Прием запоминания соответствий. Упражнение «Я какой?»




Приложение

Эффективное запоминание

Цели тренинга:

• создание позитивного эмоционального фона;

• развитие внимания;

• формирование ассоциативного мышления и умения обобщать;

• развитие творческого мышления и воображения;

• формирование установки на возможность внутреннего самосовершенствования, снижение тревожности и повышение уровня безопасности;

Сценарий занятий:

Все приемы эффективного запоминания можно условно разделить на пять групп:

• приемы запоминания порядка (последовательности) элементов

• приемы запоминания соответствий (например, страна - ее столица, слово - его перевод, автор - принадлежащие ему произведения и т.д.)

• вспомогательные приемы, необходимые для перекодировки неудобной для запоминания информации в более пригодный для усвоения вид

• принципы эффективного запоминания

• знание законов рационального запоминания для правильного использования природной памяти: уменьшения нагрузок на память и улучшения качества запоминания (секреты эффективного запоминания)

Приемы запоминания последовательностей:

Метод ассоциаций

Ассоциация – это связь между словами, понятиями, идеями, при которой восприятие или вспоминание одного влечет за собой извлечение из памяти другого. Например: «Жук ползет по креслу », «Круглая белая ромашка похожа на фонарь ».

Основные правила создания ассоциаций:

  1. Ассоциации должны бать не стандартными, индивидуальными, связанными с личным опытом;
  2. Представляйте ассоциации как можно белее многомерно – наглядно со звуками, запахами, температурой, весом и т.д.;
  3. преувеличивайте или как-то необычно деформируйте ваши ассоциации;
  4. придавайте ассоциациям движение.

Создайте как можно больше сложных и подвижных ассоциаций для запоминания пар слов (Рис. 4).


Жук – кресло

Перо – вода

Очки – ошибка

Ромашка – фонарь

Голубь – картина

Лейка – трамвай

Сумка – ветер

Сапоги – котел

Замок – трава

Спичка – овца

Вилка – море

Лыжи – завод

Рыба – пожар

Топор – кисель

Роса – пила


Упражнение «Метод связанных ассоциаций»

Дается для запоминания список слов. Каждый должен быстро соединить их в единый сюжет, не нарушая порядок слов и используя как можно меньше лишних слов (Рис. 5.).

Карта, птица, журнал, шампунь, орех, крокодил, облако, банан, стакан, платок, ключ, клубок, ложка, червяк, носки.

Затем на другом листе или закрыв этот, воспроизводим те слова, которые запомнили. После ведущий зачитывает слова для проверки.

Упражнение «Метод Цицерона»

Разновидность метода связанных ассоциаций. Великий оратор древности мог говорить часами, не пользуясь конспектами, не сбиваясь и не повторяясь. Его метод заключался в том, чтобы запоминаемые единицы (покупки, пункты плана, цифры и др.) расставить (или написать) в хорошо знакомой комнате или местности в строго определенном порядке. Затем, когда нужно воспроизвести эту информацию, человек вспоминает данную комнату и «считывает» то, что было написано.

Тренировка начинается с того, что каждый называет слово, предмет. Группа с помощью ведущего мысленно расставляет его в комнате. Затем каждый должен воспроизвести эти предметы. Подобным образом проводятся еще несколько циклов, при которых постепенно в перечень включаются отвлеченные понятия (пункты плана, например). Сначала – два-три, затем больше. Постепенно количество запоминаемых слов может достигать 40-50.

Прием запоминания соответствий. Упражнение «Я какой?»

На первую букву своего имени придумайте характеристику: «я какой?». Итак, Алла — алая...

Тренер называет имя и характеристику игрока, сидящего слева (справа), затем свои, следующий называет имена и характеристики уже двоих предыдущих игроков и свои. И так по кругу — последнему игроку придется назвать имена и характеристики всех участников группы.

Упражнение вызывает большой эмоциональный подъем, снимает усталость, настраивает на сплочение и на предстоящую работу.

Легко ли было выполнять задание? Что запомнилось (понравилось) больше всего?

Вывод: память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение. По такому же принципу устроен компьютер (Рис.1.).

Приемы перекодировки информации:

Метод цифровых крючков

Любую из разновидностей метода связанных ассоциаций можно представить как вешалку с крючками для одежды. Сами крючки на вешалке неизменны, меняется лишь одежда. В методе цифровых крючков в роли крючков выступают сами цифры, а точнее ассоциации по форме к ним. Список из таких слов-ассоциаций очень легко запомнить.

Итак: Пусть цифра 1 будет гвоздь (вы можете выбрать и другие образы для некоторых или же всех цифр);

2 – лебедь

3 – волны (усы)

4 – стул (перевернутый)

5 – утюг (беременная женщина, надкусанное яблоко)

6 – навесной замок (вишня)

7 – клюшка (удочка, коса)

8 – снеговик (женщина с пышными формами, бабочка)

9 – воздушный шарик с ниткой (зонтик, фонарь)

0 – мяч (глаз)

Для каждой цифры надо выбрать только один, самый подходящий для вас ключевой образ. Проверить себя несколько раз насколько хорошо вы помните этот список, повторяя его подряд и выбирая цифры наугад. Когда вы будете уверены, что список усвоен вами не хуже, чем “2х2”, то приступайте к запоминанию. Теперь, чтобы запомнить любые десять слов по порядку вам нужно поочередно связывать их с соответствующими ключевыми словами.

Метод ЦБК (цифро-буквенный код)

ЦБК одна из самых совершенных техник запоминания, имеющая очень широкий спектр применения и пригодная даже для людей с не очень развитой фантазией и воображением.

Системы запоминания, основанные на цифро-буквенных кодах начали использовать очень давно, около 400 лет назад. Однако с тех пор как Станислав Минкфон Весншайн предложил первую такую систему в середине 17 века, она неоднократно изменялась и усовершенствовалась. Основные изменения внес в эту систему англичанин Ричард Грей уже в 18 веке. В наше время цифро-буквенный код и системы запоминания, связанные с ним успешно применяют студенты ведущих университетов и высших технических школ мира. В нашей стране эта техника мало известна. Некоторыми из причин такого положения, то, что в оригинале цифро-буквенный код создан для латинского алфавита, а также кажущаяся сложность усвоения.

Цифро-буквенный код основан на условном соответствии между согласными звуками и цифрами от 0 до 9. Есть цифро-буквенные коды, основанные на соответствии гласных звуков и цифр, есть коды, основанные на смешанном соответствии, одним словом - вариантов ЦБК много. В отличие от большинства других - данный ЦБК является двумерным, в нем одной цифре соответствуют сразу две буквы, что значительно расширяет возможности его применения, а также облегчает его.

 

Таблица цифро-буквенного кода.

Цифры                    
Буквы г Д к ч п ш с В р н
  ж Т х щ б л з Ф ц м

Для того, чтобы свободно пользоваться ЦБК эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать как таблицу умножения.

Перекодируем цифры в слова. В слове первая буква должна быть согласной (35 – КэП, КуБ; 66 - ШиЛо). Для числа 83 надо составить слова, в которых первая согласная будет В или Ф, а вторая согласная - К или Х. Например, вокзал, вихрь, фикус. Когда вы запомните таблицу ЦБК, составление таких кодовых слов для двузначных чисел, не будет представлять для вас никакого труда.

Чтобы перевести в слова однозначные числа их можно сначала сделать двузначными и запоминать их как 00, 01, 02, 03 и т.д. Другой способ перевода однозначных чисел в слова - это подбирать такие слова, где буква, соответствующая цифре, будет единственной в слове, например 3 - ухо, 8 - фея 1 - еж (уж, йог) и т.д.

Обратите внимание, что в одно слово можно превращать и сразу три цифры, в этом случае слов (то есть единиц запоминания получатся меньше, что, естественно нам очень выгодно). Например, 950 - рубин, 478 -часовой, 892 - ворота, 302 - кондуктор, 697 – шерсть. К большому сожалению не все трехзначные числа (но все же большинство) можно перекодировать в слова.

ЦБК может пригодиться вам для запоминания любой цифровой информации: телефоны, исторические даты, географические объекты, расчетные счета, пин-коды, анкетные данные, номера машин.

Упражнение «Палата № 6»

Несколько участников (1–3) выходят из комнаты. Ведущий предупреждает группу, что участники сейчас будут заходить и по кругу задавать любые вопросы, на которые необходимо ответить в следующей последовательности: первый отвечающий в любом случае говорит «да», второй отвечает на вопрос, который был задан первому участнику, третий отвечает на вопрос, который задавался второму, четвертый — на вопрос третьего и т.д. Таким образом, происходит «сдвиг по фазе» (другое название упражнения). Задача же участника, который вначале выходит, а потом задает вопросы, определить, по какому принципу идут ответы на вопросы.

Секреты запоминания.

Психологические исследования определили следующие закономерности:

  1. Процесс заучивания неравномерен. Это означает, что подъемы в воспроизведении сменяются определенными спадами. Однако ухудшение заучивания является временным явлением благодаря последующим повторениям. Они увеличивают способность мозга запоминать и вспоминать информацию.
  2. Вторая закономерность – скачкообразность процесса запоминания. При заучивании какого-либо материала человек может наткнуться на своеобразную «стену», которая не дает серьезно продвинуться в запоминании. Однако каждое новое повторение «пробивает» брешь в этой стене, и в какой-то момент происходит резкий рост заученного материала. Это объясняется тем, что поначалу следы запоминаемого материала в памяти не позволяют мозгу создать по ним единую картину. С увеличением числа таких следов их влияние резко возрастает, что позволяет вспомнить обширный объем информации.
  3. Третье правило таково: при работе с легким для заучивания материалом первые повторения приносят намного больший результат, чем следующие. Это объясняется тем, что основная несложная часть текста запоминается быстро и легко – для нее достаточно небольшого числа повторений. А вот оставшаяся, хоть и небольшая, трудная часть текста требует, куда больших усилий для ее запоминания, поэтому эффективность дальнейших повторений меньше, чем первых.
  4. Четвертая закономерность: со сложными текстами дело обстоит совершенно по-другому. При запоминании трудного материала первые повторения дают меньший результат, чем последующие. Незначительный эффект от первых повторений и увеличение его при дальнейших обуславливаются явлением, описанным во втором пункте.
  5. Пятое правило утверждает, что для повышения эффективности запоминания материала необходимо осуществлять повторения не только в процессе заучивания, но и при его закреплении в памяти. Такое двойное повторение многократно усиливает способность мозга прочно и надолго запоминать материал.

Помимо вышеописанных закономерностей, существуют также некоторые условия, повышающие эффективность процесса запоминания. Одним из таких условий является активность и разнообразность повторения, чтобы оно не превращалось в обычную зубрежку. Этого можно добиться с помощью постановки различных задач, связанных с заучиваемым материалом. Например, ответить на вопросы по теме, изобразить текст графически в виде схемы, рисунка или таблицы. Такое активное запоминание улучшает формирование связей в мозгу и их активизацию. Таким образом, происходит более качественное и эффективное запоминание.

Одним из примеров активного повторения является пересказ текста после его прочтения. Результат эксперимента, проведенного однажды в одном из вузов Москвы. Четырем группам студентов был зачитан один и тот же отрывок лекции. Одной группе его читали целых четыре раза. Другой – три раза, но при этом один раз студенты пересказывали его содержание. Студенты третьей группы по два раза слушали и пересказывали текст. А четвертая группа слушала лишь один раз и трижды пересказывала материал. Анализ результатов проверки усвоения материала в этих четырех группах однозначно показал, что бесконечное повторное прочтение или прослушивание материала не приносит практически никаких результатов. Только активное повторение текста помогает надежно закрепить материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: