Инновационная политика предприятия




Проанализировать материал, составить конспект по следующим вопросам:1. Что такое инновационная политика

Подходы применяемые при инновационной политике

Факторы влияющие на инновационную политику

Каким образом инновации влияют на конкурентоспособность

Объем конспекта максимум 2 страницы рукописного текста в тетради.

Оценивается фотоотчет в группе. Время выполнения до конца пары.

Инновационная политика предприятия

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.

Инновационная стратегия - это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:

· 1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

· 2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

· - исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, опытное производство и распространение инноваций);

· - повышение качества и сертификация продукции;

· - обновление производственной базы (техническое перевооружение);

· создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

· - освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

o - исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, опытное производство и распространение инноваций);

o - повышение качества и сертификация продукции;

o - обновление производственной базы (техническое перевооружение);

o - создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

o - освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

o 1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;

o 2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:

o - целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

o - приоритетность - выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

o - альтернативность проектных решений - разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

o - комплексность - охват инновациями смежных сфер деятельности;

o - обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

o - адаптивность - корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда - это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

· - материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

· - технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

· - степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:

· - наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

· - высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

· - наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

· - наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;

· - наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.

Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

· 1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий к общему объёму реализованной продукции);

· 2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка к общему объёму реализованной продукции);

· 3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);

· 4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).

Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Таким образом, инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: