Организационная структура урока. Тема: «Карфаген – преграда на пути к Сицилии
У р о к № 54.
Тема: «Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном »
Педагогические цели
| Создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; способствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими событиями и историческими персонажами
| Тип и вид урока
| Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экспедиция
| Планируемые
результаты (предметные)
| Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
| Личностные результаты
| Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)
| Метапредметиые результаты
| Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкоде, социальном окружении и др.; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
| Основное
содержание темы,
понятия и термины,
персоналии
| Причины военных столкновений Рима с Карфагеном. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Первая Пуническая война (264-241 годы до н. э.), ее результаты. Начало Второй Пунической войны, переход Ганнибала через Альпы. Римская армия. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.). Битва при Каннах (216 г. до н. э.). Победа римлян в войне. Рим - хозяин западного Средиземноморья. Пуны, пентеры. Гамилькар, Ганнибал, Сципион
| Образовательные ресурсы
| Карта «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. План-схема «Битва при Каннах». Учебная картина «Переход войска Ганнибала через Альпы»
|
Организационная структура урока
Этапы урока
| Формы, мето- ды, методические приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Форма контроля
|
|
характеристика
основных видов
деятельности
| формируемые УУД
|
| I. Мотивация к учебной деятельности.
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| Мы с вами начали изучать древнейший мир. Много ли мы с вами о нём знаем? Хотелось ли бы вам узнать об этом государстве больше? Давайте попробуем это сделать.
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
| Быстрое включение в деловой ритм
|
|
| II. Постановка учебной задачи
| Фронтальная.
Словесный.
Беседа
| Подчинив всю Италию, римляне стали стремиться к захвату плодородного острова Сицилия. Но их попыткам воспротивился Карфаген. Посмотрите на карту. Найдите его местоположение. Какими территориями владел Карфаген? Как вы думаете, что могло произойти между ними? И первая война состоялась и была выиграна Римом. Как вы думаете, что произошло дальше? Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?
| Слушают учителя и отвечают на его вопросы, формулируют учебные задачи урока
| Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия
| Беседа
|
| III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Первая Пуническая война (264-241 гг. до н. э.)
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой, беседа
| Организует работу с картой, предлагает найти и показать Апеннинский полуостров, Италию, Римскую республику.
Войска Ганнибала вторгаются в Италию.Приступая с учащимися к изучению нового материала о Пунических (карфагенских) войнах, учитель напоминает детям, что захват греческих колоний на юге Италии потребовал гораздо больше усилий от римских легионеров, чем подчинение других территорий. Остров Сицилия — оплот бывшей Великой греческой колонизации, а позднее объект интереса Карфагена. Целесообразно изучить местоположение Сицилии на карте, обратив внимание на её удачное расположение на. перекрёстке торговых путей Западного Средиземноморья. Завладеть Сицилией означало для Рима подчинить всё Западное Средиземноморье. Захватив Италию, Рим подошёл вплотную к границам владений Карфагена, господствовавшего на море. Первая война не принесла окончательной победы Риму. Нужно было время для подготовки к следующему этапу соперничества за Западное Средиземноморье.
Задание (на наблюдение, выявление отличий)
1. Изучите по карте территории владений Карфагена иРима в Средиземноморье. Определите, в чём состояла римская угроза Карфагену. *2. Проследите путь Ганнибала из Испании через Альпы. Изучите, возможны ли были другие пути и насколько они были стратегически оправданны. *3. Чем объясняется упорство Рима в войнах с Карфагеном, длившихся более ста лет? 4. Определите, вчём был просчёт римлян в начале Второй Пунической войны с Карфагеном. Определите последствия этого для римлян.
| Находят на карте и показывают Апеннинский полуостров, Италию, Римскую республику, остров Сицилия, Карфаген
| Познавательные: понимают условные обозначения на карте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
| Работа с картой, беседа по вопросам
| Вторая Пуническая война (218-201 гг. до н. э.)
