Организационная структура урока. Тема: «Карфаген – преграда на пути к Сицилии




У р о к № 54.

Тема: «Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном »

Педагогические цели Создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; спо­собствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими событиями и историческими персонажами
Тип и вид урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экспедиция
Планируемые результаты (предметные) Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
Личностные результаты Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)
Метапредметиые результаты Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкоде, социальном окружении и др.; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии Причины военных столкновений Рима с Карфагеном. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Первая Пуническая война (264-241 годы до н. э.), ее результаты. Начало Второй Пунической войны, переход Ганнибала через Альпы. Римская армия. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.). Битва при Каннах (216 г. до н. э.). Победа римлян в войне. Рим - хозяин за­падного Средиземноморья. Пуны, пентеры. Гамилькар, Ганнибал, Сципион
Образовательные ресурсы Карта «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. План-схема «Битва при Каннах». Учебная картина «Переход войска Ганнибала через Альпы»

Организационная структура урока

 

 

Этапы урока Формы, мето- ды, методиче­ские приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля  
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД  
I. Мотивация к учебной деятельности. Фронтальная. Словесный. Слово учителя Мы с вами начали изучать древнейший мир. Много ли мы с вами о нём знаем? Хотелось ли бы вам узнать об этом государстве больше? Давайте попробуем это сделать. Приветствуют учителя. Органи­зуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм    
II. Поста­новка учеб­ной задачи Фронтальная. Словесный. Беседа Подчинив всю Италию, римляне стали стремиться к захвату плодородного острова Сицилия. Но их попыткам воспротивился Карфаген. Посмотрите на карту. Найдите его местоположение. Какими территориями владел Карфаген? Как вы думаете, что могло произойти между ними? И первая война состоялась и была выиграна Римом. Как вы думаете, что произошло дальше? Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? Слушают учителя и отвечают на его вопросы, формули­руют учебные за­дачи урока Регулятивные: принимают учеб­ную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия Беседа  
III. Усвоение новых зна­ний и спосо­бов действий. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Первая Пуни­ческая война (264-241 гг. до н. э.) Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, рабо­та с картой, беседа Организует работу с картой, предлага­ет найти и показать Апеннинский полу­остров, Италию, Римскую республику. Войска Ганнибала вторгаются в Италию.Присту­пая с учащимися к изучению нового материала о Пу­нических (карфагенских) войнах, учитель напоминает детям, что захват греческих колоний на юге Италии по­требовал гораздо больше усилий от римских легионеров, чем подчинение других территорий. Остров Сицилия — оплот бывшей Великой греческой колонизации, а позд­нее объект интереса Карфагена. Целесообразно изучить местоположение Сицилии на карте, обратив внимание на её удачное расположение на. перекрёстке торговых путей Западного Средиземноморья. Завладеть Сицилией означа­ло для Рима подчинить всё Западное Средиземноморье. Захватив Италию, Рим подошёл вплотную к границам владений Карфагена, господствовавшего на море. Первая война не принесла окончательной победы Риму. Нужно было время для подготовки к следующему этапу соперни­чества за Западное Средиземноморье. Задание (на наблюдение, выявление отличий) 1. Изучите по карте территории владений Карфагена иРима в Средиземноморье. Определите, в чём состояла римская угроза Карфагену. *2. Проследите путь Ганни­бала из Испании через Альпы. Изучите, возможны ли были другие пути и насколько они были стратегически оправданны. *3. Чем объясняется упорство Рима в войнах с Карфагеном, длившихся более ста лет? 4. Определите, вчём был просчёт римлян в начале Второй Пунической войны с Карфагеном. Определите последствия этого для римлян.   Находят на карте и показывают Апеннинский полу­остров, Италию, Римскую респуб­лику, остров Сици­лия, Карфаген Познавательные: понимают ус­ловные обозначения на карте; ис­пользуют знаково-символические средства для решения учебной задачи Работа с картой, беседа по вопросам
Вторая Пуни­ческая война (218-201 гг. до н. э.) Групповая. Словесный, наглядный, практический. Работа с тек­стом, картой, планом-схе­мой, рассказ, беседа Битва при Каннах в 216 г. до н.э. Учитель подчёр­кивает, что это одно из самых грандиозных сражений древ­ности. Битва при Каннах — крупнейшее сражение времён Второй Пунической войны между римской армией (80 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы; в сражении участвовало 63 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы), которой в день сражения ко­мандовал консул Теренций Варрон, и карфагенской армией Ганнибала (40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы). Римская пехота, имея глубокий и плотный боевой порядок, атако­вала центр карфагенского войска и потеснила его. Однако карфагенская конница разгромила на флангах римскую конницу, после чего римская пехота была окружена и поч­ти вся уничтожена. Римляне потеряли 48 тыс. убитыми и 10 тыс. пленными, карфагеняне — 6 тыс. убитыми. Учитель заключает, что для Рима это были разруши­тельные потери. Задание 1 (на наблюдение, группировку) 1. Изучите план битвы при Каннах. В чём проявилось полководческое искусство Ганнибала? 2. Укажите пре­имущества войска Ганнибала. 3. Почему легион оказался удобной мишенью в этой битве? 4. Определите, конница или пехота была решающей в битве. 5. Укажите причины (не менее трёх) поражения римлян. Задание 2 (практическая работа в группах по «Рабо­чей карте») Рабочая карта № 1 1. Изучите карты Пунических войн. Назовите цели сторон в войнах между Римом и Карфагеном. 2. Почему битва при Каннах вошла в историю? Рабочая карта № 2 Составьте обзор войн республиканского Рима с указа­нием причин, основных событий, итогов. Рабочая карта № 3 Продемонстрируйте на примерах единение, общность интересов римлян, их самоотверженность в достижении общей цели.   Извлекают инфор­мацию из текста, карты. На основе работы с текстом, картой, планом-схемой составля­ют рассказ оче­видца событий Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладева­ют навыками смыслового чтения Работа с кар­той, рассказ
Окончание войны Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, бесе­да, работа с картой Окончание войны. Задание 1. Докажите, используя факты, что военный успех оказался переменчив даже для такого талантливого пол­ководца, как Ганнибал. 2. Обсудите в парах, в чём состо­ял просчёт Ганнибала. 3. В группах обсудите и выдвиньте убедительные аргументы, подтверждающие, что римляне быстро извлекали уроки из своих поражений и меняли си­туацию в свою пользу. 4. В чём состоял план Сципиона? Насколько он оказался эффективным? 5. Назовите реша­ющие условия победы Рима в Западном Средиземноморье.   Прослеживают по карте ход со­бытий Коммуникативные: слушают и понимают речь других Работа с картой
IV. Закреп­ление знаний и способов действий Парная. Сло­весный, игро­вой. Игра Организует игру в «крестики-нолики», предлагает играющим задавать друг другу вопросы по теме. При правильном ответе играющий ставит свой знак Формулируют во­просы на знание хронологии, гео­графических объ­ектов, фактов, персоналий, тер­минов   Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: управляютповедением партнера, осуществля­ют контроль, коррекцию и оценку его действий; умеют задавать во­просы Игра
Рефлексия учебной деятельности Заключитель-ная беседа по во­просам; моно­логические вы оказывания   Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал… - Сегодня на уроке мне понравилось, потому что… -Я был огорчён, так как - Сципион – это… -Ганнибал- это… - Определяют свое эмо­циональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Личностные: приобретают мотивацию к процессу об­разования. Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, анали­тических умений; приобре­тают умение мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Листы обратной связи
                       

 

V. Информа- Фронтальная. § 47. Индивидуальное задание (сообще- Воспринимают Регулятивные: принимают учеб- Задание
ция о домаш- Словесный. ние о первой морской победе римлян задание, уточняют ную задачу в рабочей
нем задании Сообщение по интернет-ресурсам); задание 63 в ра-     тетради,
  учителя бочей тетради. Комментирует задание по контурной карте     сообщение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: