Модель освоения чужой культуры М. Беннета
Практически все люди в определенной степени этноцентричны, но, осознавая собственный этноцентризм, человек должен стараться уважать этноцентризм других людей и вырабатывать гибкость при взаимодействии с ними. Умение выстраивать эффективные коммуникации с представителями других этносов и культур связано с развитием навыков межкультурной компетентности, позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп в сочетании с умением понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.
Процесс развития этнокультурной компетентности представлен в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета, американского ученого-культуролога, директора Исследовательского института межкультурного развития (США), который выделяет шесть этапов, отражающих отношение человека к различиям между родной и чужими этническими группами.
Согласно модели М. Беннета (рис. 5.2), человек проходит шесть этапов личностного роста[1]:
• три этноцентристских этапа (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий);
• три этнорелятивистских этапа (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной
Этноцентристские этапы
Этап отрицания межкультурных различий характерен для людей, которые не обладают навыками или опытом общения с представителями других культур. Они не осознают различий между культурами, а собственная картина мира рассматривается ими как универсальная. 1 2
На стадии отрицания наиболее эффективным методом формирования межкультурной компетенции является организация межкультурных мероприятий: международных вечеров, недель межкультурного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костюмами, кухней и т.п.
|
Этап защиты от культурных различий люди переживают тогда, когда культурные различия воспринимаются как угроза для их существования. В такой ситуации люди пытаются противостоять им, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие – как "неправильные". Этот этап в крайних формах может характеризоваться навязчивыми призывами гордиться собственной культурой, которая рассматривается как идеал для всего человечества.
В качестве примера можно привести теорию эволюционизма в этнологии, стоящую на позициях европоцентризма и считающей все другие культуры менее развитыми. В рамках этой же концепции зародился и широко применяемый сегодня термин "развивающиеся страны", который в качестве эталона развития всех стран рассматривает прогресс европейского и американского уровней.
На стадии защиты эффективны такие методики формирования межкультурной компетенции, которые обращают внимание на элементы культуры, общие для всех взаимодействующих культур, и особенно на их положительные черты.
Этап минимизации межкультурных различий означает, что люди признают их, не связывают с ними негативные оценки, но определяют как незначительные. На этом этапе развития межкультурной компетенции наиболее эффективны рассказы о собственном опыте межкультурного контакта и другие примеры, демонстрирующие культурные различия в поведении. Полезно в это время устроить встречу с представителями иной культуры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.
|
Этнорелятивистские этапы
Этап признания этнокультурных различий (одобрения) означает принятие человеком права на иной взгляд на мир. На данном этапе существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают удовлетворение при обнаружении и исследовании различий.
Этап адаптации к межкультурным различиям предполагает, что человек может не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не ощущая дискомфорта. На этом этапе идет знакомство с языком, а параллельно и с особенностями невербального поведения. Данная стадия готовит людей к признанию относительности культурных ценностей – главного элемента в воспитании межкультурной компетентности.
Именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности. Но в процессе ее развития человек способен подняться еще на одну ступень.
Этап интеграции означает, что ментальность человека включает миропонимание не только своей, но и других культур. В результате у него формируется бикультурная идентичность. Это высший этап освоения чужой культуры, который можно назвать этапом личностного роста, когда человек практически преодолел этноцентризм. Такого человека можно назвать посредником между культурами.
Можно предположить, что на пути интеграции некоторые люди идут дальше, овладевая так называемой конструктивной маргинальностью. На этом уровне появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность, которая как бы находится вне культурных рамок. Для такого человека не существует естественной культурной идентичности, как и понятия об абсолютно правильном поведении. При этом он словно освобождается от оков культуры и открывает для себя, что, по его мнению, есть много других способов быть хорошим, честным и красивым.