Слайд первая методика формула темперамента Белова




Результаты диагностики студентов экспериментальной выборки по методике «формула темперамента Белова» показали, что

1. Для большинства испытуемых 45,5% характерен холерический тип темперамента. Студенты этой группы активны и энергичны. Однако у них не хватает терпения и выдержки, предпочитают не подчиняться, а руководить другими.

2. 27,3% студентов этой группы – флегматики: хладнокровные, не подверженные аффективным вспышкам личности, склонные к лени даже в ситуации, постоянно требующий активности. Они не чувствительны к нападкам уживчивы в коллективе.

3. 18,2% испытуемых являются сангвиниками. Они хорошие собеседники, умеют и любят общаться легко заводят друзей

4. Меньше всего в рассматриваемой группе насчитывается студентов, которые обладают меланхолическим типом темперамента. Их 9%. Они недоверчивые, полны сомнений. Готовы во всем видеть повод для тревоги, остерегаются давать обещания, так как детально продумывают все трудности, связанные с их выполнением.

Уровень выраженности процессов возбуждения, торможения и подвижность нервных процессов определялся с помощью методики Я. Стреляу.

Далее:

На слайде приведено процентное соотношение этих уровней у студентов экспериментальной группы.

По данным рисунка, мы видим, что по первой экспериментальной шкале «уровень выраженности процессов возбуждения» большинство студентов, а именно 45,5% имеют высокий результат. Для них характерна быстрая включаемость в работу, низкая утомляемость, высокая работоспособность и выносливость. Низких результатов по этой шкале не выявлено

· По шкале «уровень выраженности процессов торможения» у большей половины студентов экспериментальной группы показатели разделились на высокие 36,3% и выше среднего (тоже 36,3%.) Для указанных студентов характерными индивидуальными особенностями являются высокий самоконтроль, бдительность, собранность, хладнокровие в поведенческих реакциях. У 9% студентов выявлены показатели выраженности процессов торможения ниже среднего. Для этой группы испытуемых характерным является слабый контроль в поведенческих реакциях, порой расхлябанность, не требовательность и снисходительность к себе, склонность к истерии.

·

По третьей шкале «уровень подвижности нервных процессов» большинство испытуемых 54,5% показали результат выше среднего, меньшинство 9% – имеют высокий результат. Для них характерны решительность и смелость в поведенческих реакциях. Низкие показатели по 3 шкале в экспериментальной группе не выявлены.

Следующим этапом психологической диагностики стало изучение акцентуации характера с помощью опросника Шмишека. СЛАЙД С МЕТОДИКОЙ

В результате исследования были получены следующие результаты:

1. Гипертермический тип акцентуации характера выражен у большинства испытуемых 36,3%, они почти всегда имеют хорошее самочувствие, настроение, высокий жизненный тонус. Это молодые люди с завышенной самооценкой, весёлые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, хорошие собеседники, умеющие развлекать других, но отличающиеся недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям

2. Застревающий тип акцентуации характера выявлен у 18,2% студентов. Они умеренно общительны, склонны к нравоучениям, неразговорчивы. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. Основной чертой характера для этой группы испытуемых является склонность к эффектам: например, обидчивость, ревность, подозрительность.

3. Для 18,1% студентов характерен циклотимный тип акцентуации характера. Им свойственны периоды смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

4. 9% студентов экспериментальной группы имеют демонстративный тип акцентуации характера. Они характеризуются повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, лёгкостью в установлении контактов. Ими движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне.

5. У 9% испытуемых выявлен возбудимый тип акцентуации характера. Для них характерны повышенная импульсивность, грубость, склонность к конфликтам, в которых они сами являются активной, провоцирующей стороной. Отмечается низкая контактность в общении, равнодушие к своему будущему.

6. Экзальтированный тип акцентуация характера выявлен у 9% студентов. Им свойственна высокая контактность, влюбчивость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, отличаются привязанностью к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания.

Далее мы рассмотрим исследование особенностей межличностных отношений студентов с использованием методики Т. Лири. Слайд с методикой

Были получены следующие результаты:

1.Авторитарный тип отношения с окружающими в умеренной степени выражен для 18,2% студентов экспериментальной группы. Они относятся к авторитетным лидерам, успешным в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения.

Для большинства испытуемых – 81,8 процентов характерна низкая степень выраженности авторитарного отношения к окружающим. Это уверенные в себе, упорные, настойчивые молодые люди, необязательно лидеры.

 

2. Эгоистичный тип отношения к окружающим в умеренной степени характерен для 18,2%. этим студентам свойственны эгоистичные черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. Большинство же испытуемых 81,8 процентов имеют низкую степень эгоистичного отношения к окружающим

3. Агрессивный тип отношения к окружающим в умеренной степени выражен у 18,2 испытуемых. Они отличаются требовательностью, прямолинейностью, откровенностью, строгостью и резкостью в оценке других. Подавляющее большинство студентов экспериментальной группы 81,8 процентов имеют низкую степень агрессивного отношению к окружающим.

4. Подозрительный тип отношения к окружающим не является характерным для 90,9% студентов экспериментальной группы. В то время как 9,1% испытуемых показали умеренную степень выраженности подозрительного отношения к окружающим. Они испытывают трудности в общении из-за неуверенности в себе.

5. Починяемый тип отношения к окружающим в низкой степени выражен у 81,8% испытуемых. Они эмоционально сдержанны, способны подчиняться, не имеют ярко выраженного собственного мнения, при этом 18,8% студентов имеют умеренную степень выраженности подчиняемого типа отношения с окружающими. Они застенчивы, склонны подчиняться более сильной личности вне зависимости от ситуации.

6. 100% студентов экспериментальной группы имеют низкий уровень выраженности зависимого типа отношения к окружающими. Они конформны, доверчивы, склонны к восхищению окружающими.

7. Дружелюбный тип отношений с окружающими характерен с умеренной степенью выраженности для 18,2% студентов. Они склонны к сотрудничеству, гибки, компромиссны при решении проблем, в конфликтной ситуации стремятся быть в согласии с мнением окружающих. При этом почти 82% студентов продемонстрировали низкую степень выраженности дружелюбного типа отношения с окружающими.

8. Альтруистический тип отношения с окружающими с низкой выраженностью характерен почти для 91% В то время как 9 процентов студентов проявили умеренную степень выраженности альтруизма им свойственна ответственность по отношению к людям, бескорыстность и отзывчивость.

Статистический анализ результатов эмпирического исследования проводился с использованием корреляционного анализа с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона.

 

Наибольший интерес из полученных результатов исследования представляют:

- установленная прямая корреляционная связь на уровне 0,05% между выраженностью холерического типа темперамента и авторитарным типом отношения к окружающим (r=0.310)

- установленная прямая корреляционная связь на уровне 0,05 между гипертермическим типом характера и эгоистичным типом отношения к окружающим (r=0,353), а также на уровне 0,01 между гипертермическим типом характера и авторитарным типом отношения к окружающим (r=0,545). Чем ярче проявляются в характере студента гипертермическая акцентуация чем больше такие молодые люди стремятся доминировать в коллективе, могут быть авторитетными лидерами, успешными в делах.

- установленная взаимосвязь между уровнем выраженности холерического типа темперамента и авторитарным типом отношению к окружающим на уровне 0,05. Чем более у студентов выражена холерическая составляющая темперамента, тем чаще молодой человек лидирует во всех видах групповой деятельности, поучает, во всём полагается на своё мнение, не умеет принимать совета других.

Таким образом, выдвинутая в исследование гипотеза о том, что существует взаимосвязь между индивидуальным психологическими особенностями личности студентов и их поведением в коллективе, подтвердилось

Представленные результаты исследования являются важными и актуальными для решения прикладных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса в Высшей школе, а также учет индивидуально типологических особенностей студентов дает возможность избежать дезадаптации при включении студентов в новые виды деятельности и успешно формировать актив студенческих групп, студенческие коллективы, для осуществления разнообразных видов деятельности в условиях современного ВУЗа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: