которая по его предположению, написана на верхней карточке, экспериментатор переворачивает ее и показывает ребенку, чтобы он увидел, правильна ли была догадка. Отработанные карточки складываются в стопку изображением фигур вниз.

По окончании предъявления карточек I набора, одобрив действия ребенка, экспериментатор добавляет, что порядок чередования фигур во II наборе будет иным, чем в I наборе. Затем ребенок предсказывает элементы II набора. Отработанные карточки II набора также складываются в стопку изображением символов вниз отдельно от первой (ниже). По окончании предсказаний II набора, без предупреждения об изменении порядка чередования фигур, но акцентировав внимание ребенка на необходимости допускать как можно меньше ошибок, аналогичным образом предъявляется III набор. Отработанные карточки складываются в третью стопку. Ошибки, допускаемые ребенком, фиксируются в протоколе (раздельно для трех наборов записываются номера карточек, в предсказании символа которых допущена ошибка).

После предъявления всех трех наборов, испытуемый опрашивается о порядке чередования фигур в каждом из трех наборов.

 

Краткая характеристика четырех основных показателей

Показатель 1. Этот показатель отражает эффективность формирования адекватного прогноза и оценивается количеством ошибок, допущенных испытуемым в процессе прогнозирования, направленного на выявление порядка чередования элементов второго и третьего наборов в отдельности.

Показатель II. Он характеризует сформированность процессов регуляции, о чем можно судить по общему количеству ошибок "отвлечения", допущенных при прогнозировании II и III наборов. Эти ошибки отражают, главным образом, устойчивость произвольного внимания.

Показатель III. Он дает возможность получить дополнительные данные об особенностях долговременной памяти, обусловленных состоянием механизмов "считывания" информации.

Показатель IV. Успешность прогнозирования в значительной степени зависит от тех стратегий, которые избирают субъект в познавательной деятельности, обеспечивающей активное восприятие информации. Как известно, стратегия - система правил, выбираемая человеком в процессе решения задачи. Выделяются рациональные и нерациональные (наугад) стратегии угадывания. Три стратегии рациональные: 1) стратегия сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью; 2) стратегия с приоритетом для входной информации; 3) стратегия с приоритетом для априорного прогноза.

 


Протокол исследования по методике «Угадайка»

 

Шифр __________ Дата__________ Время ______________ Возраст _____

Инструкции:

№1 « У меня есть две карточки, на первой нарисован круг, а на второй квадрат (демонстрация). А сейчас я предлагаю тебе угадать, какая фигура нарисована на других карточках».

№2 «Ты также должен отгадать, какая фигура на карточке, но только теперь порядок фигур будет другим». (фиксируем в разделе II набор не правильные ответы детей)

№3 «Ты продолжаешь отгадывать, какая фигура изображена на карточке. Только постарайся допускать как можно меньше ошибок».(фиксируем в разделе III набор не правильные ответы детей)

№4 «Скажи, пожалуйста, в каком порядке я предъявляла фигуры в первый раз (во второй и третий)?» (в таблице надо записать, что говорит ребенок.)

I набор  
II набор  
III набор  

 

  I показ-ль (ош. II наб. + ош. III наб./ 2) II показ-ль (ош. II наб. + ош. III наб./ 2) III показ-ль IV показ-ль
Кол-во ошибок        

Тип прогностической деятельности:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: