Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики




ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 


Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

План ответа:

- определение сурдопедагогики;

- определение «глухие дети», определение «слабослышащие дети»;

- основоположник сурдопедагогики;

- объект дошкольной сурдопедагогики;

- предмет дошкольной сурдопедагогики;

- задачи и методы дошкольной сурдопедагогики.

Сурдопедагогика (от лат. «surdus» - глухой) - педагогическая наука, раздел специальной педагогики об обучении, воспитании, развитии и коррекции нарушений у лиц с патологией слухового анализатора.

Выделение дошкольной сурдопедагогики в составе этой области научного знания является очень важным.

Задание. Раскройте значение выделения дошкольной сурдопедагогики. Укажите, какую категорию детей она охватывает. ___________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (тугоухих) и глухих.

Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретённым в раннем детстве или врождённым.

Задание. Раскройте специфические особенности, присущие глухим и слабослышащим детям, демонстрирующие различия между лицами этих групп.

Глухие дети Слабослышащие дети
     

Основоположник сурдопедагогики - испанский монах Педро Понсе де Леон.

Задание. Запишите данные о том, почему Педро Понсе де Леона принято считать основоположником сурдопедагогики. _______________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Объект дошкольной сурдопедагогики - образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом как особая функция общества.

Предмет дошкольной сурдопедагогики - процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В дошкольном воспитании Л.С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания» детей с нарушенным слухом.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики:

- содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, оказание им своевременной педагогической помощи;

- выявление закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха; изучение влияния снижения слуха на физическое, познавательное, социальное, речевое развитие, а также на развитие личности;

- организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушениями слуха в семье;

- разработка теоретических основ развивающей и коррекционной работы: определение задач, принципов, методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;

- определение содержания воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях варьирования форм организации и сроков обучения (детские сады для детей с нарушениями слуха, группы при специальных школах, группы при массовых детских садах и др.);

- совершенствование методик коррекционно-педагогической работы с детьми (методик развития речи, развития слухового восприятия, обучения произношению);

- поиски новых форм организации педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;

- содействие полноценной интеграции детей с нарушениями слуха, в среду слышащих;

- укрепление преемственных связей дошкольных учреждений со школой, различными общественными организациями.

Методы дошкольной сурдопедагогики.

Изучение психолого-педагогических условий, в которых протекает воспитание и обучение детей, определение эффективности коррекционной работы возможно в том случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников и др. Каждый из указанных методов обретает действенность лишь в сочетании с другими.

Наблюдения применяют для изучения процессов воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Задачей педагогического наблюдения является накопление, систематизация и анализ фактов, характеризующих особенности детской деятельности, эффективность овладения материалом по разным разделам программы, используемые методы и приёмы. Целенаправленность наблюдения определяется выбором цели, объекта, планом проведения, формой фиксации результатов. Объектами наблюдений могут быть дошкольники с нарушениями слуха в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий, в свободной деятельности. Для специалистов важное значение приобретает проведение наблюдений за деятельностью сурдопедагога и воспитателей, тщательный анализ методов и приёмов.

В процессе анализа наблюдений важно выявление как положительных, так и негативных фактов и результатов. Достоинством данного метода является то, что он является естественным, не нарушающим ход заранее запланированной работы. Однако наблюдения часто являются недостаточно точными, а в некоторых случаях субъективными. Чтобы сделать наблюдения более достоверными, наряду с письменной записью используются аудио- и видеозапись, фотосъёмка.

Анализ документации. Для характеристики особенностей развития ребёнка со сниженным слухом важное значение имеет знакомство с документацией: историей развития ребёнка, заключением ПМПК, аудиограммами и другими данными о состоянии слуха, раннем развитии и т. д. Знакомство с медицинской документацией помогает установить причины и время снижения слуха, структуру нарушений, наличие дополнительных недостатков в развитии, выявить условия, в которых воспитывался ребёнок, и их влияние на его развитие. Важное значение имеет характеристика психолога. Большое значение придаётся анализу пед. документации: протоколов обследования ребёнка, характеристик, тетрадей и т. д.

Эксперимент. Это активный метод исследования. Эксперимент может носить различный характер: быть констатирующим или формирующим, индивидуальным или фронтальным. В условиях констатирующего эксперимента выявляются особенности развития детей, которые в наблюдениях недостаточно проявляются. Для педагогической науки важное значение имеет обучающий, или формирующий, эксперимент, его цель - апробация новых педагогических технологий, проверка научных предположений. При организации эксперимента важна достоверность полученных данных, поэтому в процессе анализа используется качественный анализ материала, а также применяются методы количественного анализа, в том числе методы математической статистики.

Изучение детских работ. Результаты деятельности ребёнка, например, рисунки, поделки, постройки, дают возможность судить об уровне развития разных видов детской деятельности, характеризуют уровень развития психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления).

Задание. Рассмотрите работы детей. Проанализируйте их. Для этого попробуйте самостоятельно определить критерии анализа. Запишите результаты анализа.

Критерии оценки

 

 

Поделки из пластилина Рисунки
   

 

Беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование чаще всего используются в процессе общения с педагогами, родителями для сбора информации о развитии детей, особенностях воспитания и обучения в детском саду и дома. Эффективность этих методов зависит от определения целей беседы (анкеты, интервью), точности поставленных вопросов, правильной фиксации и анализа ответов.

Так как перечисленные методы носят вербальный характер, они имеют ограниченное значение в процессе общения с дошкольниками с нарушениями слуха вследствие недоразвития их речи. Наиболее затруднительно и малоэффективно проведение бесед с малышами. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить беседы, материалы которых необходимо подкреплять данными наблюдений, анализа психолого-педагогической документации, результатами бесед с педагогами и взрослыми.

Изучение литературных источников. Изучение сурдопедагогической литературы предполагает ориентирование в поставленной проблеме, подкрепление данными научной и методической литературы представлений, сформированных в процессе использования других методов, например наблюдений, эксперимента. Как правило, знакомство с какой-либо проблемой начинается с обзора соответствующей литературы. Можно выделить научную и методическую литературу по дошкольной и школьной сурдопедагогике и сурдопсихологии (монографии, сборники научных трудов, учебники, методические пособия); литературу по дошкольной педагогике и психологии; литературу по смежным дефектологическим дисциплинам (олигофренопедагогика, логопедия и др.). Изучение литературных источников предполагает знакомство с периодическими изданиями, например журналами «Дефектология», «Дошкольное воспитание», со справочниками и словарями.

Задание. Сформулируйте основное назначение методов дошкольной сурдопедагогики.

Методы дошкольной сурдопедагогики
наблюдение анализ документации эксперимент изучение детских работ беседы изучение литературных источников
           

 

Задание. Укажите основные достоинства и ограничения использования методов дошкольной сурдопедагогики.

Методы Основные достоинства Ограничения в использовании
наблюдение      
анализ документации      
эксперимент      
изучение детских работ      
беседы, анкеты и др. словесные методы      
изучение литературных источников      

 

Задание. Предложите темы (5 - 6), в соответствии с которыми может быть организован и проведён педагогический эксперимент с участием детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Тематика
Дети раннего возраста Дети дошкольного возраста
   

 

В целом выделение дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических дисциплин обусловлено психофизиологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, необходимостью их учёта при организации жизни и создании условий воспитания и обучения, отличающихся от школьных.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: