Сегодня учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности ОУ, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к частной школе. Рост самостоятельности и свободы ОУ привел к росту ответственности ОУ за эффективность своей деятельности. Направленность школ на выживание требует изменений в процессах управления ими. Решение задач адаптации, выживания и развития в новых условиях обязывают ОУ не только отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды.
Следствием нестабильности экономики является актуальность риск – менеджмента, привлекающее особое внимание как теоретиков, так и практиков. В образовательной деятельности глобализация образовательных услуг стала толчком к росту инвестиций (как прямых, так и косвенных, например, через заказ на подготовку определенного количества выпускников). В результате финансовые инвестиции являются одновременно и источником риска и способом его сглаживания. Стратегия управления рисками оперирует экономической, политической, правовой, а также технологической и производственной составляющей риска, что приводит к формированию корпоративного риска.
|
Сфера образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность ОУ в контексте качества образования (качества подготовки учащихся). При этом следует учитывать, что к определению качества образования необходим многосторонний подход, в котором затрагиваются как внешние, так и внутренние цели, стоящие перед образованием. Он должен соответствовать установленным стандартам и нормам, быть обеспеченным необходимыми качественными ресурсами (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент учащихся, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.). Еще одним элементом оценки качества образования является качество результатов деятельности ОУ (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.) [1].
Большинство передовых образовательных учреждений (ОУ) внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются:
· отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых;
· отсутствие сравнительной базы экономических показателей
· отсутствие специалистов и структур по управлению рисками.
В процессе своей образовательной деятельности вузы сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на деятельность образовательного учреждения, при этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. Поэтому важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели ОУ - оказание качественных образовательных услуг.
|
В соответствии с приведенной классификацией рисков ОУ выделены основные внутренние и внешние риски ОУ, влияющие на качество подготовки учащихся(табл. 1).
Внешние риски | Внутренние риски |
Переход на новую систему финансирования | Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг |
Уменьшение бюджетной составляющей финансирования | Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка |
Экономический кризис | Недостаточный набор учащихся |
Конкуренция | Высокая цена на оказание образовательных услуг |
Изменение конъюнктуры на рынке труда | Имидж ОУ на рынке труда |
Структура управление ОУ | Недостаточное развитие материальной базы |
Изменение законодательства РФ в области образования | Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др.) |
Зависимость от мировых тенденций | Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников |
Политические изменения | Недостаточное оснащение помещения |
Таблица 1. Риски образовательного учреждения
Проанализировав наборы пересекающихся рисков, можно сделать вывод, что для всех заинтересованных сторон наибольшее число пересечений приходится на риски, так или иначе зависящие от качества подготовки специалистов. Это говорит о том, что данный компонент качества наиболее важен, и поэто му в первую очередь необходимо уметь определять величину рисков, связанных с этой составляющей. Определение рисков следует начать с уровня обеспечивающей подсистемы, т. е. ОУ, и завершить уровнем потребителей специалистов.В качестве показателей степени риска можно использовать коэффициенты риска, показывающие вероятность неблагоприятных исходов при достижении цели определенного уровня одной из заинтересованных сторон. Таким образом, нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, изменения валютных курсов, неконтролируемая инфляция, а также многие другие факторы, характерные для текущего состояния экономики, создают условия возникновения риска в деятельности ОУ, поэтому непременной частью менеджмента качества является необходимость внедрения и использования системы управления рисками в образовательной деятельности.
|
Заключение
Управление рисками – это одна из составляющих общеорганизационного процесса производства, поэтому оно должно быть интегрировано в этот процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. При этом важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления.
Сфера образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность ОУ в контексте качества образования. В условиях рынка образовательное учреждение самостоятельно решает, в каких целях и как использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы: материально – технические, трудовые, финансовые, информационные и т.д. При этом экономическая ответственность, которую несет ОУ, нацеливает его руководителей на повышение эффективности использования всех видов ресурсов. Следует помнить, что в рыночной экономике выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, наладит производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высокий доход для своих работников.
Список использованной литературы:
1. Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент» - М., 2015 г.
2. Бляхман Л.С. «Основы функционального и антикризисного менеджмента» - СПб., 2009 г.
3. Костюкова Т. П. Концепция оценки рисков в образовательной деятельности вуза [Текст] / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы Девятой международной научно-методической конференции (12-13 февраля 2009 г.). - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009.-Т.1. - С. 363-366.
4. Никитина Н.Ш., Щеглов П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. / Никитина Н.Ш.//Университетское управление: практика и анализ.- 2016. - №1
5. Смирнов Э.А. «Разработка Управленческих Решений», Москва,2001.