| Групповая. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом, картой, планом-схемой, рассказ, беседа
| Битва при Каннах в 216 г. до н.э. Учитель подчёркивает, что это одно из самых грандиозных сражений древности. Битва при Каннах — крупнейшее сражение времён Второй Пунической войны между римской армией (80 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы; в сражении участвовало 63 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы), которой в день сражения командовал консул Теренций Варрон, и карфагенской армией Ганнибала (40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы). Римская пехота, имея глубокий и плотный боевой порядок, атаковала центр карфагенского войска и потеснила его. Однако карфагенская конница разгромила на флангах римскую конницу, после чего римская пехота была окружена и почти вся уничтожена. Римляне потеряли 48 тыс. убитыми и 10 тыс. пленными, карфагеняне — 6 тыс. убитыми.
Учитель заключает, что для Рима это были разрушительные потери.
Задание 1 (на наблюдение, группировку)
1. Изучите план битвы при Каннах. В чём проявилось полководческое искусство Ганнибала? 2. Укажите преимущества войска Ганнибала. 3. Почему легион оказался удобной мишенью в этой битве? 4. Определите, конница или пехота была решающей в битве. 5. Укажите причины (не менее трёх) поражения римлян.
Задание 2 (практическая работа в группах по «Рабочей карте»)
Рабочая карта № 1
1. Изучите карты Пунических войн. Назовите цели сторон в войнах между Римом и Карфагеном. 2. Почему битва при Каннах вошла в историю?
Рабочая карта № 2
Составьте обзор войн республиканского Рима с указанием причин, основных событий, итогов.
Рабочая карта № 3
Продемонстрируйте на примерах единение, общность интересов римлян, их самоотверженность в достижении общей цели.
| Извлекают информацию из текста, карты. На основе работы с текстом, картой, планом-схемой составляют рассказ очевидца событий
| Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладевают навыками смыслового чтения
| Работа с картой, рассказ
| Окончание войны
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа с картой
| Окончание войны.
Задание
1. Докажите, используя факты, что военный успех оказался переменчив даже для такого талантливого полководца, как Ганнибал. 2. Обсудите в парах, в чём состоял просчёт Ганнибала. 3. В группах обсудите и выдвиньте убедительные аргументы, подтверждающие, что римляне быстро извлекали уроки из своих поражений и меняли ситуацию в свою пользу. 4. В чём состоял план Сципиона? Насколько он оказался эффективным? 5. Назовите решающие условия победы Рима в Западном Средиземноморье.
| Прослеживают по карте ход событий
| Коммуникативные: слушают и понимают речь других
| Работа с картой
| IV. Закрепление знаний и способов действий
| Парная. Словесный, игровой. Игра
| Организует игру в «крестики-нолики», предлагает играющим задавать друг другу вопросы по теме. При правильном ответе играющий ставит свой знак
| Формулируют вопросы на знание хронологии, географических объектов, фактов, персоналий, терминов
| Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: управляютповедением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий; умеют задавать вопросы
| Игра
| Рефлексия учебной деятельности
| Заключитель-ная беседа по вопросам; монологические вы оказывания
| Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке мне понравилось, потому что…
-Я был огорчён, так как
- Сципион – это…
-Ганнибал- это…
-
| Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют
дневники
достижений
| Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
| Листы обратной связи
| | | | | | | | | | | | |
V. Информа-
| Фронтальная.
| § 47. Индивидуальное задание (сообще-
| Воспринимают
| Регулятивные: принимают учеб-
| Задание
| ция о домаш-
| Словесный.
| ние о первой морской победе римлян
| задание, уточняют
| ную задачу
| в рабочей
| нем задании
| Сообщение
| по интернет-ресурсам); задание 63 в ра-
|
|
| тетради,
|
| учителя
| бочей тетради. Комментирует задание по контурной карте
|
|
| сообщение
|
|
Поиск по сайту:
|