Проанализировать материал, составить конспект по следующим вопросам:1. Что такое инновационная политика
Подходы применяемые при инновационной политике
Факторы влияющие на инновационную политику
Каким образом инновации влияют на конкурентоспособность
Объем конспекта максимум 2 страницы рукописного текста в тетради.
Оценивается фотоотчет в группе. Время выполнения до конца пары.
Инновационная политика предприятия
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
Инновационная стратегия - это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:
· 1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
· 2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
· - исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, опытное производство и распространение инноваций);
· - повышение качества и сертификация продукции;
· - обновление производственной базы (техническое перевооружение);
· создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
· - освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
o - исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, опытное производство и распространение инноваций);
o - повышение качества и сертификация продукции;
o - обновление производственной базы (техническое перевооружение);
o - создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
o - освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
o 1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;
o 2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.
Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
o - целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
o - приоритетность - выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
o - альтернативность проектных решений - разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
o - комплексность - охват инновациями смежных сфер деятельности;
o - обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
o - адаптивность - корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда - это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
· - материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
· - технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
· - степень износа основных фондов и т. д.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
· - наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;
· - высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;
· - наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
· - наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
· - наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.
Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
· 1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий к общему объёму реализованной продукции);
· 2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка к общему объёму реализованной продукции);
· 3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);
· 4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.
Таким образом, инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.